«Домострой» — великая книга русской души

обложка книгиКак построить крепкую и счастливую православную семью? Как вырастить своих детей верующими, здоровыми и послушными? Что делать, чтобы родители жили долго и не болели? Как прожить всю жизнь в достатке? Согласитесь, эти вопросы волнуют нас до сих пор. И мы постоянно ищем ответа. Между тем, все ответы уже давно найдены, осталось только открыть и прочитать «Домострой». Однако за долгие годы безбожия эта замечательная книга обросла мрачными и лживыми мифами о том, как бесчеловечно унижают женщину, жестокими порками воспитывают детей, суровой аскезой истязают домочадцев.  Но так ли это на самом деле?

 

Что такое «Домострой»

«Домострой» был написан в конце XV – начале XVI вв. Это, прежде всего, домашний устав православного христианина, книга о том, как угодить Богу и спастись, живя в миру, а также сборник полезных советов и наставлений на все случаи жизни: от правил поведения в церкви до кулинарных рецептов. По словам историка, это описание «обихода в форме чинного, строгого, размеренного, нередко сурового, но всегда последовательно проведенного ритуала, в рамках которого жизнь протекала, как по нотам, по раз навсегда составленному и освященному вековым обычаем расписанию».

Авторство «Домостроя» приписывается московскому священнику, клирику Благовещенского собора протопопу Сильвестру, наставнику юного царя Иоанна Грозного. «Домострой» состоит из 67 глав, которые разделены на три части. В первой, повествующей «о духовном строении», излагаются догматы веры, правила приходской жизни, нормы поведения с лицами духовного звания и властями и т.д. Во второй, «о мирском строении» изложено, как жить в мире и согласии со своими близкими. В третьей, «о строении домовном» даются практические житейские советы, как вести хозяйство, делать запасы, принимать и угощать гостей.

 

О хранении веры

Прежде всего, «Домострой» четко описывает духовную сторону жизни русского человека и наставляет твердо и непоколебимо «веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу и в крест Христов, и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всяким честным и святым мощам», потому что вся жизнь человека зависит от того, насколько он сможет угодить Богу и тем стяжать Божию благодать. Православным христианам дается подробное и обстоятельное указание, как вести себя в храмах, монастырях, со священниками и монахами, как приступать к Таинствам, держать посты и соблюдать праздники.

«Так возлюби же Господа Бога твоего всею душою своей и со всею твердостью духа своего, и стремись делами своими всеми, привычками, нравом угодить Богу. При том возлюби всех близких твоих, по образу Божию созданных, то есть всякого христианина. Страх Божий всегда носи в своем сердце и любовь нелицемерную, и помни о смерти. Всегда соблюдай волю Божию и живи по заповедям Его. Сказал Господь: «На чем тебя застану, по тому и сужу», – так что всякому христианину следует быть готовым к встрече с Господом – жить добрыми делами, в покаянии и чистоте, всегда исповедовавшись, постоянно ожидая смертного часа».

 

О семейной жизни

В «Домострое» запечатлен характерный для русского человека иконографический образ жизни: жить как будто икону писать: сохраняя в себе образ Божий, очищать душу и тело от всякой скверны, от всякого греха, превратить свою жизнь в непрестанное богослужение,  благодарение Богу.

Православие для русского человека минувших времен – это не сумма религиозных догматов, а образ жизни. Научиться жить по Евангелию, по заповедям Божиим – вот главная цель жизни, поэтому практически каждое положение «Домостроя» аргументировано ссылками на тексты Священного Писания.

Семья мыслилась как малая церковь, поэтому дом Божий – храм был созвучен дому семейному – хоромам. Что в храме – алтарь, то в доме – красный угол. В храме – Бог, в семье – отец. Храм – это островок Божиего Царства на земле, а семья – прообраз  Рая. И во всем – чин, порядок и ритуал, потому что все это угодно Богу.

Государство, Церковь и семья неразрывно связаны. Государство стоит на твердом основании – семье, и как во главе государства стоит царь, так и во главе семьи – государь. Семья – это миниатюрное отражение государства, с четкой и строгой иерархией, непререкаемым авторитетом главы, незыблемыми законами. Именно в семье формируются подлинно христианские человеческие отношения. В кругу родных и близких человек более всего научается жить в любви. Отношения между домочадцами – это главный нерв семейной жизни.

 

О муже и хозяине

Мужчина – это государь в семье, он муж, глава и хозяин. Он – ответственный перед Церковью и государством блюститель стабильности семьи, ее духовного и материального благополучия. Семья для мужчины – это его общественная и политическая миссия, специальное государственное «тягло» как мужа и отца.  Быть мужем, отцом и хозяином – это прежде всего, огромная ответственность! За всех чад и домочадцев отец семейства несет ответственность, прежде всего, перед Богом. Недаром в народных сказках дети обращались к отцу со словами «Государь мой батюшка!»

