Афонский крестный ход (заметки паломника). Часть 2

33Продолжаем рассказ о паломничестве на Святую Гору Афон, которое по благословению епископа Шуйского и Тейковского Никона совершили братья Николо-Шартомского монастыря.

5

монастырь Симонопетра

Третий день 30 июля. После утренней Литургии и трапезы нас на машине довозят до следующего греческого монастыря Симонопетра, расположенного на высоте 230 метров над уровнем моря. Нынешнее название свое он получил в честь своего основателя отшельника преп. Симона, жившего на Афоне в середине ХIII века, и скалы (petra), на которой стоит обитель. Семиэтажный Симонопетров монастырь – это самое смелое в архитектурном плане сооружение Афона, чудо монастырского зодчества. Он стоит в буквальном смысле пригвожденный к крутой башнеобразной скале, откуда открывается величественный вид, обращенный к обычно спокойному морю у юго-западной стороны полуострова. Эта высотная обитель возвышается над горами, поэтому с балкона можно лицезреть с высоты птичьего полета, как величественно раскрывается красота Божьего мира. Войдя в святую обитель, мы направились в архондарик, а после, приняв восточное угощение, поспешили в соборный храм в честь Рождества Христова. Здесь мы спели тропарь и кондак празднику Рождества Христова, приложились к частице Животворящего Древа Креста Господня, святым мощам Пророка и Предтечи Иоанна, части левой руки равноапостольной Марии Магдалины и другим святыням. Получили небольшие сувениры на память от братии обители: иконки, аудиодиски песнопений. Симонопетров монастырь придерживается общежительности управления и занимает тринадцатое место среди афонских монастырей. В настоящее время монастырь переживает период подъема, в нем проживает около 100 монахов.

6

горные тропы Афона

Далее пешком направились вдоль побережья по горным тропам в греческий монастырь Григориат, построенный на высоте двадцати метров над уровнем моря на дикой скале. Он находится между Симонопетровым и Дионисиевым монастырями и посвящен святителю и чудотворцу Николаю, однако носит имя своего основателя – преподобного Григория. Монастырь был построен в XIV веке на своем нынешнем месте. Успев зайти в храм и приложиться к местным иконам, поспешили на паром к пристани, чтобы попасть в скит Агиа Анны. Он находится на высоте 340 метров над уровнем моря, на скалистой и обрывистой местности. Этот скит древнейший и крупнейший на Святой Горе, он приписан к Великой Лавре, находится в труднодоступной местности между Новым скитом и Карулей, где по широкому склону афонского хребта до самого моря спускаются террасами многочисленные каливы и келии, утопающие в зелени оливковых, лимонных и апельсиновых рощ. Здесь возделывают злаковые культуры с крепкими темными зернами, которые на Святой Горе называют «слезы Панагии». Используются они для изготовления четок. Зерна эти названы так монахами, потому что однажды Пресвятая Богородица Панагия, появившись перед старцем, проживающим в каливе св. Пантелеимона, предложила ему возделывать это растение – источник жизни. Скит Агио Анна почитается первостепенным на Афоне в аскетическом отношении. Он известен строгостью своего устава, монахи не спят ночью перед причастием, не выезжают в мир в Великий пост, иеромонахи не служат за пределами Афона, ведут киновийный образ жизни, занимаются иконописанием, шитьем. Первые упоминания о ските относятся к 1007 г., когда на этом месте был основан аскитирий. Из скита вышел целый сонм новомучеников, пострадавших за Христа во время турецкого владычества. В скиту подвизалось много прославленных Церковью подвижников и современных старцев.

