Боголюбская икона Божией Матери передана в Никольский кафедральный собор г.Тейково

51 июля по окончании Божественной литургии в кафедральном Никольском соборе г.Тейково на центральной площади города состоялась торжественная передача иконы Божией Матери, именуемой «Боголюбской», из местного музея в собор. Образ Богородицы, пройдя многие испытания, вернулся в свой дом — храм Божий.

Как известно, Тейково — город военный. Изображенный на иконе святой благоверный князь Андрей Боголюбский почитается как покровитель русского воинства. Так, вновь обретенная святыня может стать и покровительницей Тейковской дивизии наравне с великомученицей Варварой. За примером ходить далеко не надо. Работающий на тейковской земле более 4-х лет Фонд «Колыбель» «Центр защиты беременности и материнства» с благословения священника обрел своей покровительницей Боголюбскую икону Божией Матери.

Историческая справка

В далеком 1831 году на Тейково обрушилось большое испытание: в село пришла холера. Число погибших от морового поветрия, как именовали заболевание в те времена, шло на сотни. Бороться со смертельным недугом в Тейково прибыл Владимирский губернский предводитель дворянства Андрей Петрович Хметевский. Уроженец соседнего с Тейковом села Березовик, он не смог оставаться в стороне от бедствия земляков. Хметевский организовал лечебницу для пострадавших, доставил лекарей. Однако, все усилия оказывались тщетными, тейковцы продолжали умирать. В своих донесениях, адресованных владимирскому губернатору, Андрей Петрович с горечью сообщал: «… положение крестьян местного селения заставляет меня еще остаться здесь, не могу Вам выразить, какое в них возрыдалось уныние и, даже можно сказать, отчаяние… Заболевших никак не могли уговорить принять лекарство. Некоторые по сделанным убеждениям и приказаниям и брали лекарство в рот, но, исходя наружу, выплевывали. Привозят же больных в таком положении, что тяжелые умирают уже через несколько часов. Вот что и заставляет меня завтра тотчас после обедни поднесть образы в приготовленную фабрику для лазарета, отслужить молебен с водосвятием и приступить к переводу больных…».

Будучи глубоко верующим человеком, Хметевский в те страшные дни много молился, понимая, что лишь чудо может спасти село от полного вымирания. Он же по благословению епископа Владимирского и Суздальского Парфения доставил в село икону — список с почитаемой иконы Боголюбской Божией Матери. Она и сотворила чудо, молитвы были услышаны Царицей Небесной, и холера отступила. За усердие и самоотверженность, проявленные при борьбе с эпидемией холеры, Хметевскому было объявлено монаршее благоволение. Поскольку Андрей Петрович был прихожанином Боголюбского монастыря и особым почитателем Боголюбской иконы Божией Матери, то после своей кончины в 1849 году он был погребен в Боголюбском монастыре у стен древнего Богородице-Рождественского собора.

Жители Тейкова с тех давних пор и почитали «Боголюбивую» как свою Спасительницу. В день ее празднования совершался крестный ход. Одна из улиц села именовалась в ее честь Боголюбской (в наст. вр. ул. Шибаевская).

После октябрьского переворота 1917 года традиция проведения крестного хода оборвалась, а после закрытия безбожной властью храмов в Тейкове в середине 30-х годов и сама почитаемая народом икона бесследно и таинственно исчезла. Лишь несколько лет назад о Боголюбской иконе Божией Матери в Тейкове заговорили с новой силой. Этому предшествовала чудесная история.

Пожилая жительница города пришла в местный музей и сообщила, что хотела бы передать в дар музейщикам старинную икону. Она приобрела дом, в котором бывшие владельцы держали икону в одной из пристроек, прятали от безбожников. Сотрудники музея отправились по названному адресу. Каково же было их удивление, когда их взору предстала стоящая в тесном хлеву храмовая икона больших размеров. На ней была изображена Богородица в полный рост со свитком в руке, а перед ней — коленопреклоненный святой князь Андрей Боголюбский. Лики на иконе были полностью утрачены. Одежды Божией Матери сияли первозданными красками, светился позолотой фон. Впечатление усиливалось тем, что все это произошло в рождественские дни, и увидеть образ Богородицы в этом месте было очень трогательно.

Вновь обретенная святыня была перевезена в городской музей, она нуждалась в скорейшей реставрации. Сотрудникам музея предстояло собрать документы, касающиеся ее прошлого.

Десятилетия, проведенные в холодном помещении, сильно повредили икону. Красочный слой осыпался, темперная краска, которой писались лики, по словам специалистов, была уничтожена микроорганизмами. Некогда спасшая село Тейково икона Богородицы сама нуждалась в спасении. Директор Тейковского музея Игорь Черемушкин, одновременно и депутат местной городской думы, приложил немало усилий для сохранения и восстановления образа. Одна из первых его поездок по этому неотложному делу была намечена в Боголюбский монастырь. В его стенах тейковские историки нашли теплый прием и духовную поддержку. Здесь они углубились в изучение древнего образа, первоначально написанного еще в 12 веке.

18 июня 1155 года Андрей Боголюбский после долгой молитвы недалеко от Владимира увидел саму Владычицу Богородицу. Она повелела ему отвезти взятую им из Вышгорода икону с ее изображением в град Владимир, а на месте ее явления построить церковь ее рождества. Воля Царицы Небесной была князем Андреем выполнена, а возведенный монастырь и вокруг него городок назвал он Боголюбовом. По воле его была создана и Боголюбская чудотворная икона. За восемь столетий появилось много списков Боголюбской иконы. К ним относится и тейковский образ, полностью именуемый «Явление Божией Матери благоверному князю Андрею Боголюбскому».

Позже приехавшие из Боголюбского монастыря в Тейково специалисты подтвердили, что работали над созданием иконы братья Шороховы, известные с первой половины 19 века иконописцы. Их мастерские находились на территории самой Боголюбской обители.

Была совершена сотрудниками музея и поездка в Шуйский Николо-Шартомский монастырь. Настоятель его — архимандрит Никон (Фомин), ныне епископ Шуйский и Тейковский, благословил сие благое дело и направил в Тейково реставратора для изучения образа. Было высказано мнение, что реставрацию необходимо начинать неотлагательно, транспортировка для иконы нежелательна.

Ивановский реставратор и художник Евгений Кузин укрепил красочный слой, возродил лики. Тончайшая, филигранная работа настоящего мастера позволила максимально приблизить изображение к первоначальному его виду. С реставрацией связаны и удивительные вещи. Когда лик Богородицы был полностью завершен, в реставрационное помещение музея зашла монахиня — матушка Антония. Она сообщила, что поклониться Боголюбской иконе из Боголюбово приехал духовник монастыря отец Петр (Кучер). Седовласый старец на коленях первым произнес снова молитвы пред обновленным образом Богородицы. Выяснилось, что отец Петр (ветеран Великой Отечественной войны, орденоносец, майор запаса) приезжал в дивизию с миссионерской деятельностью — вручить духовную литературу, решил зайти и в музей, чтобы воочию увидеть икону и ход реставрационных работ. Когда реставрация полностью завершилась, все желающие горожане могли прийти и поклониться святому образу. Исцеленная икона уже сама могла помогать людям.

С. Потанин, краевед