Православные и католики в служении милосердия

1polshaПредседатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом «Православные и католики в служении милосердия» на конференции «Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России» (Варшава, 28-30 ноября 2013 года).

Уважаемые организаторы и участники конференции!

Очень рад, что мы собрались вместе на эту встречу. История российско-польских отношений насчитывает более 1000 лет. В прошлом многое нас разъединяло, много было противоречий и взаимных претензий. За эти десять веков между нашими народами случались кровопролитные войны, разделы территорий и захваты власти. Русские нападали на поляков, поляки нападали на русских. По-разному можно смотреть на те драматические страницы нашей общей истории. Оставим разбираться в этом специалистов — историков, политиков, дипломатов.

В XX веке наши народы объединили трагические события — репрессии, порожденные тоталитарными режимами. Движение «Солидарность», в котором в конце 1980-х польские профсоюзы объединились для борьбы с коммунистическим режимом, вызвало большое сочувствие среди обычных людей в Советском союзе. Потому что все мы тогда страдали от одного общего врага — атеистической власти. Хорошо, когда объединяет радость и победа, но бывает так, что объединяет общая боль и страдание.

Вспомним Катынь, где без суда и следствия были расстреляны тысячи невинных жертв тоталитарного режима — и поляков, и русских. Как говорится в Совместном послании народам России и Польши, которое подписали в августе 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Председатель Польской епископской конференции митрополит Перемышльский Юзев Михалик, тоталитарные режимы, «руководствуясь атеистической идеологией, […] боролись со всеми формами религиозности и вели особенно ожесточенную борьбу с христианством и нашими Церквами. Жертвами оказались миллионы невинных людей, о чем напоминают многочисленные места казней и могилы, находящиеся как на русской, так и на польской земле».

По словам Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Кирилла, «Катынь стала местом общей скорби, местом общих глубоких переживаний. Ничто не роднит людей так, как общее страдание…»

Сегодня, в результате политических и социальных перемен, произошедших в конце XX века, наши Церкви получили возможность свободно исповедовать христианство, а также принимать участие в преобразовании общества, опираясь на традиционные христианские ценности. И хотя мы не можем объединиться в таинствах, мы можем объединиться в добрых делах. Нас может объединить не только память о тех, кто страдал раньше, но и помощь тем, кто страдает сегодня. Помощь детям, оставшимся без попечения родителей; помощь инвалидам и неизлечимо больным людям; помощь тем, кто хочет избавиться от страшных зависимостей — алкоголизма и наркомании.

Причем нам, русским, не обязательно заниматься реабилитацией этих людей в Польше, а вам, полякам, искать нуждающихся в России. Мы можем каждый на своем месте помогать тем, кому плохо и в этом быть едиными. Можем собираться вместе, чтобы решать общие проблемы организации помощи этим людям. Хотя нуждающиеся принадлежат к разным национальностям, разным вероисповеданиям, разным культурным традициям, живут в разных странах и в разных условиях, но проблемы у них одни и те же. Бедность, болезнь, пристрастие ко греху, одиночество, безверие, отчаяние. Страдание и боль на разных языках называются по-разному, но означают одно и то же.

Мы не сходимся с Католической Церковью в формулировке догматов веры, по-разному устраиваем нашу церковную жизнь, отличаемся в практике молитвы, используем разные чинопоследования, но к страданию ближних мы относимся одинаково, по-евангельски, сохраняя единство в исполнении заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Мы можем вместе совершать дела милосердия, обмениваться опытом и учиться друг у друга.

В 2004 году мы познакомились и подружились с католической Общиной св. Эгидия, которая занимается социальной деятельностью и благотворительностью в разных городах Италии и еще в более чем 70 странах мира. Община была образована в 1968 году в Риме и накопила большой опыт в делах милосердия, особенно в организации добровольческой помощи в столовых для неимущих, а также работе с бездомными. Когда мы начинали нашу работу с нуждающимися, нас вдохновлял тот образ любви к ближнему, который являет эта Община.

