Афонский крестный ход (заметки паломника). Часть 3

1323103456_athos_novyy-razmerПродолжаем рассказ о паломничестве на Святую Гору Афон, которое по благословению епископа Шуйского и Тейковского Никона совершили братья Николо-Шартомского монастыря.

11

монастырь Кутлумуш

Пятый день, 1 августа. В монастыре Кутлумуш на службу монахи поднимаются в 3 часа утра. После службы немного отдыхаем и направляемся пешком 7,5 км в греческий монастырь Иверон.

42

монастырь Иверон

Монастырь Иверон находится у небольшого живописного залива на северо-восточной стороне полуострова, у самого устья большого горного потока на месте, где ранее находилась Лавра Святого Климента. Монастырь, основанный в 972 году Иоанном Иверским, первоначально был грузинским, но постепенно число иверцев уменьшилось, и в XIV веке монастырь населяется греками и становится греческим. Соборный храм монастыря, который был построен в 1030 году, а расписан в период с XVI по XIX век, посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Во дворе монастыря вблизи от ворот расположена небольшая церковь Портаитиссы, где находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Иверская», главная икона Афона.

image

икона Божией Матери «Иверская»

Икона именно здесь была чудесным образом обретена. По преданию, она приплыла к берегу Афона по морским волнам из Константинополя. Доставил же ее на берег преподобный Гавриил-Пещерник «Спелеотис». Будучи призван, по откровению, принять святой образ, он направил стопы свои к берегу моря, и, увидев на его водах икону, от которой поднимался в небо столп света, бросил на волны рясу и на ней поплыл к иконе, взял ее и возвратился обратно. Затем несколько иноков перенесли ее в монастырь Иверон. Икону расположили над воротами монастыря, поэтому она так и называется — «Портаитисса», т.е. «Вратарница». Сейчас икона, украшенная богатым позолоченным окладом, помещена в специальный киот, который находится чуть в стороне от царских врат в маленьком храме. По преданию, в последние времена икона должна будет покинуть монастырь, а монахи последуют за ней. Эта икона особенно почитается в России. Очень богата ризница Иверского монастыря, принадлежащая к числу наиболее значительных на Афоне. Богата и очень хорошо организована монастырская библиотека. Здесь бережно хранят святыни-реликвии: около 150 частиц святых, части инструментов, использованных при распятии Христа, и часть Животворящего Древа Креста Господня.

44

монастырь Иверон

Прибыв в монастырь, мы успели на обеденную братскую трапезу, после размещения в обители последовали к причалу и вдоль побережья, в 10 метрах от берега моря, посетили святой чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на Афонскую землю ступила Богородица. Это произошло в 48 году от Рождества Христова. Место это называется Климентова пристань. Позже именно здесь в огненном столпе, на море, явилась Иверская икона Божией Матери. После вечерней службы и трапезы все последовали в храм к Иверской иконе, где пели канон и акафист Божией Матери, молились за весь мир. Утром причастились и после небольшого отдыха отправились на причал в ожидании маршрутного автобуса до Кариеса, а далее с пересадкой до греческого монастыря Ватопед.

Vatoped

монастырь Ватопед

Этот монастырь, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, один из самых древних, богатых и обширных монастырей, занимает второе место в иерархии афонских монастырей. Сейчас игуменом монастыря является архимандрит Ефрем, ставший особенно известным во всем мире после принесения Пояса Пресвятой Богородицы в Россию в 2011 году. В настоящее время монастырь насчитывает около 170 монахов. Эта древняя обитель стоит у небольшой бухты на северо-восточной стороне полуострова. Возможно, в античные времена на этом месте находился небольшой город Дион. Согласно преданию, монастырь был построен Константином Великим. Позднее был разрушен. Восстановил его император Феодосий Великий в конце IV века в благодарность Богородице за спасение сына императора, который, будучи еще малолетним, путешествовал по морю, потерпел кораблекрушение у берегов Афона и был чудесным образом вынесен на берег к кусту (vatos), почему монастырь и получил свое название. В ранних документах монастырь называется «Ватопедская Лавра» или «Большой Ватопедский монастырь». Хронологически основание монастыря следует относить ко второй половине Х века и связывать с именами трех монахов из Адрианополя.

прост

икона Богородицы «Простреленная»

Первая святыня, встречающая нас при входе в монастырь, – икона Богородицы «Простреленная». В 1822 году турецкий солдат выстрелил в правую руку Царицы Небесной. После этого кощунства он сошел с ума и повесился на оливковом дереве где-то недалеко.

