Лик святых апостолов

i12 июля (по нов.ст.) празднуется память первоверховных апостолов Петра и Павла, в этот день также оканчивается Петров пост. День памяти святых Петра и Павла, конечно, не сравним по значимости с двунадесятыми праздниками, но тем не менее, очень почитаем в Православной Церкви. 

На следующий день, 13 июля, празднуется Собор двенадцати апостолов, ближайших последователей Христа. Церковь была утверждена на основании апостолов, и поэтому с самой древности апостольский лик считается наиболее почтенным среди всего сонма христианских святых.

В Символе веры Святая Церковь называется Апостольской, поскольку апостолы стояли у истоков ее исторического бытия. Апостолы сохранили учение Христово, написали Евангелие и передали его Церкви на все времена. Они установили таинства и другие священнодействия, составили первые канонические правила жизни христиан, утвердили иерархическую структуру Церкви. Апостолы поставили первых епископов и узаконили правило «апостольского преемства», которое очень важно для жизни Церкви: оно заключается в непрерывной цепочке рукоположений епископов, священников, берущей начало от апостольского времени. Апостолы получили от Самого Спасителя благодать священнодействовать, и она передается в таинстве рукоположения от одного законно поставленного епископа к другому. Так, власть «вязать и решить» (т.е. оставлять или разрешать грехи людей в таинстве покаяния) получена нынешним священством по непрерывной цепочке рукоположений от самих апостолов. Любые иные формы получения права священнодействовать являются незаконными (таковы, например, сектанты).

Апостолы как бы открыли собой лик святых Христовой Церкви. Они были современниками и учениками Спасителя, лицезрели Его святой Лик, научались Его учению «устами к устам». Апостолы показали всему миру, как может незримо действовать через человека Христос Бог: за краткое историческое время – в течение немногим более 30 лет – трудами апостолов была просвещена светом Христовой истины большая часть Вселенной (так называлась в древности территория Римской империи). Многие тысячи людей обращались к Церкви и крестились, услышав непобедимую по силе проповедь этих святых мужей. Апостолы мужественно шли из города в город со словом Божиим, несмотря на встречаемые гонения, а часто и угрозу смерти. Они обрели благодатное бесстрашие, направляясь по велению Духа Святого, чувствуя всегда рядом спасительную десницу Божию. Почти все апостолы приняли мученическую кончину за Христа.

Слово «апостол» переводится с греческого языка как «вестник, посланник». Главное служение учеников Христовых заключалось в пребывании со Спасителем и в благовести; по словам Евангелия: «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк. 3:14). За Христом ходило множество людей, часто по несколько тысяч, однако постоянно, неотлучно пребывающих со Ним было немного. Апостолы возжелали служить всецело Христу, что можно судить по словам Петра: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф. 19:27) Они оставили не только свои семьи, дома и имущество, они оставили и свои привязанности к миру, дерзновенно отреклись от всего, что было в них своего, всецело вручив свои души Господу. Для дела обращения других людей ко Христу Господь преподал Своим последователям благодатную силу: «идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1:17). Апостолы благовествовали как при жизни Спасителя, так и по Его Вознесении, получив особенные дары уже в день Пятидесятницы. Их благовестнические труды подробно описаны в новозаветной книге «Деяния святых апостолов».

Евангелие называет имена двенадцати апостолов: Симон, прозванный Петром («камень»), Андрей Первозванный (брат Симона), Иаков Зеведеев, Иоанн Богослов (брат Иакова), Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей (мытарь, он же Левий), Иаков Алфеев, Иуда Иаковль (Фаддей), Симон Кананит (или Зилот) и Иуда Искариот (будущий предатель). У некоторых из апостолов двойные имена, это было в обычае у иудеев. Большинство из учеников были простыми рыбаками, мытарями, верующими, но «некнижными» людьми. Все они, происходили из Галилеи, северной части Палестины, кроме Иуды Искариотского, который был из Иудеи. Павел обратился ко Христу и стал апостолом позднее, и он не входит число Двенадцати, а стоит как бы отдельно.

Почитая и ублажая служение и подвиг всех апостолов, Святая Церковь особенно выделяет первоверховных апостолов Петра и Павла, сыгравших в первенствующей Церкви особо значимую роль. Они именуются «первоверховными», как наиболее потрудившиеся на ниве Христова благовестия. Особенным назиданием из жизни этих двух апостолов может послужить упоминание об их духовных падениях: Петр, как известно, после взятия Спасителя под стражу трижды отрекся от Христа, а Павел, еще будучи Савлом, до своего призвания с жестокостью гнал христиан. Господь не отвергся от Своих малодушных учеников, а смиренно ждал их покаяния. Петр слезно покаялся и всю свою жизнь поминал своё троекратное отречение, часто ходил он с заплаканными глазами. Павел же смиренно говорил о себе, что он недостоин называться апостолом, поскольку гнал Церковь Божию (1Кор. 15:9). Тяжесть их согрешения соответствовала глубине их покаяния, и это покаяние родило в них непрестанную мысль, что всё благое совершается силой Божией, что они лишь «посланники», носители Божиего замысла, смиренные исполнители воли Творца. «Сила моя в немощи совершается» (2Кор.12:9) – такое было откровение от Бога Павлу о сути служения последователей Христовых: только смирив себя, познав свою духовную нищету, христианин может обладать особенной силой Божией. Таковы были все апостолы.

Николо-Шартомский монастырь