В 2010 году наши сотрудники побывали у вас в Польше и познакомились с польским опытом церковного социального служения. Например, нас поразил размах традиционных благотворительных акций — «Рождественская свеча милосердия», когда желающие, покупая свечи, жертвуют на добрые дела, и «Великопостная неделя милосердия», когда верующие откладывают в копилку и жертвуют то, что им удается сэкономить, отказавшись от развлечений и излишеств. Эти и другие замечательные акции проводят в Польше три религиозных благотворительных организации: «Каритас», «Елеос» и «Диакония», с которыми мы тоже подружились.

К сожалению, в XX веке в России и на всем пространстве страны, которая называлась Советским Союзом, была прервана почти 1000-летняя традиция христианского служения милосердия. Вернее, она сохранялась в тайне, негласно, отдельными подвижниками, многие из которых впоследствии были канонизированы, как новомученики и исповедники. Такой была, например, св. мученица Татиана Гримблит. Всю свою сознательную жизнь она посвятила помощи заключенным — отправляла посылки в лагеря, писала письма. Помогала всем, зачастую, совершенно незнакомым людям. Тратила на это все, что зарабатывала. Сохранились письма архиереев, которые горячо благодарили ее не только за продуктовые посылки, но и за нравственную поддержку. Она писала замечательные стихи и обладала даром утешать и поддерживать всех гонимых за веру. Мученица Татиана специально окончила медицинское училище, чтобы ухаживать за больными. В те страшные времена она, ничего не боясь, говорила о своей вере открыто. В 1937 году ее расстреляли на Бутовском полигоне.

В годы гонений Русская Православная Церковь была заперта в храмах и не могла организовывать даже своих прихожан для помощи нуждающимся. Церковь не могла приобщать к делам милосердия детей. Да и внутри церковной ограды не было свободы — велись тщательные наблюдения за церковной и внебогослужебной деятельностью прихожан, проверяли списки тех, кто прибегал к Таинствам Крещения и Венчания. Государство вмешивалось во все стороны церковной жизни. Церковные деньги, пожертвованные верующими, изымались государством в форме «пожертвований в Фонд мира».

Но вот уже четверть века Русская Православная Церковь свободна. За эти годы социальное служение из инициатив отдельных энтузиастов превратилось в одно из главных общецерковных деланий, в котором участвуют все члены Церкви — от Святейшего Патриарха до ученика воскресной школы. Святейший Патриарх Кирилл принимает непосредственное участие в выработке документов, посвященных организации социальной работы в Русской Православной Церкви, посещает социальные учреждения — детские дома для детей-инвалидов, центры реабилитации наркоманов и алкоголиков, социальные приюты для бездомных, инициирует общецерковные сборы средств для помощи пострадавшим во время стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, внимательно следит за тем, как в епархиях и на приходах помогают нуждающимся. Каждое личное обращение за помощью к Святейшему Патриарху Кириллу находится на особом контроле.

На Архиерейских Соборах были приняты основополагающие документы, касающиеся регулирования церковной деятельности в социальной сфере: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» и другие.

Создан Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, который занимается координацией церковных социальных начинаний во всех епархиях Русской Православной Церкви. Отдел разрабатывает методики помощи всем категориям нуждающихся, организует сотрудничество с государственными структурами и общественными организациями, занимается обучением церковных социальных работников, фандрайзингом и созданием общецерковного добровольческого движения милосердия. Задача этого Отдела — поддержать все добрые начинания, все дела милосердия, которые совершаются в Церкви и с ее участием.

Отдел участвует в работе по совершенствованию законодательства. Нами были предложены поправки к законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», направленные на снижение числа абортов. Чтобы Церковь могла более эффективно участвовать в социальной деятельности, Отдел заключает соглашения с профильными ведомствами. Например, было подписано соглашение с Министерством чрезвычайных ситуаций, что облегчило доступ представителей Церкви в район бедствий для координации помощи пострадавшим. Кроме того, было подписано Соглашение с Министерством здравоохранения и социального развития, которое создало правовую базу для открытия в медицинских госучреждениях домовых храмов. Соглашение с Государственным антинаркотическим комитетом позволило начать организацию общероссийской системы реабилитации наркозависимых и так далее.