В этом большом монастыре всегда много паломников, поэтому и проверка Диамонитирионов, размещение в архондарике с афонским угощением: ципурой, водой и лукумом – конечно, занимает время, но эта задержка в оформлении нисколько не огорчает, потому что остановка в любом таком святом месте – лишняя возможность больше увидеть. Архондарик в Ватопеде – большое четырехэтажное здание с лифтом. Нам выделили келью на третьем этаже. Немного отдохнув, направились в соборный храм, кафоликон, – величественный, большой, с древними иконами, фресками и мозаиками. Игумен монастыря архимандрит Ефрем был уже на своем месте. Приложившись к иконам, подошли к нему под благословение. Он, благословляя нас, был очень сосредоточенным. После вечернего богослужения все по чину проследовали в трапезную. Из трапезной вернулись опять в храм, чтобы помолиться и приложиться к святыням: Поясу Пресвятой Богородицы, части Креста Господня, Трости от Страстей Господних, главам святителя Иоанна Златоуста с ухом и святителя Григория Богослова, мощам других святых.

ioan

глава святителя Иоанна Златоуста

Особенно мы обратили внимание на нетленное ухо святителя Иоанна Златоуста. Глава великого отца и учителя Церкви Иоанна Златоуста хранится в серебряном ковчеге шарообразной формы, который украшен золотыми узорами и драгоценными камнями. Сверху, как и у многих подобных ковчегов, открывается маленькая овальная дверца, через которую видны кости черепа святого. Стекла нет, так что прикладываемся непосредственно к мощам. А в боковом окошке видно нетленное левое ухо святителя. Оно непонятным образом держится на голых костях черепа. Через это ухо апостол Павел диктовал святителю Иоанну толкование на свои Послания, и оно сохранилось в подтверждение действительности этого чуда.Всего в монастыре жило шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Память собора Ватопедских Святых ежегодно торжественно празднуется 10 (23) июля.

Здесь, в Ватопеде, как и в других святогорских монастырях, традиция приема паломников одинакова и освящена веками. После посещения святынь русский монах Досифей нам провел экскурсию и рассказал о местных чудотворных иконах Богородицы: Всецарица, Отрада, или Утешение, Запретительница, Закланная, Простреленная, Елеоточивая, Ктиторская, или Алтарная.

41518

икона Божией Матери «Всецарица»

Чудотворный образ Божией Матери «Всецарица», по-гречески – «Пантанасса», – это небольшая по размерам икона XVII в. По преданию, ею афонский старец Иосиф Исихаст благословил своих учеников. Эта чудотворная икона почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. «Всецарица» имеет благодать исцеления больных раком. Из рассказа старца Иосифа Исихаста известно о первом чуде, произошедшим у образа «Всецарицы». Однажды некий юноша вошел в храм и захотел поклониться иконе, но внезапно лицо Божией Матери вспыхнуло, словно молния, и невидимая сила отбросило его на землю. Поднявшись, юноша со слезами на глазах признался монахам, что жил вдали от Бога и занимался колдовством. Он даже пришел в Ватопедскую обитель, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Чудесное вмешательство Богородицы навсегда отвратило юношу от колдовства, заставило его изменить жизнь и стать богобоязненным человеком. Множество чудес по молитвам у «Всецарицы» совершилось в последние годы в Греции, России, Сербии и на Украине.

отрада

икона Божией Матери «Отрада»

Чудотворный образ Божией Матери «Отрада», или «Утешение», по греч Парамифия, – один из самых почитаемых на Святой Горе образов Пресвятой Богородицы. Это икона – фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря Ватопед, но после произошедшего чуда была перенесена в особый придел во имя Божией Матери. В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора по окончании утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери. Там же игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат обители, чтобы тот их отворил. Монастырское предание Ватопеда говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен по обыкновению вручал ключи привратнику, икона ожила, и Божия Матерь возопила: «Не открывайте сегодня ворота монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа, отвела от своих уст и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня ворота обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». И еще: «Смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата обители». По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос, хоть и младенец, но как Судия, имеет грозный вид. Услышав предостережение Богородицы, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так, благодаря чудесному вмешательству Богородицы, монастырь был спасен. Икона воистину нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией. Многие свидетельствуют, что не могут насмотреться на образ Божией Матери, который дарит им умиротворение и покой.

С иконой «Запретительница» связана следующая история: дочь императора Феодосия Плакитида направилась на Афон для поклонения святыням. Ей явилась Пресвятая Дева Мария и сказала: «Стой здесь, не проходи, тут я Царица». Говорят, что после этого случая и был введен запрет для всех женщин ступать на землю Святого Афона.

