Шуйская-Смоленская икона Божией Матери

икона10 августа совершается празднование Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, а также чудотворных списков с этого образа. Среди них – почитаемая в Шуе икона, называемая «Шуйская-Смоленская». Приводим краткую историю явления святого образа Шуйской иконы и памятные события, связанные с ней.

 

1654/1655 гг. Как и всю Московию, Шую охватила моровая язва, во время которой погибла почти половина населения города. Прихожане Воскресенской церкви решили написать обетную икону Пресвятой Богородицы и поручили это известному иконописцу Герасиму Иконникову. Герасим начал писать образ со Смоленской иконы Божией Матери. Образ был написан за несколько дней, и уже во время его создания случилось чудо: икона сама изменила свое начертание. После того, как икону с торжеством внесли в храм, раздалось чудное благоухание, слышимое всеми присутствующими. Исполнившись духовной радости от предчувствия небесного заступления Богородицы, шуяне усугубили свои молитвы. Через три дня моровая язва в Шуе чудесно прекратилась. Так была обретена прославленная впоследствии икона Божией Матери. В том же 1655 году в Шуе была поставлена часовня в память чудесного избавления от случившегося бедствия.

1666-1667 г. Во вторник Светлой седмицы у Смоленской иконы, стоявшей в Воскресенской церкви, исцелился бесноватый отрок Иаков, долго страдавший от духовного недуга. После этого события чудеса от образа умножились. За полтора года было записано 103 случая чудесных исцелений от иконы. 28 июля 1666 г. специальная комиссия церковных иерархов, которую возглавлял архиепископ Суздальский и Торусский Стефан, приехала в Шую и засвидетельствовала чудеса от иконы. Икона была признана чудотворной и стала называться «Шуйской-Смоленской», ей было установлено празднество 2 ноября (15 ноября по н.с.), в память об избавлении Шуи от морового поветрия. Воскресенская церковь стала с того времени называться соборной.

1710 г. В Шуе произошел опустошительный пожар, от которого сгорел почти весь город. Сильно пострадал от пожара и Воскресенский собор, но явленная икона осталась невредимой. Крупные пожары в Шуе также случались в 1766 и в 1792 гг., но икона вновь оказалась не тронутой огнем.

1722 г. Шую посетил император Петр I, который, страдавший неким недугом, был исцелен от списка Шуйской-Смоленской иконы. Поклонившись шуйской святыне, русский царь пожелал забрать икону с собой, но шуяне уговорили его оставить им чтимый образ.

1729 г. Шую посетила царевна и Великая княжна Елисавета Петровна, которая отличалась набожностью и, как отмечали, имела особое благоволение к Шуйской-Смоленской иконе.

1831 г. Случилось новое бедствие: Шую и ее окрестности охватила эпидемия холеры. После крестного хода с чудотворной иконой вокруг города эпидемия скоро ослабела и прекратилась. От болезни погибло около трехсот горожан. 28 июля был установлен ежегодный крестных ход по улицам старого города в память об избавлении Шуи от холеры по молитвам Богородицы.

1837 г. Город посетил будущий наследник престола Александр II. Царевич был в Воскресенском соборе, приложился к чудотворному образу, и ему был подарен список Шуйской иконы.

1848 г. В Шуе вновь случилась эпидемия холеры, и вновь жители города и окрестных селений ходили с крестными ходами в местах, где свирепствовала болезнь, от которой скончалось почти двести человек.

1883 г. Была издана книга настоятеля Воскресенского собора Евлампия Правдина «Сказание о чудесах, бывших от Шуйской-Смоленской иконы Божьей Матери». В книге были собраны все известные свидетельства благодатной помощи от чтимого образа.

1922 г. В Шуе, близ Воскресенского собора случились трагические события, унесшие несколько человеческих жизней. В ходе столкновений между комиссией по изъятию церковных ценностей и защитниками православных святынь, которые не пускали святотатцев в собор, было убито четверо человек. Одним из пафосов защитников церковных ценностей была благоговейная память к Шуйской иконе, украшенной драгоценным окладом. После суда над «зачинщиками беспорядков» был расстрелян настоятель Воскресенского собора протоиерей Павел Светозаров, а также палехский священник Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков. Эти события, названные «Шуйское дело», получили большой резонанс в советской России.

1924 г. Уроженцем Шуи священником Николаем Миловским была составлена церковная служба Шуйской-Смоленской иконе Богородицы.

1939 г. После закрытия Воскресенского собора «в трехдневный срок» из него исчезает явленная чудотворная икона. Следы Шуйского-Смоленского образа теряются.

1954 г. В Шуе праздновалось 300-летие обретения Шуйской-Смоленской иконы.  Поскольку собор был закрыт, праздничная служба, возглавляемая епископом Ивановским Поликарпом, совершалась в Преображенской церкви пос.Мельничное.

2005 г. 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Богородицы и ее чтимых списков по благословению Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия (Щурова) был совершен большой крестный ход по улицам Шуи с участием духовенства Иваново-Вознесенской епархии. В крестном ходе участвовало около 10 тыс. жителей и гостей города. С этого времени крестный ход в честь чтимой иконы совершается в Шуе ежегодно.