Цикл просветительского семинара «Слово Пастыря и Учителя» в Шуйском филиале ИвГУ продолжается

IMAG1473В ноябре-декабре в Шуйском филиале ИвГУ прошли очередные занятия семинара «Слово Пастыря и Учителя» для студентов – будущих педагогов. Занятия проводила кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и специального образования Тамара Джарназиевна Джишкариани. Мероприятие проходило в рамках реализации проекта «Социально-образовательный проект для студентов-будущих педагогов «Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа», получившего грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива 2014-2015» в проектном направлении «Образование и воспитание».

Первое занятие «Семья – начало начал: православный аспект». Цель семинара –введение учащейся молодежи в мир традиционных духовных, культурных и семейных ценностей в свете Православия. В начале семинара Тамара Джарназиевна обратила внимание молодых слушателей на то, что целостно сформировавшаяся личность – это человек, не только проявивший себя как образцовый и законопослушный гражданин, компетентный специалист в сфере своей профессиональной деятельности, но он также призван быть образцовым семьянином, носителем традиционных национальных семейных ценностей. Стремление человека к идеальной целостной личности закладывается и формируется в семье. Для каждого человека семья – это начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Далее был приведен краткий теоретический экскурс о традиционной русской семье, которая берет свое начало от нравственных принципов Православия. Традиционная русская семья рождается в таинстве венчания и согласно традиционным (православным) нравственным идеалам, основывается на принципах целомудрия, взаимной любви, верности, нерасторжимости брака, рождения и воспитания детей и т.д. В конце семинара были продемонстрированы творческие разработки студентов историко-филологического факультета: просветительские буклеты «О Таинстве венчания»; «Один раз на всю жизнь», «символическая хронология возраста семьи». Фильм «Основа семьи – истинная любовь» по мотивам дневниковых записей царственных мучеников (семьи Романовых). Встреча прошла в теплой и благожелательной атмосфере. Студенты в ходе беседы задавали вопросы, обменивались мнениями. Такого рода просветительские встречи, безусловно, будут содействовать формированию у молодого поколения семейных духовно-нравственных ценностей, подготовке их к созданию достойной семьи и выполнению роли ответственных родителей.

Второе занятие «Воспитательный потенциал православной педагогики». Цель семинара – раскрытие сущности педагогического процесса с позиции православного мировоззрения. В ходе семинара лектором была отмечена актуальность возрождения и приобщения современных педагогов к традиционным духовно-нравственным ценностям отечественной педагогики. Это объясняется тем, что в современной России образованию отводится ведущая роль, как гаранта и важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности и духовного развития нашего общества. Нормативными документами в сфере образования (ФЗ «Об образовании в России», ФГОС общего образования) задаются смысл и характер духовно-нравственного воспитания в учебных организациях. Сформулирован национальный воспитательный идеал. Одной из новаций в этом направлении является то, что школа сама должна разработать специальную программу духовно-нравственного воспитания обучающихся  на основе базовых национальных ценностей. А это требует переосмысления ценностей в сфере отечественного образования со стороны современных педагогов. Далее в сообщении была раскрыта сущность православной педагогики, которая заключается в душеспасительном попечении. Ее цель – приблизить детей к Богу, посредством воцерковления. Были даны определения основных категорий православной педагогики. Для студентов также была подготовлена выставка книг по православной педагогике. Возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приведет κ восстановлению утерянной полноты в сфере современной отечественной педагогики и расширит воспитательный потенциал будущих педагогов.

Третье занятие «Учитель в зеркале православных ценностей». Цель семинара – раскрытие сущности педагогического процесса с позиции православного мировоззрения. Вначале занятия студентам было предложено написать эссе на тему «Образ моего идеального педагога». Перечислить не менее десяти личностных и профессиональных качеств педагога-идеала. Далее в беседе со студентами был сделан акцент на традиционное понимание учительства и роли личности педагога в процессе формирования целостной личности ученика. Личность педагога в православной педагогике занимала приоритетное место. В дореволюционной системе образования учителю необходимо было не только знать учебный материал, но еще важнее для него было умение показать его ценностную, нравственную значимость. Также постоянно помнить, что главное средство воздействия – сам его облик, одинаковый с ребенком настрой души, сердечное влияние и влечение. В традиционном понимании для успешной организации и ведения учебно-воспитательного процесса, прежде всего, признавалось наличие у учителя педагогического призвания. Его присутствие в человеке считалось врожденным даром – даром Божиим. В заключении студентам было предложено сравнить «образ» своего идеального педагогом с «образом» педагога, представленного в православной педагогике и отметить  в чем сходство и различие между ними. По этому вопросу была организована дискуссия, которая завершилась в доброжелательной атмосфере. Все участники семинара пришли к выводу, что традиционные подходы к формированию личности педагога надо изучать. Несомненно, возрождение ценного опыта традиционной русской педагогики по отношению требований к личности педагога повисит авторитет педагогической профессии в современном обществе.