Дивных дев святая троица

БезымянныйМногие русские девушки носят красивые имена – Екатерина, Анастасия, Варвара – и потому имеют радость от особого покровительства своих Небесных заступниц, святых великомучениц Екатерины Александрийской (†310 г.), Анастасии Узорешительницы (†304 г.) и Варвары Илиопольской (†306 г.). Они жили в одно время и приняли мученическую смерть незадолго до принятия Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания. Сегодня наш рассказ о трех дивных девах, оставшихся до конца верными Христу и целомудрию, чья жизнь и смерть являют собой нетленный образец мужества и духовного подвига.

Премудрая Екатерина 

Святая Екатерина принадлежала к влиятельному и богатому царскому роду и жила в Александрии. Здесь, в самом центре языческой культуры и просветительства юная дева получила блестящее образование. Она изучила творения всех древних философов и прочитала произведения всех античных поэтов. Знала труды не только Аристотеля,  Вергилия и Плутарха, но и выдающихся врачей древности – Асклепия и Гиппократа. Екатерина в совершенстве овладела ораторским и диалектическим искусством, знала несколько языков, и справедливо прослыла среди знати «мудрейшей из дев». Говорили, что по уму она превосходит Платона, а по красоте – Артемиду.

Когда девушка пришла в совершенный возраст, то решила соответствовать своему имени (Екатерина – означает «вечно чистая») и, сохраняя чистоту души и тела, не выходить замуж. Однако родители настойчиво просили дочь выбрать себе жениха по сердцу, тем более что очень многие богатые и знатные люди добивались ее благосклонности. Чтобы не обидеть отца и мать и при этом сохранить девство, Екатерина выдвинула условие: она выйдет замуж только за того, кто будет превосходить ее в знатности рода, красоте, мудрости и богатстве. Это была сложная задача: родовитых и состоятельных было много, а прекрасных и лицом, и умом – нет. Тогда мать Екатерины, тайная христианка, обратилась за советом к своему духовному отцу. Богомудрый старец поведал девушке о Женихе, Который есть Само Совершенство и не имеет равного Себе в целом мире. «Знаю я, — сказал он, — одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, все более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима».

Жаждавшая истины Екатерина от всего сердца уверовала во Христа и нимало немедля приняла святое крещение. Вручив новоявленной Божией рабе икону Пресвятой Богородицы, наставник велел ей усердно молиться, чтобы Матерь Божия показала Своего Прекрасного Сына. Всю ночь Екатерина не вставала с колен, пока не удостоилась увидеть Сына Божия, обручающего ее Себе в нетленную невесту. Пробудившись от тонкого сна, девушка увидела на своей правой руке прекрасный перстень – дивный дар своего Небесного Жениха.

Тем временем в Александрию со всего Египта стал стекаться народ на пышное празднество в честь олимпийских богов. Скорбя о погибающих в языческих бесчинствах человеческих душах, Екатерина смело обличила нечестивого императора Максимина в безумном поклонении бесчувственным истуканам и в смерти христиан, которых убивали для развлечения толпы. Поняв, что имеет дело с очень умным и отважным человеком, император не решился сам вступить в спор с Екатериной, но собрал целую коллегию из пятидесяти самых ученых мужей империи. Вдохновленная Святым Духом и напутствованная Архангелом Михаилом, Екатерина бесстрашно вступила в богословский диспут.

Ссылаясь на поэмы Гомера, она доказала, что и Зевс, и Гера, и Посейдон и другие олимпийские боги обладали порочными натурами: они обманывали друг друга, воровали, прелюбодействовали. Посему как могут они быть для людей образцом поведения и предметом поклонения? Цитируя авторитетные «Пророчества Сивиллы», святая дева указала на имеющиеся там явные предсказания о пришествии в мир Спасителя.  И в трудах особо почитаемого в Александрии мудреца Аполлония Екатерина отыскала слова о грядущем Богочеловеке. Наконец, прямо обращаясь к императору, девушка воскликнула: «Итак, поверь хотя бы своим учителям и богам — Платону, Орфею и Аполлонию, которые вполне явно и ясно, хотя и вопреки своей воле, признали Христа Богом».

Екатерина сумела рассказать о христианском учении так, что мудрые философы отреклись от своих прошлых заблуждений и уверовали во Христа. Император пришел в неописуемую ярость, и отправил мудрецов на сожжение, а Екатерину, предав яростным пыткам и безумным оскорблениям, бросил в тюрьму. Её обрекли на голодную смерть, но Господь каждый день посылал в темницу чудесного голубя, приносившего еду.

Будучи наслышана о красоте и стойкости необыкновенной девушки, в заточении Екатерину посетила царица Августа, сопровождаемая военачальником Порфирием. Они долго беседовали и вышли из темницы совсем другими, новыми людьми, просвещенными Божественной благодатью. Вскоре, открыто исповедовав перед императором свою веру во Христа, Августа, Порфирий и еще двести воинов сподобились принять мученические венцы.

