«Юным девам, словесные науки постигающим, радоваться!»

DSCN0184Вторая седмица декабря для учениц православной школы имени свт. Тихона Задонского превратилась в увлекательную «Неделю русской словесности». В течение пяти дней девочки всех классов были вовлечены в различные викторины, лингвистические и литературные игры, конкурсы, они отгадывали и сочиняли загадки, инсценировали басни и сказки.

В понедельник всех заинтриговало первое послание-задание от организаторов, начинающееся такими словами: «Юным девам, в классах науки постигающим, радоваться!» В этот день все посетили Каллиграфство, где учились выводить красивые, ровные буквы и писать тексты, украшая слова вензелями и виньетками. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что к юным каллиграфиням с удовольствием присоединились и взрослые сотрудники. Во вторник, который был объявлен Днем грамотности, вся школа превратилась в настоящий боевой штаб по активной борьбе с речевыми и языковыми ошибками.

В среду наступило время большого литературного фестиваля. Под аккомпанемент фортепьяно (в исполнении восьмиклассницы Екатерины Сидоровой) младшие и старшие девочки соревновались в чтении стихов русских классиков. Сколько же поэтических шедевров прозвучало в этот день! Такие родные «Мороз и солнце, день чудесный», «Узник», «Я Вас любил» А.Пушкина; «Парус», «Горные вершины», «Тучи» -М.Лермонтова, а также стихи о природе Ф.Тютчева, А.Фета, А.Плещеева, Н.Некрасова.  С.Есенина, М.Цветаевой. И взрослые оказались неравнодушны к поэзии. На фоне греческого песнопения «Кирие элейсон», в исполнении директора Т. В. Грудкиной пронзительно прозвучало стихотворение А.Блока «Девушка пела в церковном хоре».  Также Татьяна Владимировна рассказала об удивительной судьбе жены поэта и дипломата А.С. Грибоедова Нины Чавчавадзе. Ее беспорочная верность памяти мужа стала легендарной еще при жизни и заслужила почет и уважение в Грузии и в России.

В четверг и ученицы, и учителя отправились в Великое Грамматическое королевство и там вспоминали основные правила и законы русской грамматики, отметив, что это отнюдь не скучное занятие. Еще более интересными оказались состязания в вежливости. Оказывается, так много в русском языке хороших, добрых, красивых слов, способных выразить уважение к человеку и поднять настроение.

Наконец, наступила пятница, и после уроков все отправились в занимательное путешествие-игру «По дорогам русской словесности». «Пассажирский экспресс» из пяти «вагонов» отправился по воображаемой большой железной дороге русского языка и литературы. «Начальником поезда» стала директор школы, «машинистом» – завуч Ирина Валерьевна Софронова, «проводницами» – девочки 9-11 классов, «пассажирами» – соревнующиеся классные команды-экипажи: «Успех», «Точка», «СемьЯ» и «Буквоеды», а «вагон VIP-класса» заняли члены жюри. И, конечно, главным человеком в этом путешествии стал «железнодорожный диспетчер» – учитель русской словесности Любовь Олеговна Малышева, которая досконально разработала маршрут и приложила огромные усилия к тому, чтобы он оказался интересным, полезным и занимательным.

Под мерный стук колес и громкий паровозный гудок подъехали к первой станции – «Ижица», на которой выясняли, кто же лучше всех знает церковно-славянский язык, может объяснить значение каждой буквы Кириллицы и разобраться со старинными названиями птиц. Например, кто такой аллектор? Это петух. А пава? Павлин. Горлица – это дикий голубь, а еродия – аист.

На следующей станции под названием «Лира» все с энтузиазмом принялись сочинять стихи о зиме, декламировать отрывки из ритмизованной прозы и угадывать имена известных авторов. Далее проехали до самого «Лукоморья», где вспомнили многих русских сказочных героев, все сказки Пушкина, не забыв при этом «Конька-горбунка» П.Ершова и «Сказку о царе Берендее» В.Жуковского. Многих заставил призадуматься непростой вопрос: какими именами-отчествами наделены в русских сказках разные звери? Котофей Иванович, Михайло Потапыч, Лиса Патрикеевна – это вспомнили сразу. А вот как называют волка? Оказывается, лесного серого хищника в русских сказках почтительно величают Левоном Ивановичем.

Под ритмичный стук колес литературного поезда все побывали на станциях «Крылатые слова» и «Добрые сказки». Вспомнили, кто такой легендарный «подпоручик Киже» и какие басни написал дедушка Крылов. Наконец, словесный экспресс добрался до конечной станции «Олимп», где заслуженные награды обрели своих немного уставших, но очень довольных владельцев.

Увлекательное путешествие по дорогам словесности подошло к концу. Неделя русского языка и литературы завершилась, но интерес к славянской культуре  не иссяк. Девочки доказали, что любят родной язык и литературу, что они очень чутки к слову и дорожат «великим и могучим, правдивым и свободным русским языком», который составляет главный нерв русской культуры.

DSCN0163 DSCN0164 DSCN0167 DSCN0174 DSCN0183 DSCN0185 Img07_12-12-2014 Img08_12-12-2014 Img22_12-12-2014