Время Благоприятное

i«Се, время благоприятное, се, время покаяния», – поется в песнопениях Великого поста. Великий пост – это совершенно особенное время в течение церковного года. Пост назначен Церковью в подражание Самому Спасителю, Который прежде выхода на Свое служение постился в течение сорока дней и ночей (Мф. 4:1-2).

Другой причиной установления поста является воспоминание трагического отпадения первого человека от Бога. Адам, нарушив запрет Божий о вкушении плода с древа познания добра и зла (этот запрет можно назвать заповедью поста), был изгнан из рая; и ныне падший человек призывается посильным постом и покаянием возвратиться к утерянному послушанию и общению с Богом. И, наконец, пост – как духовный, так и телесный – оживляет душу человека, отягощенного плотским угождением. «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21) – сказал Господь о роде бесовском. Грех вводит человека в тяжкую зависимость от страстей и демонических сил, и противодействовать этому можно не иначе, как возлагая надежду на Бога, – в молитве и, пребывая в воздержании, – посте.

Великий пост – строгий, это значит, что не разрешается вкушение рыбы. Кроме этого, за исключением субботы и воскресенья, по Уставу исключается употребление растительного масла (для тех, кому позволяет здоровье). Несмотря на достаточно строгие ограничения, многие православные стараются тщательно соблюдать пост. Церковь всегда оговаривает, что пост нужно налагать на себя разумно и по силам, учитывая возможности организма и условия труда. Следует помнить выражение: «пост для человека, а не человек для поста», то есть пост должен приносить человеку духовную пользу, а не вводить его в скорбь и телесное изнеможение. Истинная же польза заключается в стяжании благодати Божией вследствие смиренного воздержания. И даже малое воздержание принесет пользу человеку, если его пост станет не только диетой, но будет посвящен Богу и угоден Ему.

Каждая неделя Великого поста имеет свое название и глубокий внутренний смысл (словом «неделя» в православном лексиконе называется как вся седмица, следующая за воскресением, так и сам воскресный день; неделя – день, когда ничего не положено делать). Христианин, находясь в неком молитвенном созвучии с церковным богослужением, понуждается к правильному духовному настрою, постепенно приготовляется к достойной встрече Пасхи Господней.

Среди важных великопостных богослужений следует отметить чтение Великого канона преп. Андрея Критского, который читается в храмах на вечерней службе в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы поста, а также полностью – в среду 5-й недели, вечером (в этом году – 2 апреля). В субботы Великим постом служатся заупокойные службы, приравненные по важности к родительским субботам (15 и 29 марта). 22 марта празднуется память 40 мучеников Севастийских. 5 апреля – Похвала Пресвятой Богородицы или Суббота Акафиста, сам Акафист Божией Матери поется накануне (4 марта, в пятницу вечером). 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы, 13 апреля – Вход Господень в Иерусалим (в эти праздники разрешается вкушение рыбы). Также важный день, по смыслу соединенный с праздником Входа Господня, – Лазарева суббота (разрешается рыбная икра). Последняя седмица поста, называемая «Страстной», посвящается самым скорбным дням Евангельской истории, в которых воспоминаются Святые Страсти (страдания) Спасителя. Хотя Святая Четыредесятница к этому времени уже заканчивается, но пост в это время считается особенно строгим. Также в воспоминание спасительных страданий Господних в течение первых четырех воскресных дней поста вечером служится особенная, умилительная служба – Пассия, Акафист Страстям Христовым.

Пасха – праздник подвижный, зависимый и от Солнца, и от Луны, поэтому на каждый год составляется своя Пасхалия. Относительно даты Пасхи (в этом году – 20 апреля по н.ст.) считаются предшествующие ей недели Великого поста, а также последующие за ней подвижные праздники – Вознесение (40-й день по Пасхе), Троица (50-й день). Пасха, Воскресение Христово, находится в центре всего годичного богослужебной круга в Православной Церкви. Каждый день воскресный, как «малая Пасха», является центром седмичного богослужебного круга. Литургия – центр суточного богослужебного круга – также является образом Пасхи.

Николо-Шартомский монастырь

Календарь поста.indd