Приветственное слово епископа Шуйского и Тейковского Никона участникам регионального этапа XXIV Международных образовательных чтений

523 ноября в Шуйском филиале Ивановского государственного университета состоялся региональный этап XXIV Международных Рождественских чтений. Епископ Шуйский и Тейковский Никон обратился к присутствовавшим с приветственным словом.

Досточтимые участники Рождественских образовательных чтений, братия и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся для участия в работе регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений на Шуйской земле.

Тема наших чтений — «Традиция и новации: культура, общество, личность». Эту тему обозначил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Традиция – это передача социального и культурного наследия от поколения к поколению. Когда мы говорим о традициях русской древности, то подразумеваем время, за которое сложилась не только русская государственность, но и сама русская культура, подарившая миру величайшие шедевры архитектуры, живописи, музыки, поэзии. И эта культура всегда была глубоко православной. Наш народ, однажды услышав Евангелие, слово Божие, впитал его в себя и пронес сквозь столетия до наших дней. Таким образом, православная традиция явилась фундаментом русской культуры, и рассматривать пути развития русской культуры вне Православия невозможно.

На протяжении многих веков христианство является и тем самым мировоззренческим основанием, на котором зиждутся морально-нравственные ориентиры поколений россиян. Православная вера и нравственность – вот самые мощные по своему значению базисы русской жизни. И здесь нельзя переоценить значимость православной традиции – предания – для сохранения нашей национальной и культурной идентичности. Само многовековое сохранение православных традиций в народе свидетельствует об их важности. Общеизвестно, что большинство людей рассматривают какое-либо явление в качестве традиции лишь тогда, когда признают его жизненную значимость в своей истории и убеждены в необходимости его сохранения в будущем.

Вместе с тем важно учесть, что общество находится в постоянном развитии, и необходимо понимание тех новых явлений и проблем, которые входят в нашу жизнь.

Новаторство в бытовой жизни человека – научные открытия и достижения, появление новых машин и технологий – дает возможность ускорить и упростить передачу информации, способов общения, сократить расстояния, облегчить выполнение каких-то технических задач, что в основе своей может рассматриваться как благо, если только это стремление к совершенствованию имеет разумные границы и не сопряжено с насилием над Божиим творением – природы и человека.

Новаторство в культуре – уже не столь однозначный вопрос. Здесь необходим чуткий подход, способный обогатить культуру без ущерба традиции.

И, наконец, часто новаторство появляется там, где его быть не может в принципе – в самих основах жизни человека на земле. Как известно, во всем есть свои закономерности: и в работе механизма, и в природе, и в семье. Заметим, что эти законы не нами установлены. Человек может наблюдать эти законы, но не устанавливать или менять их. Горделивая попытка человека вмешаться в законы Богом устроенного мира влечет катастрофу. Так, мы видим плачевное нравственное состояние западного общества, уже посягнувшего на незыблемость семейных устоев. Потеря подлинного христианского мировоззрения западной цивилизацией привела к помрачению умов и непониманию всей трагичности сложившейся ситуации, когда вместо мужчины или женщины появляется некий «гендерный тип». Если ситуация не изменится, то последствия этих преступлений против человечества трудно себе представить.

Нравственная дезориентация разрушает самые важные догмы человеческого сознания, формирует человека, открытого злу. Такого человека можно повернуть в любом направлении, в том числе и на преступления против жизни, что сегодня мы с прискорбием и наблюдаем во всем мире. Новшества в вопросах вековых нравственных устоев губительны, и в защите общечеловеческих ценностей – жизни, семьи, детей – необходимо проявить всю решимость.

Человеку свойственно стремление к совершенству, и мы не можем остановить прогресс, не можем воспрепятствовать появлению новшеств в нашей жизни. Но хочется верить в то, что новации будут внедряться разумно, и погоня за комфортом и внешним благополучием не станет целью, которая оправдывает любые средства. Люди, жившие пятьдесят или сто лет назад, не знали, что такое интернет или мобильный телефон, не имели комфортных автомобилей и бытовой техники. Сейчас все это есть, но можем ли мы сказать, что живем счастливее их?

В заключение хочу пожелать всем нам провести чтения с пользой для разума и для души, чтобы важные вопросы, которые поднимут докладчики, пробудили бы желание узнать больше о христианской вере, культуре и традициях, об истории Отечества, помогли нам понять связь древности и наших дней.

Благодарю за внимание и предлагаю считать Рождественские образовательные чтения Шуйской епархии открытыми.