Быть женатым означало стать серьезным и мудрым. В Великом Новгороде, например, неженатых мужчин не пускали на вече: как может человек руководить государством, если он не знает, как руководить семьей? И если у человека неполадки в семье, то и в обществе к его мнению никто прислушиваться не будет.

Чтобы содержать свою семью в чистоте, а дом в порядке, главе семейства необходимо было проявлять строгость в отношениях с детьми, женой и слугами и требовать от них безоговорочного подчинения.

«Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, — и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и всех остальных с собою»

В противном случае, дом погибнет из-за отсутствия твердого руководства – нравственного и хозяйственного, а домохозяина постигнет разорение как заслуженная кара за неисполнение присущих его званию обязанностей.

 

О месте и роли женщины

По «Домострою», если муж – это государь, то жена – государыня, второй человек в семейной иерархии, опора мужа, а не бесправная рабыня, как принято считать:

«Хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней. За жену хорошую мужу хвала и честь».

Жена должна быть доброй, трудолюбивой, во всем покорной воле своего супруга:

«Жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу, а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению…»

По словам нашего современника, тогда в женщине подавлялись «дьявольские семена эмансипации», самостоятельности от мужчины, когда она все решает сама. Всегда советуясь с мужем в домашних делах, она, тем не менее, имела и некоторую самостоятельность в хозяйственных заботах, не докучая мужу мелкими просьбами. Женщина знала свое место в доме, и это место было очень почетным: супруга воспитывала детей, вела хозяйство, налаживала благополучную жизнь, прежде всего, для своего мужа. Вся ее жизнь была направлена на семейное благополучие. Добрая жена своими неустанными трудами собирала богатство дома, причем не только материальное, но и духовное. И такая хозяйка ставилась очень высоко, дороже «камня многоценного».

По «Домострою», хорошая жена – это молчаливая жена, поэтому женщинам была запрещено судачить:

«Если же спросят о чем про кого-то, иногда и с пристрастием, то отвечать: «Не ведаю я того, ничего не слыхала и не знаю; и сама о ненужном не спрашиваю, ни о княгинях, ни о боярынях, ни о соседях не сплетничаю».

Злая жена, сварливая и острая на язык, ленивая и строптивая, могла совершенно испортить домашнюю жизнь и мужу, и детям, и превратить семью в настоящий ад. «Червь дерево тлит, а злая жена дом изводит». Поэтому «Домострой» рекомендует непослушных жен вразумлять: сначала рассужденьем, а если не поможет, то и битьем. Но наказывать жену полагалось вежливо, плетью, а не бить ее за всякую вину «по уху, по виденью, под сердце кулаком, пинком, посохом железным», вызывая тем членовредительство и увечье. Муж не имел права выговаривать жене и наказывать ее в присутствии детей и перед другими людьми, но только – один на один и с любовью, чтобы не обидеть, а после наказания – обязательно должен пожалеть. Таким образом, в основе наказания лежала не личная неприязнь или ненависть, а только доброе намерение исправить худой нрав.

 

О воспитании детей

Изложенные в «Домострое» идеи воспитания очень человечны, мудры и современны.

Дети – это не просто продолжатели рода и хранители отцовских заветов, они – наследники Небесного Царствия. Поэтому и система воспитания на Руси строилась, исходя из двух главных целей – воспитать достойных наследников семейного состояния и достойных граждан Небесного Иерусалима, научить любить Отца Небесного и почитать отца земного.

«Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку».

Вера в Бога и жизнь по заповедям – это главное условие благополучного существования, поэтому детей рано приучали к молитве и богослужению.

Любовь – это, безусловно, главное средство воспитания, но она должна быть не слепой и эгоистичной, а разумной и мудрой. Ребенок должен сызмальства понимать свое место в семейной иерархии, где главным человеком является отец и именно его слово – закон. Поэтому о потакании детским капризам не могло быть и речи, ребенок никогда не возводился в положение маленького семейного царька, вокруг которого угодливо суетятся мамки и няньки. К тому же многодетность четко ограничивала свободу каждого ребенка, приучая его считаться, прежде всего, с интересами других детей, а не привлекать все внимание к себе.

Родительская любовь проявлялась, в первую очередь, в заботе о нравственном воспитании детей, приучении их к труду, в материальном обеспечении. На родителях – огромная ответственность, потому что в день Страшного Суда они перед Богом дадут ответ о воспитании своих чад.

