Новые росписи Воскресенского кафедрального собора г. Шуя

IMG_7587К Страстной седмице завершились работы по росписи трапезной части Воскресенского кафедрального собора г. Шуя. Прихожане с интересом наблюдали, как возводились леса, как проводилась подготовка стен, как выполнялись контурные изображения на штукатурном грунте, как первые святые лики появились под сводами. Объем работ был значителен, но ивановские художники справились с ним меньше чем за два месяца. Росписи осуществлялись на народные пожертвования.

 Технологии росписи православных храмов разрабатывались много веков подряд. Одним из главных признаков храмовых росписей является каноничность — следование строгим правилам (канону). В храмовой живописи используется устойчивый набор сюжетов, типов изображений, композиционных схем. И все же на характер росписей влияет манера их исполнения и стиль, которого придерживаются художники. Росписи трапезной части Воскресенского собора выполнены в живописной манере, в академическом стиле.

Перед началом работ устанавливается особый порядок росписи, делаются эскизы. С одним из них – эскизом южной стены храма – могли познакомиться все желающие.

При составлении проекта учитывается, что все пространство храма делится на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю.

Верхняя часть храма символизирует духовное небо, Царство Небесное, поэтому на ней изображаются самые значимые сюжеты Священной истории. На потолке трапезной части представлены многофигурные композиции: Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Воскресение Христово, Сошествие Святого Духа.

Средняя часть храма символизирует горний, ангельский мир, область небесного бытия, где пребывают все праведники, но она же означает и область земного бытия. Как нерасторжимы Церковь земная и Небесная, так нерасторжимо и все учение Церкви. Небесная Церковь связана с земной подвигом мучеников, исповедников, святителей, преподобных. Поэтому в средней части храма помещаются образы святых.

 Во весь рост в Воскресенском соборе изображены святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, равноапостольные Мария Магдалина и Нина, просветительница Грузии, святитель Тихон Задонский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Вместе со святыми, почитаемыми во всем мире, изображены и святые, которые прославились в нашем крае: прп. Иоаким Шартомский и прп. Тихон Луховский, а также свт. Афанасий Ковровский, который учился в Шуе в духовном училище и написал тропарь Шуйской-Смоленской иконе Божией Матери, и свт. Митрофан Воронежский, который родился в с. Антилохово (Савинского района) и принял постриг в Успенской Золотниковской пустыни.

Уровнем ниже помещены поясные изображения святых: на южной и северной сторонах – блаженных Ксении Петербургской, Матроны Московской, Симона Юрьевецкого и прп. Алексия человека Божия, на восточной стороне – святых воинов: мученика Уара и великомученика Феодора Стратилата, на западной стороне – благоверных князей Димитрия Донского и Даниила Московского.

На хорах в круглых медальонах помещены изображения святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, уровнем ниже – мучеников Флора и Лавра.

Нижняя часть храма знаменует собой земной мир. На ней обычно изображаются полотенца, украшенные орнаментом, что придает особую торжественность стенным росписям, которые, как великая святыня, как бы преподносились людям по древнему обычаю на украшенных убрусах. Именно так оформлена нижняя часть столпов в Воскресенском соборе. Исключением из этого правила является оформление входа. По обеим сторонам от него помещены ростовые изображения воинов с оружием, в доспехах – прп. Илии Муромца и мученика Иоанна Воина.

Изображения святых в росписях Воскресенского собора чередуются с орнаментом. Орнамент использован трех типов: объемный монохромной орнамент, имитирующий лепнину, орнаментальный фриз, разделяющий уровни (на северной и южной сторонах) и цветной растительный орнамент.

Были изменены росписи центральной арки. Так же, как и раньше, на ней присутствует Образ Спаса Нерукотворного, но вместо надписи «Ведомому Богу» по обеим сторонам от него в круглых медальонах изображены святые апостолы Петр, Павел, Андрей Первозванный и Симон Кананит. На внутренней стороне арки в центре изображен святой Иоанн Предтеча, а в фигурных медальонах – великомученица Анастасия, мученица Татиана, святые целители и бессребреники Косма и Дамиан. В оформлении арки использовано сочетание двух видов орнамента: объемного монохромного и цветного растительного.

Кроме росписей, в соборе появились новые паникадила: в центральной и трапезной частях и в приделах.

Благоукрашение интерьера собора практически завершено. И знаменательно, что это произошло в конце Великого поста, перед празднованием Светлого Христова Воскресения. Так и души, пройдя подвиг поста, должны благоукраситься добродетелями и быть готовыми к встрече Воскресшего Христа, чтобы «войти в радость Господа Своего».

DSCF1285DSCF1286 DSCF1288 DSCF1289 DSCF1290 DSCF1292 DSCF1294 DSCF1295 DSCF1296 DSCF1297 DSCF1298 DSCF1299 IMG_7581 IMG_7586