Источник Жизни и страх смерти. Слово на Пассии

Soshestvie_vo_adВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Каждому человеку, а тем паче христианину, редко или часто, мимолетно или глубоко, приходилось задумываться о смерти. Встречаясь иногда со смертью, постигающей других людей, он удивляется ее трагичности, неотвратимости, бессмысленности. Обычно в среде не знающих Бога людей принято не говорить о смерти, избегать всяческих упоминаний о ней. Разговоры христиан о том, что нужно иметь память смертную, покажутся им нелепостью, даже каким-то безумием. И если кто-то лежит на смертном одре, никто не захочет предупредить его, что он умирает. Даже сам неисцельный больной, уже понимая неизбежность предстоящего ему, не хочет слушать напоминаний о своей кончине, но будет цепляться за любую возможность продлить свое земное существование.

Святые говорят, что причина острой боязни смерти коренится в падшем естестве человека, является следствием отлучения его от Бога. Само прекращение жизни в теле есть наследие того умирания, которое произошло с первым человеком Адамом. Грех, вошедший в природу человека, стал синонимом самой смерти. Вследствие действия греха у человека исказились и сами представления о первичных понятиях бытия, о самой жизни. Человек перестал чувствовать и осознавать Источник жизни. Он ограничился тем, что видит и чувствует, чего желает, к чему влечет его животная похоть. Жизнь ему стала казаться только движением на земле, а смерть стала представляться прекращением этого движения. И как бы человек не отвращался от мысли, что его движение когда-то прекратится и сознание его угаснет, душа не соглашается с этим, она обымается тем самым, особенным страхом.

Истинное познание о таинстве жизни возвратил нам Господь наш Иисус Христос. Он открыл нам, что подлинная жизнь – это Он Сам. В Евангелии часто повторяется выражение «жизнь вечная». Жизнь вечная – это, можно сказать, Жизнь, Живот с большой буквы. Это пребывание человека во Христе, Источнике Живота. «Я есмь путь и истина и жизнь; – сказал Господь, – никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Христос дал человеку Живот при сотворении, и Он даровал человеку Живот при Своем Преславном Воскресении из гроба, как поется в пасхальном тропаре. Он даровал Живот всем «сущим во гробех» своей духовной темницы, кто не знал истинного Света.

Через Христа вполне открылось сознанию человека и понятие смерти. Смерть – это не просто биологическое умирание. Как противоположность Жизни вечной, смерть вечная, или «вторая смерть», как называет ее книга Откровения (Откр. 20:6), начинается с отвержения Источника Жизни. Это означает непринятие Христа Бога, Его Личности, Его учения, заповедей, Его пути. Предупреждение Бога первому человеку – «смертью умрешь» (Быт. 2:17) – предполагало не столько обещание смерти телесной, сколько постижение той, духовной смерти, означавшей лишение человека истоков божественного бытия. И смерть эта наступила тотчас же после грехопадения.

Человек, однажды познавши благодатную жизнь во Христе, сталкивается и с острым переживанием смерти в себе, с тем, что мешает, противится принятию истинного Живота. Но в этом внутреннем противостоянии человек уже начинает понемногу освобождаться от того гнетущего страха умирания, небытия, который обычно испытывает душа неверующая. Человек уже не столь скорбит о расставании со своими привязанностями, не столь думает о своем погребении, не оплакивает свой будущий земной конец. В его душе начинает прорастать стремление к Источнику Жизни и остро переживаться «не Жизнь», заключенная в смертных семенах греха. Это противостояние становится долгим и мучительным, оно требует от человека мужества и терпения. Но именно через это противостояние человек начинает познавать страждущего Христа.

Мы сегодня воспоминаем самые трагические события Евангельской истории – страдания и смерть Богочеловека. Страсти Христовы стали спасительными для нас. Господь явил нам образ приближения к смерти, и это приближение было преисполнено сильных скорбей, мучений, внутренних борений. К Источнику Живота дерзнул приступить со всей своей смертоносной силой богопротивник диавол. Встретились Источник Жизни и воплощение смерти, и они сотворили борьбу в душе и в теле Христа, так попустил Сам Господь. Здесь особенно были явственны смирение и любовь Христовы, победившие клевету и ненависть диавола.

Hohot_KramskoyМы не осмелимся предположить, что происходило во всесвятой душе Богочеловека, какой глубины и силы были Его переживания и страдания. Нам можно лишь отчасти представить это по своему опыту: как переживается предательство близкого человека, как восприемлется неправедный суд и уничижения, как ощущаются физические страдания, приближение скорой смерти.

Христос понес все наши грехи. Он принял всё это в свою душу, и близкое дыхание диавола многократно утяжеляло эту неимоверную ношу. Господь допустил прикосновение к Себе смерти, чтобы через нее дать жизнь человеку. Он страдал, неся наши грехи, мы же страждем, пребывая во своих грехах. Искушения и страдания человека приобретают спасительный смысл, если они соединяются со страданиями Христовыми. Эту глубокую, таинственную мысль выражает апостол Петр: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:12-13). Святой апостол подчеркивает, что необходимо разделять свои страдания со Христом, понимая, что они посланы от Господа и направляют человека на спасительный путь Креста. И скорбящих в искушениях христиан утешает тем, что они наследят вместе со Христом Его небесную славу.

Есть известные, кажущиеся странными слова о том, что жизнь христианина является «искусством умирать». Видимо, пока человек не познает в своей душе ада – смерти духовной, подлинно не познает тайну самой Жизни – Христа, не устремится к Нему. Можно вспомнить слова, явленные в таинственном откровении Старцу Силуану: «держи свой ум во аде и не отчаивайся». Мы не в силах подъять такой высокий подвиг, но мы можем крепиться и крепиться в своей вере, чтобы в тот момент, когда наступит час испытаний, возложить всё упование на Спасителя. Испытав и претерпев с верой во Христа случающиеся скорби и, особенно, последние испытания, мы опять же веруем, что станем свидетелями славы Победителя смерти. Чтобы победить смерть, по словам известного богослова, нужно «позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе место» (В.Н.Лосский). И если будет Христос в нашей душе, то и земная смерть наша будет входом в истинный Живот, в торжество вечное. Аминь.

иеромонах Тихон