Императору не удавалось сломить веру и стойкость Екатерины ни льстивыми речами, от которых кружится голова, ни пытками, от которых стынет в жилах кровь. Он пытался предать ее медленной и мучительной смерти на вращающемся колесе, но явившийся с Неба Ангел разметал орудие страшной казни. В припадке бешеной злобы и бессилия, Максимин отдал приказ обезглавить святую мученицу. Стоя на плахе, святая великомученица Екатерина в последний раз произнесла свою молитву:

«Господи Иисусе Христе, Боже мой! Благодарю Тебя за то, что Ты поставил на камне терпения ноги мои, и направил стопы мои. Простри ныне пречистые длани Твои, некогда уязвленные на Кресте и прими душу мою, приносимую Тебе в жертву ради любви к Тебе и соделай так, чтобы тело сие, израненное в муках ради Тебя и усекаемое мечом, было бы невидимо для врагов и гонителей моих. Призри с высоты Твоей, Господи, и на предстоящих людей сих, и наставь их светом Твоего познания; и прошения тех, которые призовут через меня имя Твое святое, исполни на пользу, дабы всеми воспевалось величие Твое во веки».

На месте казни тело мученицы христиане не нашли: оно было перенесено Ангелами на Синайскую гору, где святые мощи Премудрой Екатерины почивают и по сей день.

 

Прекрасная Варвара

Святая Варвара жила на Востоке, в Илиополе – городе, который был центром всего восточного язычества и главным местом почитания кровожадного финикийского бога Ваала. Ее отец, человек знатного и богатого рода, рано потерял жену и окружил единственную дочь всей возможной заботой: щедро одаривал подарками, наряжал в лучшие одежды, потчевал самыми изысканными яствами. Войдя в юношеский возраст, Варвара стала необыкновенной красавицей, настолько прекрасной, что отец запретил смотреть на нее простым и незнатным людям, считая их недостойными лицезреть такую божественную красоту, и заточил дочь в высокую башню.

Не имея возможности общаться с людьми, прекрасная девушка целыми днями обозревала окрестности, хорошо видимые с высоты. Природа восхищала своим совершенством, и Варвара постепенно стала утверждаться в мысли, что бездушные рукотворные идолы-истуканы, которым поклонялся ее отец, не могли сотворить такое благолепие. Красота окружающего мира безмолвно проповедовала ей об Истинном Боге.

Услышав о дивной красоте Варвары, многие знатные юноши стали просить у Диоскора ее руки, но целомудренная девушка стыдилась даже мысли о браке. Тогда отец разрешил ей спускаться с башни, в надежде, что, познакомившись со счастливыми молодыми женщинами, она и сама захочет выйти замуж. Общаясь с людьми, Варвара подружилась с несколькими юными христианками, впервые услышав от них об Иисусе Христе. Открывшись всей душой навстречу истинной вере, она почувствовала, что нашла Того Творца, о Котором размышляла у окна своей башни. Тайно приняв святое крещение, она дала обет уневестить себя Господу.

В то время в поместье Диоскора строилась новая купальня, чтобы дочь имела возможность приятно проводить время. В стене купальни было прорублено два окна, но Варвара попросила прорубить третье, чтобы три окна стали символом Святой Троицы. Когда однажды она пришла в купальню, то на мраморной стене перстом начертала крест, который тут же так четко впечатался в твердый камень, как будто был выбит железом. А на каменном полу остался отпечаток ее легкой ноги, из которого впоследствии забил источник целебной воды.

Известие о том, что его дочь стала христианкой, привело Диоскора в страшное бешенство. Он был яростным поклонником зловещего Ваала и других богов и считал, что именно они посылают ему необыкновенную удачу в делах. В припадке гнева отец хотел тут же убить Варвару, но ей удалось убежать и укрыться в скалистой пещере за городом. Однако местный пастух выдал девушку. Пышущий злобой Диоскор самолично приволок дочь в судилище местного правителя. На его глазах нежную, хрупкую деву раздели донага и так провели по всему городу, а затем стали подвергать страшным мучениям – рвать тело металлическими крюками, резать на куски, бить молотом по голове, стегать воловьими жилами, растирая кровоточащие раны жесткой щетиной.

Видя необычайную стойкость и мужество прекрасной девушки, в то время многие души обратились ко Христу. Вместе с Варварой на добровольное мученичество пошла и юная христианка Иулиания. Пораженная духовным и физическим подвигом Варвары, Иулиания открыто исповедовала свою веру и была казнена.

Наконец, святую мученицу Варвару бросили в темницу, где ночью ей явился Ангел Господень, исцеливший ее раны и укрепивший дух. Увидев на другой день, что святая жива и здорова, ее жестокий отец вконец обезумел и сам вызвался отрубить дочери голову. По дороге к месту казни святая Варвара вознесла ко Господу свою горячую молитву:

«Безначальный Боже, простерший небо, как покров, и основавший на водах землю, повелевающий солнцу Своему сиять на благих и злых и изливающий дождь на праведных и неправедных, услышь и ныне молящуюся Тебе рабу Твою, услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет воспоминать меня и мои страдания; да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, что мы – плоть и кровь и творение пречистых рук Твоих».

