Покров Пресвятой Богородицы

Pokrov14 октября празднуется Покров Пресвятой Богородицы. Событие, давшее начало празднику, случилось в Византии в 910 году. Во время осады Константинополя сарацинами во Влахернском храме блаженному Андрею было видение Божией Матери, Которая обещала защиту осажденным. Этим великим праздником утверждается небесное заступничество Божией Матери за род христианский. В древнем Покровском храме города Шуя – престольный праздник.

Святому Андрею, юродивому ради Христа, было явлено на краткое время бытие небесного мира. Он вдруг увидел то, что лицезреют в Царстве Небесном непрестанно. Он увидел Богородицу, как бы парящую над всеми молящимися, и ангелов с людьми, которые смиренно склонялись перед Ней. В руках Божией Матери был омофор (широкая полоса ткани), которым Она покрывала всех обращенных к Ней. Это видение, или, точнее сказать, откровение, стало известно затем всей Церкви Христовой и показалось настолько важным, что воспоминание о нем оформилось в великий праздник.

Почему это событие для нас значимо? В нем было открыто несравненное величие Божией Матери среди небесных чинов святых и непрестанное славословие Ее ангелами и святыми угодниками. Славословие – это не просто похвала, почтение. Славословие – это высшая форма молитвы, благодатное состояние духа, находящегося в радости и обращающегося к Иточнику истинной радости. И этому славословию следует подражать, поскольку молитвенное славление более угодно Богу, нежели прошение у Него.

В видении Покрова нам было открыто и то, чем жива и сильна Церковь Небесная: предстательством Пресвятой Богородицы. Любому обращающемуся к Ней Дева Мария дает Свое покровительство, посылает Свою помощь. Немощный человек, отягченный грехами и слабой верой, не всегда может дерзнуть напрямую обратиться к Богу, Которого часто представляет строгим Судией. Но прибегнуть к Матери Сына Божия, попросить Ее ходатайства, поплакаться Ей – для человека может казаться более близким. И примеры такого ходатайства в истории Церкви неисчислимы, они известны любому верующему человеку.

Покров может означать не только избавление от внешних напастей – войн, болезней, лишений. Покров необходим и для страждущих внутренними недугами – душевными страстями. Действие грехов в душе может быть совершенно неодолимо силами самого человека, и он, находясь в отчаянии, должен просить помощи свыше. В последовании утренних молитв есть длинная молитва ко Пресвятой Богородице, в прошениях которой ярко выражено это чаяние предстательства Божией Матери: «душу мою ослепшую просвети», «уврачуй души моей многолетние страсти», «нового сотвори меня, повязанного в греховном нечувствии», «слития (соединения) меня с надмирным сотвори».

Когда ощущается небесный Покров? Помощью Божией жив и питается каждый человек. Даже человек, удаленный от Бога, не лишен благодатной помощи, и, как поется в известном церковном песнопении, «Святым Духом всякая душа живится». Однако подлинно помощь Божия и Покров Богородицы являются для верующего сердца. Чем проще вера, чем она более «детская», тем чаще и глубже бывает обращение к Божией Матери. Человек начинает относиться к Ней как к своей родной матери, усыновляется Ей.

Православная Церковь изначально исповедовала особенное почтение к Божией Матери. Ни одно богослужение, ни один чин молитв не обходится без обращения к Царице Небесной. Почитание Богородицы органично исходит из церковной жизни, является потребностью души. Мы имеем сотни чтимых икон Богородицы, а также тысячи чудотворных списков, через которые были явлены многие исцеления.

Не обращались ли к вам случайно на улице люди, предлагающие поговорить о Боге, о Библии? Не предлагали ли они почитать свои книги? Можно спросить у них, знают ли они что-нибудь о почитании Божией Матери, обращаются ли они молитвенно к Ней, есть ли у них иконы Богородицы? И если они возразят, что в Новом Завете немного говорится о Деве Марии и что нет указаний на Ее почитание, то можно привести ясные пророческие слова, сказанные Самой Марией: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук. 1:48). Признает ли Богородица нас Своими детьми в будущей жизни, если мы ни разу не обращались к Ней?

Николо-Шартомский монастырь