«И хранить и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу».

«Домострой» предписывал не просто приучать детей к труду и обучать их ремеслам, но учить, сообразно талантам, данным от Бога: кто к чему склонен, в том и должен преуспеть.

«Со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст».

Оказывается, идея ненасилия над волей и способностями ребенка, столь популярная в настоящее время, берет свое начало еще в XVI веке!

Телесные наказания в «Домострое» существовали лишь как крайняя мера. Более того, на Руси не наказывали ребенка в момент, когда он провинился, поэтому он никогда не попадал под горячую руку родителей. Для наказаний существовало особое время: как правило, вечер пятницы или субботнее утро. До урочного часа набедокуривший ребенок мог обдумать свое поведение и раскаяться, а разгневанный отец – успокоиться. Поэтому наказание розгами являлось, на самом деле, не средством утоления родительского гнева, а заслуженной и осознанной ребенком карой за совершенный грех.

«Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей».

Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости:

«Воздающие честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей, и в день печали спасет их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое».

Приученные с детства к уважению и почитанию родителей, дети никогда не оставляли престарелых отца и мать одних, но ухаживали за ними до последних дней.

«Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда».

В многодетной семье, как правило, младший сын, женившись, не заводил собственное хозяйство, а оставался жить в родительском доме. Если же нечестивец поднимал руку на престарелых отца и мать, то подлежал не только людскому осуждению, но и церковному отлучению. Соблюдения пятой заповеди – один из ключевых законов того кодекса русского национального миросозерцания, каким мы называем «Домострой».

 

О соседях

На Руси мир и лад с соседями был залогом благополучной и спокойной жизни. В древности человек чувствовал себя совершенно беззащитным перед жизненными невзгодами и напастями от властей, а в союзе с соседями он уже ощущал свою силу. В «Домострое» предусматривалась соседская помощь и взаимовыручка, вплоть до того, что «если у соседа недостает семян, лошади или коровы, или налоги нечем платить, надо ему ссудить и помочь, и если у тебя самого не хватает, сам займи, а нуждающемуся помоги».

Соседство стало еще и местом, где формировалось первоначальное общественное мнение о человеке, где рождалась о нем слава – добрая или худая. Быть осмеянным соседями – страшное наказание для человека: «От Бога грех – от людей потех». Поэтому в древности ребенка с детства учили владеть собой, быть отзывчивым на чужую беду, помогать людям и ладить с ними.

 

О хозяйстве

Содержать дом, вести хозяйство – мудреная наука. «По приходу и расход» – вот главная экономическая заповедь «Домостроя»:

«Всякому человеку, богатому и бедному, великому и малому, разобраться в своем хозяйстве, распределив по добытку и промыслу, и по своему достатку».

Кстати, само слово «домострой» представляет собой кальку с древнегреческого «экономия». Поэтому сейчас мы бы сказали, что «Домострой» учил экономить: осуждал расточительность и призывал к бережливости. Из всякого предмета домашнего обихода, говорится в нем, нужно уметь извлечь как можно больше пользы. У бережливого хозяина ни одна вещь не должна пропадать даром, а к покупкам следует прибегать лишь в случае крайней необходимости, до последней возможности обходясь собственными «остатками и обрезками».

Хороший хозяин, независимо от своего социального статуса, руководствуясь, в первую очередь, доходами, должен заблаговременно делать запасы впрок, чтобы в случае неурожая или другой беды, не потерпеть нужды. Даже приданое дочерям нужно начать собирать с самого их рождения, а старые вещи не выбрасывать, а отдавать сирым и убогим. Главный принцип «Домостроя» – принцип религиозного хозяйства, когда все, что происходит в доме, совершается во славу Божию.

Важно отметить, что рачительно вести хозяйство, экономить предписывалось всем – и бедным, и зажиточным. В те благословенные времена люди еще не были заражены потребительством, и стать богатым или, как теперь говорят, «удачливым» ни для кого не являлось смыслом и целью жизни. И нищета, и достаток – все от Господа.

 

***

Идеалы «Домостроя» долгие годы оказывали влияние на традиционную семью в России. И семьи были большими, дружными и крепкими. К счастью, принципы жизни «по Домострою» постепенно возвращаются в нашу жизнь, а значит есть надежда, что праведная жизнь, чистота помыслов и совести, поддержание гармоничных отношений с окружающими станут для нас такими же непреходящими ценностями, какими они были для наших мудрых и благочестивых предков.

 

Грудкина Татьяна Владимировна, кандидат филологических наук, директор православной школы имени свт. Тихона Задонского