Доклад митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа на V Региональных Рождественских образовательных чтениях

0_1393df_ff7ec102_orig11 декабря в Иваново прошли Пятые Рождественские региональные образовательные чтения по теме «Традиция и новации: культура, общество, личность». Чтения начались с пленарного заседания в зале Ивановской областной филармонии. На нем с докладом выступил митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф.

Видео



Уважаемые участники Рождественских чтений!

Предстоящие XXIV Международные образовательные Рождественские чтения посвящены теме: «Традиция и новации: культура, общество, личность». По существующему порядку такова же и тема нашего сегодняшнего заседания.
Современное общество переживает важный исторический период. Думаю, что все понимают, насколько меняется окружающий мир. Вопрос заключается в смысле и направленности этих изменений.
На Западе, да и у нас в либеральном сегменте СМИ, в последнее время часто говорится о так называемом «столкновении цивилизаций». Борьбу с терроризмом пытаются представить как столкновение некоего «свободного западного мира», ориентированного на утверждение прав человека с традиционным обществом, живущим, якобы, «средневековыми нормами». Последние связывают с  взрывающими себя смертниками, захватом заложников, торговлей рабами, разрушением исторических памятников.
Однако, как пишут аналитики, проблема терроризма порождена целенаправленной деятельностью американских спецслужб. Сами радикальные организации являются орудием, искусственно созданным США. Терроризм нужен для дестабилизации мировой ситуации в пользу ведущей западной державы и устранению с политической арены геополитических конкурентов Америки.
Поэтому говорить о «столкновении цивилизаций» не правильно. Ни христианство, ни ислам, ни другие мировые религии никак не связаны с нынешней ситуацией. Она является следствием внутреннего развития западного мира, его отходом от традиционных ценностей.
Остановимся на этом более подробно.
На протяжении трех последних столетий прогресс рассматривается одновременно в качестве главного инструмента развития человечества. Он не сводится только к совершенствованию техники, медицины, общественных отношений. В связи с прогрессом чаще всего говорится об освобождении человека от любых сдерживающих его внешних скреп. Это преподносится как подлинное торжество гуманизма. Утверждение о подобной свободе лежит в основании современного либерализма.
Насколько движение общества в эту сторону оказывается на самом деле гуманным? Соответствует ли оно самым глубинным основаниям личности и социума?
Человеческая цивилизация на протяжении всего времени своего существования опиралась на фундаментальные и неизменные нормы. Их принято именовать традициями, а основанное на них общество -«традиционным».
Слово «традиция» имеет латинское происхождение (traditio —  передача, предание). Традиция — это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных общественных и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, образы и т.д. Традиции существуют во всех социальных системах и являются необходимыми условиями их жизнедеятельности.
К сожалению, в этот общепринятый термин вкладывается зачастую неправильное, более узкое содержание. Понятно, что те общественные нормы, о которых мы говорим сейчас, являются гораздо более важными и глубокими, нежели свадебные или ремесленные обычаи.
Фундаментальные традиции имеют сакральное происхождение. Они восходят к Богу, причем это характерно для всех народов, а не только для мировых религий.
Священное Писание говорит нам, что Бог, сотворив человека, мужчину и женщину, по образу Своему, сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28)
Еще в раю, до грехопадения и до образования различных племен и культур, были заложены священные основы брака: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6). Общее происхождение человеческого рода и полученное им первоначальное Откровение от Бога обусловили глубинное единство принципов социальной жизни всех людей, вне зависимости от расы, континента и эпохи.
Сакральные традиции, заложенные в христианской цивилизации, отражены в книгах Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
В традиционном обществе отцы и дети находятся в тесной взаимосвязи, имеют важные обязанности друг перед другом и несут взаимную ответственность.
