Успение – рождение в Жизнь

Uspenie228 августа (15 авг. по старому стилю) Православная Церковь отмечает один из самых чтимых праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Праздник Успения имел особенное значение на Руси. Достаточно сказать, что в древних русских столицах – Киеве, Владимире, Москве – Великими князьями созидался «дом Пресвятой Богородицы», и главный столичный собор посвящался Успению Божией Матери. Так русские князья и весь народ стремились почтить Заступницу рода христианского. Свидетельства этого небесного заступничества Пресвятой Богородицы в русской истории – неисчислимы. Днем праздника заканчивается двухнедельный Успенский пост, который и установлен как предуготовление к встрече церковного торжества.

 Дева Мария явилась самим воплощением святости, Она превзошла всех живших на земле людей в уподоблении Богу. Поэтому Церковь называет Ее «Пресвятой». Душевные скорби и испытания обильно посетили Богородицу в Ее земном поприще, они были предсказаны в пророчестве старца Симеона: «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лук. 2:35). В этих великих скорбях, связанных с лицезрением страданий Ее Сына, и освятилась душа Ее, стала подобна страждущему Христу. Но грех не коснулся души Ее, и, по словам преподобного Силуана Афонского, Матерь Божия не согрешила даже в мыслях.

Успение Пресвятой Богородицы – это особенное событие священной истории, которое вмещает величайшую тайну соединения в вечности Матери Божией со Своим Божественным Сыном. Если в Воскресении Спасителя мы видим победу Богочеловека над смертью, то в Успении Пресвятой Богородицы мы видим торжество жизни над смертью, явленное человеком во плоти.

В церковном лексиконе кончина праведника обычно не называется словом «смерть». Как и любой другой человек, угодник Божий не избегает естества природного, и его земное пребывание в теле когда-то прекращается. Но это видимое прекращение жизни не является неким «зловещим концом», бессмысленным окончанием бытия и забвением всех земных радостей. Конец земного поприща святого является началом подлинной Жизни, встречей со Христом, Который открыл для людей вход в вечную благость. Сама смерть праведника становится торжественным началом, великим «переходом» в новую Жизнь. И в церковном календаре отмечается именно день преставления святого, как самый важный в его жизни, день его «победы», когда он вошел в полноту святости, явившуюся в вечности. Оттого обычно и говорится о смерти: «отшествие», «преставление».

Но о кончине Богородицы говорится иным словом, которое даже пишется с большой буквы: «Успение». «Успение» со славянского переводится как «засыпание». Это, конечно, не означает сон обычного человека. Но кончина Божией Матери была столь тихой, мирной и безболезненной, что она поистине уподобилась земному сну.

Предание гласит, что когда Дева Мария получила Божие извещение о Своей скорой кончине, Она очень обрадовалась. Это очень характерно для тех, кто познал Творца в своей земной жизни: тот, кто обрел в своей душе истинную любовь, преодолевает страх телесного умирания; как говорит св. Иоанн Богослов, «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). И Божия Матерь обрадовалась предстоящей встрече со Своим Сыном. Она известила о Своем близком отшествии и восхотела попрощаться с учениками Господа, которые разошлись с проповедью в различные концы Римской империи. Случилось чудо: ангелы Божии, внимавшие желанию Матери Спасителя, чудесно доставили двенадцать апостолов в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей. Это событие нередко изображается на иконах Успения: апостолы, носимые святыми ангелами, окружают одр «успевшей» (уснувшей) Богородицы. Также внизу иконы обычно изображается нечестивый Афоний – иудей, который ненавидел христиан и помыслил во время погребальной процессии кощунственно опрокинуть одр почившей Богородицы. Незримый ангел отсек мечом кисти рук Афония, когда тот уже намеревался исполнить свое намерение. Но милостивая Божия Матерь простила нечестивца и даже исцелила его. В сказании об Успении говорится, что Афоний убоялся, принес покаяние и принял христианскую веру. Этот Афоний явился образом духовного нечувствия: не имеющий почтения к Божией Матери, озлобляющийся и восстающий на святыню, посекается духовным мечом. К сожалению, в последней российской истории мы знаем очень много таких «афониев».

На погребении Богородицы не присутствовал апостол Фома. И когда, по прошествии трех дней, он прибыл в Иерусалим, то, опечаленный своим опозданием, захотел, как и все, проститься с телом Божией Матери. В этом было особенное смотрение Божие. Желая утешить Фому, другие апостолы открыли пещеру, где почивало тело Богородицы – и не нашли его. Всех тогда охватило величайшее удивление. Господь принял не только святую душу Богоматери, но взял Ее на небо с нетленным телом. В этом кончина Богородицы особенна и отлична от кончины всех других людей. Нельзя не отметить здесь очевидного сходства с евангельской историей, когда мироносицы и боязливые ученики пришли к пещере и не нашли тела Воскресшего Господа. Так в человечестве явилось торжество над смертью, которое открылось сначала во Христе.

Успение Божией Матери дает нам величайшую надежду. Мы надеемся на свое спасение и на свое будущее воскресение не только по милости Господней, но и по молитвам Пресвятой Девы, Которая вошла в небесную славу. Воспоминая Успение Богородицы, мы не называем людей «умершими», а – «усопшими», и молимся об их упокоении. И если были в душе человека начатки вечной Жизни, то по молитвам Богородицы и Церкви есть надежда, что эти ростки подлинно прорастут в Царстве Небесном.

Святая Церковь всегда с особенным благоговением относилась к почитанию Божией Матери. И явные признаки отступления от истинного богообщения мы видим в учениях всевозможных сект, где нет этого святого почитания. Личность Божией Матери как бы вплетена в богослужебную жизнь: в окончании каждой ектении (набора прошений), цикла стихир, песни канона всегда поминается Пресвятая Богородица, как первая и высшая в мире небесном. И, как поется в песнопении праздника Успения, «побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая; в рождении сохраняется девство и со смертию сочетавается жизнь».

Николо-Шартомский монастырь