закла

Икона Божией Матери «Закланная»

Икона «Закланная» названа так из-за следующего события, которое, по преданию, произошло в XIV в. Был в монастыре монах-лампадник нерадивой жизни. Однажды его не накормили, и он возроптал, обращаясь к Богородице: «Я забочусь, возжигаю лампады, а Ты меня не накормила». Острым предметом он ударил по лику Пресвятой Девы на иконе. Потекла кровь. Монах ужаснулся своего поступка, и в течении многих лет каялся в нем, постоянно находясь в храме. За 3 года до смерти ему было удостоверение, что он прощён. Когда по афонскому обычаю через 3 года после смерти его останки были извлечены, то всё, кроме руки, нанёсшей оскорбление Богородице, было истлевшим. След на иконе остался до нашего времени.

еле

икона Божией Матери «Елеоточивая»

С «Елеоточивой» иконой связано чудо наполнения елеем всех сосудов, когда в монастыре иссяк елей.

ктитор

икона Божией Матери «Ктиторская»

Икона «Ктиторская». Предание говорит, что во время одного из набегов арабов на монастырь пономарь храма ради спасения иконы спрятал ее в колодец под святым алтарем. Когда через 70 лет монахи открыли колодец, то увидели чудо, как вертикально над водой стояла икона с зажженной перед ней лампадой.

всенощ

Всенощное Бдение в Ватопеде

Вот началось Всенощное Бдение в обители на день памяти пророка Божьего Илии. Мы попали на не совсем привычную для нас службу. В 18.00 часов – Вечерня, 21.00 – Всенощное Бдение. Здесь, в Ватопедской обители, праздники проходят с особой торжественностью. Много гостей и паломников, многочисленная братья и два хора. Радость праздника мы разделили здесь с ватопедскими отцами.

51

крестный ход

Шестой день, 2 августа. После Всенощного Бдения в первом часу ночи мы легли спать. В 4.30 – подъем. В 5.00 часов начинается утренняя служба: водосвятный молебен, крестный ход вокруг обители и Божественная Литургия. Это лето на Афоне выдалось сухим, давно не было дождя, и некоторые источники стали иссякать. Афониты с нетерпением ждали дождя и молились Господу Богу, Пречистой Его Матери и пророку Илии о ниспослании всем небесной влаги. Утром богослужение началось с водосвятия. Затем вся братия и гости с иконами, хоругвями и молитвословиями прошли крестным ходом по горным окрестностям вокруг обители.

Крестные ходы являются древней и неотъемлемой частью церковного Предания. Примеры торжественных шествий известны еще со времен Ветхого Завета. К прообразам первых крестных ходов можно отнести путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю; семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских; торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном. Сам Господь наш Иисус Христос показывает пример, когда шествует в Иерусалим в сопровождении множества народа, восклицающего: «Осанна сыну Давидову!» (Мф.21,9). До IV века христиане совершали благочестивые шествия с мощами или к святым местам, но установителем первого крестного хода в том смысле, как мы его понимаем, по праву считается свт. Иоанн Златоуст. Святитель Филарет говорит: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную». Симеон Солунский отвечает: «Надобно знать, что все литании, совершающиеся вне, либо в притворе, либо вокруг обителей, или городов, бывают в воспоминание нашего отпадения, что мы, отпавшие, находясь как бы вне Эдема, должны смиряться и помышлять, что не достойны святых мест – рая и неба, и подражать мытарю, по глубокому смирению своей греховности стоявшему вдали, и Адаму, изгнанному из рая». Тот же святитель заповедует: “На путях и перекрестках творим моления для того, чтобы очистить все пути, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, – то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастниками божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив к нам Тот, Кто воплотился для нас и принял рабий зрак раба, Кого представляют божественные иконы и образы святых Его”.

46

крестный ход

Шествие с крестным ходом вокруг обители, во время которого его участники соприкасаются с природой, символизирует освящение всех стихий. Здесь видится побуждение к совершению освящения окружающего воздуха и обновления здешнего мира. Прежде всего, в крестном ходе освящается земля, по которой мы ходим, на которой живем, освящается как бы стопами Самого Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых Божиих угодников, шествующих по ней в Своих ликах. Затем, в связи с богослужением, которым сопровождается и для которого совершается крестный ход, освящаются все главные стихии: воздух, огонь, вода, – без коих мы не можем обходиться в земной своей жизни. Освящаются они окроплением их святой водой, осенением на все четыре стороны крестом, а также священным пением во время крестного шествия в местах, где проходит и останавливается крестный ход.

На праздничном богослужении мы причащаемся Животворящих Таин Христовых, выходим со службы из храма и видим, что прошел дождь. Пока шла Божественная Литургия, обильный дождь напоил иссохшую землю, и Господь, по молитвам пророка Илии, дал влагу земле и наполнил источники вод. После богослужения мы разделяем со всеми братскую трапезу, немного отдыхаем и отправляемся в путь до следующего монастыря.

Продолжение следует…

Братья Николо-Шартомского монастыря