Одна из важнейших заповедей Божиих гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20, 12). Без почитания родителей и старших невозможна не только подлинная семейная жизнь, но и историческая преемственность любого народа.
В Ветхом Завете мы читаем, что праведный Иов каждую неделю приносил жертву за своих сыновей и дочерей, опасаясь, что его чада чем-нибудь обидели Творца (Иов 1, 5) Родители постоянно ответственны за своих детей, в том числе и тогда, когда они уже вошли во взрослую жизнь, как это было с сыновьями Иова.
Детей в семье должно быть много. Об этом говорят уже приведенные выше слова «плодитесь и размножайтесь». Только в таком случае сильные народы могут «наследовать землю». При этом чадородие является важнейшей обязанностью женщины, ибо, по словам апостола Павла, она через это спасается, то есть достигает Царства Небесного (1 Тим. 2, 15).
Но кроме рождения детей необходимо их воспитание. Именно оно обеспечивает передачу традиции, утверждает в народе смысл его существования.
В книге Бытия говорится, что Господь избрал Авраама, чтобы «он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18, 19). Здесь говорится о нравственном воспитании, которое необходимо дать детям во исполнение Закона Божия. По словам святителя Филарета, митрополита Московского «благочестие должно быть основанием и душой воспитания».
Как обеспечить связь поколений? На этот вопрос есть ответ в Священном Писании. По словам Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, результат правильного обучения сына таков: «Умер отец его — и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе; при жизни своей он смотрел на него и утешался, и при смерти своей не опечалился» (Сир. 30, 4 – 5)
Здесь же говорится: «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» (Сир. 30, 13). Апостол Павел пишет: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3, 20). При этом он продолжает: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 21)
В основе правильно устроенной семьи лежит целомудрие. В браке оно подразумевает верность друг другу. Заповедь Божия гласит: «Не желай жены ближнего твоего» (Исх. 20, 17) Однако телесной чистоты мало. В Нагорной проповеди мы слышим слова Спасителя: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28) Апостол Павел говорит о супружеской измене, что она «не должна именоваться» у христиан (Еф. 5, 3), то есть даже разговоры о ней неполезны.
Брак – это Таинство. Верность в семье основывается на верности Богу и очень тесно связана с верностью своему народу, своей Родине. Ибо, как мы видели выше, целью существования самого народа оказывается следование заповедям Творца. Вне религиозных традиций все эти связи распадаются.
Пророк Осия уподобляет вероотступников, поклоняющихся идолам, блудливой женщине, любимой мужем и постоянно ему изменяющей (Ос. 3. 1). Апостол Павел сравнивает взаимоотношения мужа и жены со связью Христа и Церкви (Еф. 5, 23).
Таким образом, в центре понятия верности расположены Бог и взаимное отношение людей друг к другу. Отсюда уже проистекает верность супружеская и гражданская. За ними идут верность слову, взятым обязательствам, всё то, что обычно именуется честностью, надежностью, порядочностью.
Особое место в сохранении семьи принадлежит женщине.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Жена – творение Божие, не ее ты оскорбишь, но Создавшего ее. Что же делать с женою? Не хвали ее за красоту внешнюю, ищи красоты души. Заботься о своей жене, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было отдать за нее душу свою, хотя бы пришлось испытать многократные потери, претерпеть что-нибудь тяжкое, ты не должен отказываться, ибо, претерпев всё это, ты еще не сделаешь ничего. Что сделал Христос для Церкви».
Апостол Павел говорит: «Мужья любите своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5, 28)
Женщина — хранительница и защитница семейного единства, гарантия порядка и гармонии в доме. Отношения в семье сотканы женщиной: она подталкивает детей к отцу, отца к детям, выслушивает, утешает. Прощает, примиряет, помогая каждому обрести свое место. По словам одного современного духовного писателя, женщина – как лампада в храме, она освещает в окружающих образ Божий, не дает сгуститься мраку в сердцах.