1

скит святой Анны

И вот, добравшись и разместившись в скиту, мы собрались на вечернюю службу, где соборно с другими паломниками, румынами и греками, едиными устами и единым сердцем прославили Пресвятую Богородицу в Акафистном чтении и пении на трех языках, поочередно: на румынском, славянском и греческом. В  кафоликоне, т.е. главном соборе, где хранится реликвия, мы приложились к святыне – правой ноге святой праведной Анны, матери Богородицы. Было замечено, что стопа святой Анны остается постоянно теплой. От мощей святой Анны проистекало и проистекает множество чудес, особенно связанных с избавлением от бесплодия, исцелением страждущих младенцев. Ночуем здесь – уже второй день на Святой Горе. Здесь мы встречаем опять паломников из России.

11

лития на месте захоронения старца Иосифа

Четвертый день 31 июля. Этот день мы назвали Днем старцев. Вот Литургия на греческом языке для нас прошла необычно, а внешне все как по уставу. После службы пешком направились далее в Новый скит, около часа ходу. Здесь с 1951 года подвизался и в 1959 году упокоился известный старец Иосиф Исихаст, Пещерник (1898-1959). Он обновил безмолвническую жизнь и делание умной молитвы на Святой Горе. Старец был наставником духовной жизни и продолжателем безмолвнического предания Афона. Православное безмолвническое предание – это образ жизни, который несет свет современному человеку и показывает, что духовная жизнь начинается с очищения, продолжается в просвещении и завершается обожением. Аскетическое предание Церкви было воплощено старцем Иосифом в его подвижническом житии и передано его ученикам – современным инокам Святой Горы. Он один из немногих дал сонм учеников умного делания. Теперь на этом месте подвигов старца построена часовня. Послужили заупокойную литию, помянули записки. Тихость и безмятежность сего места проникла до глубины души.

8

Дафни

Продолжаем путь, спускаемся к пристани и отправляемся по морю к главному порту Святой Горы – Дафни. Здесь имеются причал, таможня, агентство, гостиницы, управление связи. Название Дафни происходит от большого числа растущих здесь лавров деревьев. Вместе с Димитриосом, греческим полицейским с материка, охранником государственных учреждений, с которым познакомились в Агио Анне, продолжили путь на рейсовом автобусе до Кареи, в центр полуострова. Димитриос, так звали нашего нового знакомца, оказался большим патриотом Греции. Когда заходил разговор о России, то он красноречиво выражал свои горячие чувства и к нашей стране. Димитриос восхищался тем, что русские построили Храм Христа Спасителя — памятник о победе в Отечественной войне 1812 г. И очень болел за то, что в Греции нет такого храма, который был бы построен в память о свержении турецкого ига. Кстати, Димитриос очень благодарен русским за то, что они вносили весомый вклад в освобождение Греции и часто били турок. Когда мы с ним путешествовали, то обратили внимание на то, что он носит с собой в руках большие сумки с брошюрками. Потом оказалось, что эти брошюры говорят о необходимости построения в Греции такого храма и он их распространяет. Может показаться, что в этом человеке была какая-то наивность, однако в нем мы встретили то, чего многим не хватает — это приверженность благочестивой идее, неравнодушие к судьбе православия в собственной стране.

13

Кариес

Проехав 8 км пути, на высоте 370 метров въехали в город Кариес – столицу Афонского полуострова. В центре города находится Протатский храм Х века, достопримечательностью которого являются фрески Мануила Панселина, главного представителя Македонской иконописной школы. В алтаре храма на горном месте хранится икона Божией Матери «Достойно есть», по краям которой проходят фрагменты с изображением образов двадцати празднующих святых монастырей Святой Горы. По преданию, Архангел Гавриил показал одному монаху, проживающему в келье, где находилась икона Божией Матери, гимн «Достойно есть», чтобы написать на каменной плите. Кариес основан первыми афонскими монахами, которые перевели сюда свой административный центр, назвав его Протат от имени Прота. Название Кариес было дано из-за большого количества ореховых деревьев «каридья», растущих в этих местах. После иконы «Достойно есть» мы последовали в другой храм к следующей чудотворной иконе Божией Матери «Млекопитательница».