Особое внимание мы стараемся уделять обучению социальной работе — издаем методические пособия по организации социальной работы на приходах, для обмена опытом проводим конференции и съезды по социальному служению. А с 2011 года Отдел организует курс вебинаров — бесплатных онлайн-семинаров, которые проводят специалисты Отдела и приглашенные эксперты по различным направлениям социального служения. Участником вебинаров может стать любой человек, у которого есть выход в интернет. Эти занятия очень востребованы в регионах: в настоящее время число активных участников превышает 500 человек, а всего с начала курса прошли регистрацию больше 3 тысяч человек. Большинство участников семинаров впоследствии успешно реализуют свои новые социальные проекты.

Мы стараемся привлекать к делам милосердия как можно больше людей, причем не только практикующих верующих — воцерковленных прихожан храмов, но и всех желающих помогать. Церковь, таким образом, объединяет всех людей доброй воли, вне зависимости от того, участвуют ли они в Таинствах. В рядах наших добровольцев есть неверующие люди, есть и представители других конфессий. Московская служба добровольцев «Милосердие» насчитывает более 1000 активных волонтеров. Таких добровольческих движений становится в Москве все больше. Открываются добровольческие службы и в других регионах нашей страны. Наша задача — активизировать служение милосердия на каждом приходе, привлечь к делам любви и сострадания как можно больше людей.

Очень рад, что Польша по числу разводов — одна из последних в Европе. Так же как и по числу абортов, которые в стране практически запрещены (только по медицинским показаниям). Рождаемость в Польше одна из самых высоких в Европе и с каждым годом продолжает расти. В России, к сожалению, все не так. Мы находимся в числе мировых «лидеров» как по числу разводов, так и по количеству абортов. Разрушение семьи — причина большинства социальных проблем. Поэтому в Русской Православной Церкви мы стараемся уделять особое внимание проблемам семьи. В 2011 году была создана Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Комиссия занимается популяризацией семейных ценностей, поддержкой многодетных семей, противодействию абортам, помощью одиноким матерям, детям-сиротам.

В ноябре 2013 года Комиссией был разработан основной документ «Рекомендации по организации церковной работы в области поддержки семьи, защиты материнства и детства», который разослан во все епархии Русской Православной Церкви. В нем собраны предложения по организации церковной работы в защиту семьи, которые могут быть осуществлены на приходах. Эти рекомендации были приняты и скорректированы Святейшим Патриархом Кириллом. Они предусматривают создание структуры взаимопомощи многодетных семей на приходах, создание епархиальных центров поддержки семьи со службой юридического консультирования, с пунктом вещевой помощи, а также создание городских центров с приютами для беременных женщин, которые находятся в трудной жизненной ситуации, курсами подготовки к родам, детским садом для детей-инвалидов и школой приемных родителей.

На сегодняшний день в Русской Православной Церкви на территории России действует около 3-х тысяч церковных социальных инициатив, направленных на помощь старикам, инвалидам, бездомным, алкоголикам, наркоманам и другим нуждающимся: более 300 сестричеств милосердия, 90 детских приютов, 80 социальных гостиниц и временных приютов, более 60 реабилитационных центра для наркозависимых, 40 богаделен, 18 приютов для беременных женщин и женщин с детьми в трудной жизненной ситуации, более 30 приходских детских садов, 20 лагерей для семейного отдыха, более 20 центров гуманитарной помощи.

Главная задача нашей земной жизни — преумножить тот талант любви (Мф. 25:14-30), который дан нам Богом. В современной жизни для многих людей в Польше и в России на первом месте — деньги, удовольствия, карьера, а вот для любви места как бы не остается. Любовь у нас — на втором плане, на третьем, на четвертом, на десятом. Многие уже просто не умеют любить.

А чтобы научиться любить ближнего, нужно изменить себя и свои жизненные ориентиры. В слове к сестрам милосердия Святейший Патриарх Кирилл сказал о том, что школа любви — это милосердие: «Если мы окажемся способными отдавать частицу себя самих, жертвовать своим временем, своим вниманием, своей любовью, своими средствами — жертвовать тем, кто в этом нуждается, то мы будем и за пределами храма жить по закону любви».

Диакония.ru/Патриархия.ru