Семейная гармония основывается на бескорыстном служении друг другу – явлении, противоположном эгоизму. Святитель Иоанн Златоуст об этом говорит так: «Пусть жена не ожидает наперед добродетели от мужа, чтобы потом уже показать ему свою. Равным образом и муж пусть не ожидает прежде благонравия от жены, чтобы потом уже заботиться о ней. Но каждый пусть наперед исполняет свои обязанности. Если, например, жена будет готова терпеть и раздражительного мужа, а муж не станет раздражать жену гневливую, то между ними водворится совершенная тишина и жизнь их будет подобна пристани, свободной от волн».
Спросим себя – можно ли из этих глубинных традиций нравственной жизни вывести необходимость террора и убийств? Конечно же, нет.
Но проблема заключается в том, что на протяжении трех столетий мир является свидетелем постепенного отхода западной цивилизации от фундаментальных основ человеческого существования.
Этот процесс, в первую очередь, порожден эгоизмом. Якобы только освободившись от всех оков – семьи, государства, своего народа – человек может быть полностью свободен. Пороки и страсти становятся основой существования, на их эксплуатации строятся целые отрасли экономики. Люди атомизируются, утрачивают связь друг с другом. Они дезориентируются в своем одиночестве. Происходит не утверждение гуманизма, а самая настоящая дегуманизация.
Семья и традиционные общественные взаимоотношения защищают личность. Когда их нет, человек оказывается беззащитным. Им теперь можно управлять, потакая его порокам. В итоге на место общества приходит манипулируемая масса, неспособная к самоорганизации.
Возникает выбор – между подлинной свободой личности, которой не бывает без Бога, и иллюзией такой свободы, оборачивающейся самым страшным рабством.
И вот уже мы видим не просто отрицание семьи, а полное искажение самой природы человека – например, в признании однополых браков в качестве нормы.
Апостол Иоанн Богослов говорит: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан. 8, 34) Грешник оказывается игрушкой в руках темных духовных сил. В то же время он попадает в рабство к другим людям.
Следуя по пути безграничного самоутверждения, западное общество движется к полному порабощению основной массы населения со стороны транснациональных корпораций, подчиняющих себе государства, когда-то бывшие независимыми.
Для ТНК выгодным является полное переформатирование человечества. Но это невозможно осуществить, если традиционные ценности охраняются силой государственной власти, заботящейся о своем народе. Именно поэтому транснациональные корпорации стремятся лишить самые различные страны, в том числе и США, их подлинного суверенитета. Терроризм – эффектное средство на этом пути.
Уничтожение сложившихся веками устоев происходит одновременно с присвоением никем не избранными корпорациями власти над миром.
Для ТНК нужны не свободные личности, различающие добро и зло, а люди-функции. Фактически перед нами даже не закабаление человека, а полная подмена его самого. И происходит это именно под маской свободы и вседозволенности. Эгоист в погоне за удовлетворением своих страстей теряет самого себя и превращается в раба, в винтик грядущего нового мирового порядка.
С точки зрения православного христианства такой процесс трудно охарактеризовать иначе, как богоборчество. Дьявол не может победить Бога, поэтому он глумится над образом и подобием Божиим – человеком. Причем целью является не получение прибыли или полноты власти над миром, а именно метафизическое попрание богоданной свободы личности.
Наша Родина, Россия оказывается той силой, которая удерживает распространение этого вселенского зла. Именно поэтому нам необходимо всеми силами сохранять суверенную государственность и Православную Церковь как хранительницу традиций, не становиться частью мирового порядка, формируемого транснациональными корпорациями.
Огромное духовное значение имеет при этом сохранение и развитие нашего народного образования в доступной для всех бесплатной форме. Ведь оно не есть просто механизм трансляции знаний и опыта предыдущих поколений. Школа – средство воспроизведения нашей суверенной цивилизации, ее базовых ценностей, самой парадигмы развития нации.
Но главный фронт битвы добра со злом проходит через семью. Сохранить ее – значит сохранить всё.
Если мы хотим сегодня выстоять перед лицом внешних вызовов, в том числе — террористической угрозы, то должны вернуть в нашу жизнь идеалы и нравственные нормы тысячелетней традиции, заложенные святым благоверным великим князем Владимиром в крещенской купели.
Благодарю за внимание.

Ивановская митрополия