Крещение Господне

BogoyavlenieКрещение Господне – евангельское событие, исполненное глубочайших смыслов. Многие святые отцы Церкви посвятили Крещению подробные толкования.

Например, святитель Иоанн Златоуст, объясняя, почему именно в тридцатилетнем возрасте Христос вышел на проповедь, а не ранее, говорит: «Закон еврейский не допускал до служения священнического и до народного учительства ранее тридцатилетнего возраста, поэтому и Господь Иисус тридцать лет провел в безвестном тогда Назарете, в смиренных трудах древодела [т.е. плотника], ожидая предназначенного Ему времени, чтобы явить Себя миру».

Говоря о величайшем смирении Христовом, Который пожелал принять Крещение от руки простого смертного и в окружении смертных, Златоуст восклицает: «С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься! Безгрешный, конечно, не имел нужды в исповедании грехов, не имел нужды в крещении. Но в этом-то смирении Его и сияет особенно высота Его. Чему удивляться, что принял крещение Тот, Который благоволил родиться, как человек, принял заушение и крест?.. То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться Человеком; все же прочее было уже следствием сего».

У других Евангелистов отмечается, что погрузившись в воду, Господь тотчас вышел из нее. Слово «тотчас» (по-славянски «абие»), значит, немедленно – имеет здесь глубокий смысл. Когда Иоанн крестил других людей, то они, заходя в воду, оставались в ней еще некоторое время – это было знаком очищения их от грехов. Христос же, как безгрешный, не нуждался в таком очищении, а принял Крещение по смирению, желая во всем уподобиться человекам. Но Он и дает этому действию новое наполнение, освящает его. Он как бы так говорит: «Я – Законодатель и Сын Законодателя, и потому Мне прежде всего нужно Самому исполнить заповеданное, а потом уже повсюду являть опыты Моей власти».

Икона праздника не только изображает само событие Крещения, но и отражает в символах внутреннее содержание великого события. В центре иконы в водах Иордана стоит Иисус Христос. На большинстве икон Он изображается обнаженным. Это имеет значение не только как обычное условие вхождения человека в воду, но и более важное: этим подчеркивается, что Богочеловек крайне умалил Себя, уничижил, как поется в церковном песнопении: «обнажается небо облаки Одеваяй». Христос как бы одевает наготу Адама, первого человека, а с ним и всего человечества в одежды славы и нетления.

На иконе стояние Христа на фоне воды означает Его полное погружение. На многих современных иконах и изображениях Крещения Христос стоит по колено в воде – это не верно. Слово «Крещение» звучит как «Баптисто» и означает именно «погружение». Кроме этого, стояние Христа в толще воде прообразует его пребывание в пещере – знаменует смерть Господа. По словам апостола Павла: «Через крещение мы спогребаемся Господу». (Галл. 2:12) В данном тексте слово «смерть» означает смерть для греха: человек должен умереть для греха, не совершать уже его более.

На некоторых иконах Христос просто стоит в воде лицом к зрителю, но часто Он немного развернут и делает небольшой шаг. Это движение показывает, что, согласно евангельским текстам, Христос «тотчас» выходит из воды, не задерживается в ней.

Своей правой рукой Христос благословляет воду – этим Он освящает воды Иордана своим погружением. Так вода становится не образом смерти, а рождением в новую жизнь. Интересно, что в древности христиане отсчитывали свой возраст не от своего появления на свет, а от времени своего крещения, воспринимая духовное рождение буквально.

Слева от Спасителя стоит святой Иоанн Предтеча, в сторону которого Христос смиренно склоняет голову. Изображается пророк в своей обычной одежде пустынника из верблюжьего волоса, препоясанный. Иоанн возлагает правую руку на главу Иисуса и совершает Крещение по воле Указавшего ему сотворить сие. Справа обычно изображаются три прислуживающих Ангела, один из них держит покрывало, готовясь покрыть тело Христово по выходе из воды. Горки, на которых стоят Предтеча и Ангелы означают молитвенное восхождение предстоящих и саму возвышенность события.

В самом верху иконы изображается полукружие, означающее разверзнутое небо. На большинстве икон оно выглядит символически, однако на старинных иконах нередко можно встретить изображение Бога Отца в виде седовласого Старца. Существовало каноническое запрещение изображать Бога Отца, однако эта традиция так утвердилась в русской иконографии, что продолжает встречаться до настоящего времени. Иногда вместо Старца сверху иконы может изображаться свиток с изречением, услышанным Иоанном Предтечей: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» или благословляющая рука, выходящая из неба – образы, знаменующие глас Отца Небесного.

В продолжение луча из небесного круга вниз спускает голубь – символ Святого Духа, Который осеняет крестившегося во Иордане Господа. Толкователями усматривается здесь аналогия со всемирным потопом. Тогда, при Ное, мир был очищен от своих беззаконий в водах потопа, и прекращение потопа возвестил прилетевший голубь с масличной ветвью в клюве. А теперь нисхождение Святого Духа в виде голубя указало на разрешение грехов людских для тех, кто входит в крещенские воды. Глас с неба, Христос, вошедший в Иордан, и Дух Святой в виде голубя – явственно и в полноте явили миру всю Святую Троицу. Поэтому праздник и называется Богоявлением.

Нередко в водах Иордана изображаются рыбы и две маленькие фигурки, которые являются образами из Ветхого Завета (то есть с дохристианских времен). Мужская фигурка, обращенная спиной к Спасителю – это аллегория Иордана, как сказано в псалме: «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад» (Пс. 113:3). Женская фигурка означает переход евреев через Чермное море (которое описано в книге Исход) – важнейшее событие в религиозной жизни избранного народа.

Николо-Шартомский монастырь