11

Кутлумуш

Помолившись и приложившись, путь свой направили в греческий монастырь Кутлумуш, в 5 минутах ходьбы от Кариеса. Приняв восточное угощение в обители и выждав терпеливо время, разместились в гостинице на территории монастыря. Здесь мы повстречали русских насельников. Монастырь Кутлумуш был создан в конце ХIII века с соборным храмом Преображения Господня ХVI века. Из преданий мы узнаем о существовании разных версий названия монастыря. Одни источники утверждают, что Кутлумуш – это вариант произношения турецкого слова кур-тур-муш (освобождённый от врагов). Этому варианту сопутствует предание о том, что однажды при нападении врагов монастырь был сокрыт туманом, и разрушители не нашли его. По другой версии, имя Кутлумуш носил его первооснователь, араб (в некоторых документах – турок), принявший христианство и ставший монахом. Однако в одном из ранних документов этого монастыря дается также следующее толкование: Кулумус – святой, пришедший из Эфиопии. Тогда можно предполагать, что основатель Кутлумуша был одним из арабских правителей XI-XII столетий или просто богатым жителем Эфиопии.

9

Андреевский скит

У нас еще оставалось время до вечерней службы, и мы решили посетить бывший ещё не так давно русским Андреевский скит, который располагается в 500 метров от Кариеса. Издревле на этом месте существовал монастырь святого Антония, упоминаемый ещё в первом Уставе Святой Горы. Соборный храм апостола Андрея Первозванного – это самый большой собор на Востоке, построенный за весь период турецкого владычества, а колокольня собора считается самой высокой на Афоне (40 м) и имеет двадцать пять колоколов, в том числе и пятитонный дар великого князя Алексея Александровича. Число монахов Андреевского скита к началу XX века достигало 800 человек, но разразившаяся ересь имяславия и Октябрьская революция стали началом заката обители. В 1971 году умер последний монах из старой русской братии, скит опустел и начал разрушаться. В настоящий момент обитель перешла к грекам и заметно понемногу возрождается. Мы подошли к святой обители, соборный храм был закрыт и архондаричный оповестил нас, что храм откроют только к службе. Пройдя крестным ходом вокруг храма с молитвой к апостолу Андрею, мы скоро вернулись обратно в Кутлумуш.

12

у старца Гавриила

Затем мы с Димитриосом направились в келию к греческому старцу схимонаху Гавриилу Карейскому, собеседнику старца Паисия Святогорца. Благо, один из братьев знал английский язык и мы могли с ним общаться через Димитриоса. Именно он проводил нас к старцу Гавриилу, т.к. сам неоднократно у него бывал. Лучезарный старец нас встретил с радостью и любовью о Господе, благословил, дал наставление. В общении у нас вышел двойной перевод, с греческого на английский переводил Димитриос и с английского на русский уже наши.

13

Панагуда

Подкрепившись духовной пищей, мы направились в Панагуду, где подвизался известный всем старец Паисий Афонский. Греческая Церковь уже готовится причислить его к лику святых. В настоящий момент Константинопольская Церковь пока отложила его канонизацию. Мы посетили его архондарик и храм, где молился и подвизался старец Паисий, здесь он встречал посетителей и молился за весь мир. В его стасидии мы незримо прикоснулись к нему и вознесли ему молитвы. Этот день поистине вышел у нас днем посещения старцев.

С благодарностью к Богу и к Пречистой Его Матери мы поспешили на вечернюю службу в монастырь Кутлумуш, где после богослужения приложились к святыням обители: части Животворящего Древа Креста Господня, части левой стопы святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, руки свт. Григория Богослова, части главы мч. Анастасии Узорешительницы и другим святыням. Здесь проводим ночь в монастыре.

( Продолжение следует…)

Братья Николо-Шартомского монастыря

1

монастырь Симонопетра

2

монастырь Симонопетра

7

Паром

14

Кариес

16

Афонские коты

17

Афонские тропы

2

чтение акафиста Пресвятой Богородице в скиту святой Анны

3

евлогия в скиту святой Анны

4

по дороге в новый скит