К святыням Подмосковья

vAhFkHXhDWo21 октября состоялась поездка в Серпухов, организованная Паломническим отделом Шуйской и Тейковской епархии.

История Серпухова – города, основанного в XIVвеке, – тесно связана с историей Православия, с именами святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского. Именно основанные ими монастыри – Владычний и Высоцкий – стали духовным ядром города, определили его архитектурный облик. В XIXвеке была явлена главная святыня Серпухова, получившая общероссийскую известность, – икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», исцеляющая от алкоголизма, пристрастия к табаку, наркомании.

Об истории монастырей Серпухова, о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, о святых, освятивших своим подвигом эту землю, паломники узнали из рассказа экскурсовода Светланы Лутаниной по дороге.

Во Владычнем Введенском женском монастыре, месте, где по молитвам первого его настоятеля, прп. Варлаама, явилась икона «Неупиваемая Чаша», сейчас находится точный список этой иконы (сам образ был утрачен в годы гонений, по всей вероятности – сожжен). Паломники помолились перед иконой, побывали в часовне, где под спудом хранятся мощи прп. Варлаама, для исцеления страждущих недугами алкоголизма и наркомании взяли воду с добавлением мира от иконы. Несмотря на холодную погоду, погуляли по территории монастыря, полюбовались на белоснежные храмы, необычную шатровую колокольню, на диковинных птиц, живущих при монастыре, – павлинов. С появлением павлинов во Владычнем монастыре связана история герба города Серпухова, на котором красуется эта птица. Когда всем городам предписано было создать свой герб, самой яркой достопримечательностью Серпухова были признаны павлины во Владычнем монастыре. Герб имел и более глубокий, духовный смысл, ведь в христианстве павлин – символ бессмертия.

Высоцкий мужской монастырь на высоком берегу реки Нары был основан прп. Сергием Радонежским. Первым, кто принял в нем монашеский постриг, был прп. Никон Радонежский, ставший после прп. Сергия игуменом Троицкого монастыря. Высоцкий монастырь стал центром возрождения почитания иконы «Неупиваемая Чаша». Сейчас в нем находится образ, написанный иконописцем Александром Соколовым. Икона украшена серебряной ризой с ковчежцем, в котором хранится частица пояса Пресвятой Богородицы. Паломники помолились перед образом, поклонились мощам второго настоятеля монастыря – прп. Афанасия (младшего), почитающегося небесным покровителем Серпухова.

Продолжением путешествия стало посещение Вознесенской Давидовой пустыни, основанной в XVIвеке прп. Давидом, Серпуховским чудотворцем. Пустынь находится в 24 километрах от Серпухова, на берегу реки Лопасни. В Никольском храме монастыря в мощевиках хранятся частицы мощей многих святых угодников, а также частицы ризы Пресвятой Богородицы и хитона Господня. До революции одной из главных святынь обители был гроб прп. Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца, привезенный в обитель митрополитом Московским и Коломенским Платоном (Левшиным). В годы гонений гроб был утрачен. Сейчас в обители хранится частица мощей прп. Моисея. В этой обители путешественники тоже имели возможность полюбоваться на необычных птиц: в пруду плавали белые лебеди.

Неподалеку от обители в селе Талеж на подворье Давидовой пустыни находится храм прп. Давида, а при нем – святой источник с купальней. В нем паломники искупались, набрали с собой этой удивительно чистой родниковой воды, освященной молитвами прп. Давида, который от своей пустыни на этот источник ходил пешком.

На обратной дороге можно было осмыслить впечатления от поездки, слушая чтение летописи возрождения Владычнего монастыря, написанной игуменией Алексией (Петровой), которая руководит монастырем с самого начала его возрождения в 1995 году. Примечательны слова игумении Алексии, сказанные ею в интервью журналу «Церковный вестник»: объясняя иконографию образа, на котором изображается не «чаша страдания», а «чаша благодати Божией», «чаша причастия», игумения Алексия выступает против «утилитарного отношения к иконам» и говорит о том, что, кроме обрядовых действий (поставить свечку перед иконой, заказать поминовение), необходимо человеку самому потрудиться, приложить духовные усилия для своего исцеления от страстей. Важно преодолеть в себе духовную леность, а это требует напряженной внутренней работой.

Будем надеяться, что совершенная паломническая поездка станет для ее участников поддержкой на пути духовного совершенствования.

PqA8ESMqalE cGYgx9PWAZ0 lV6_BLbGNgQ jMEGcJb-YaE noLik9BbEyo