В тот же день карающая десница Божия настигла зверонравного Диоскора – в его дом ударила молния, испепелившая все до самого основания.

Предобрая Анастасия

Святая Анастасия, прозванная Узорешительницей, родилась в Риме и была дочерью знатного и влиятельного сановника, лично знакомого с самим императором. Ее мать была тайной христианкой и с детства стремилась воспитать дочь в духе Закона Божия. Грамоте девушку обучал ученый муж по имени Хрисогон, христианин по вере и человек благочестивой жизни, ставший впоследствии мучеником. Именно от него и от матери Анастасия впервые услышала о Христе и возлюбила Его всем сердцем, решив до самой смерти сохранять свою девственную чистоту ради стяжания нетленного венца в Царствии Небесном.

Анастасия была красива лицом, имела кроткий нрав и доброе сердце. Когда пришла пора, к ней стали свататься многие уважаемые люди, и не взирая на просьбы и мольбы дочери, отец выдал ее замуж за знатного язычника Помплия, происходившего из влиятельного сенаторского рода. Сохраняя свое девство, Анастасия каждый раз уклонялась от мужа под предлогом женской немощи и неизлечимой болезни, и, охраняемая Божиим Ангелом, оставалась непорочной Христовой невестой.

В это время по всей Римской империи свирепствовало жестокое гонение на христиан, которое учинил нечестивый император Диоклетиан. Тюрьмы переполнились заключенными, а на городских площадях и в цирках рекой лилась кровь христианских мучеников. Переодевшись в простую одежду и тайно уходя из дома, Анастасия часто посещала мучимых в тюрьмах: перевязывала раненых, утешала скорбящих, кормила голодных. Стражники беспрепятственно пропускали богатую щедрую госпожу и за звонкую монету, получаемую от нее, снимали с заключенных тяжелые железные кандалы. За это и прозвали Анастасию Узорешительницей, то есть «снимающей оковы».

В тюрьме Анастасия встретила своего учителя Хрисогона, который и в заточении никогда не унывал, а, напротив, утешал и поучал страдающую братию. Святая дева была рада послужить человеку, просветившему ее светом Христовой веры и через это наполнившему всю жизнь глубоким смыслом.

Однако служанка, всегда сопровождавшая Анастасию в ее тайных отлучках, малодушно выдала тайну своей госпожи свирепому мужу.  Помплий, укоряя жену за то, что она бессмысленно растрачивает деньги на бродяг и нищих, жестоко избил ее, задумав уморить до смерти. Но грозная кара Божия вскоре постигла нечестивца: Помплий утонул в море, оставив Анастасии вместе со свободой и все огромное наследство.

После смерти мужа святая стала щедро раздавать свое имущество бедным и с умноженным усердием служить христианам, оказавшимся в заключении. Она выучилась врачебному искусству и всегда носила с собой кувшинчик, наполненный дорогими целебными мазями. С мучеником Хрисогоном Анастасия была до самого конца, а когда тот был казнен, то отправилась странствовать по всей империи, отыскивая бедных и несчастных и являя собой яркий пример христианского милосердия и сострадания. В том только и находила она себе отраду и утешение, чтобы послужить Самому Христу в лице тех, кто принимает за Него жестокие страдания. Следуя своему имени (Анастасия – означает «воскресшая»), святая воскрешала в людях веру в сострадание человеческое и милосердие Божие.

В то время все темницы были настолько переполнены христианами, что некуда было помещать вновь арестованных, поэтому император приказал умертвить всех узников, чтобы освободить место новым. В одну ночь погибло великое множество христиан: одних сожгли в огненных печах, других утопили в море, третьих бросили в глубокие рвы и завалили камнями. Когда Анастасия стала горько оплакивать их, стражники поняли, что и она является христианкой, и немедленно отправили девушку на суд.

Император Диоклетиан, хорошо знавший влиятельную семью Анастасии, не решился сразу отправить ее на мучения, а постарался сначала уговорить льстивыми словами. Однако, видя непоколебимость ее веры, отправил к языческому жрецу Ульпиану, кровожадному и изощренному мучителю. Тот привел святую в комнату, где с одной стороны лежали предметы роскоши: золотые украшения и драгоценная одежда, а с другой – орудия пыток: железные когти и раскаленные прутья. Хитрый жрец предложил девушке самой выбрать, что ей больше по сердцу. Но Анастасия, нимало не колеблясь, выбрала страдания и смерть. «Окруженная этими предметами, — сказала она, — я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему – Христу. Это я выбираю, а то отвергаю, это люблю ради возлюбленного Господа моего, а то ненавижу».

Для совращения Анастасии коварный Ульпиан подсылал к ней бесстыдных женщин, сам пытался силой овладеть ею, но все тщетно – Господь хранил Свою избранницу чистой и непорочной. Тогда разгневанный игемон бросил деву в темницу, приказав уморить голодом. Но, не достигнув желаемого, повелел утопить в море вместе с другими осужденными. Однако судно чудесным образом достигло берега, и находящиеся на нем сто двадцать человек спаслись и все приняли святое крещение. Наконец, святую великомученицу Анастасию растянули между четырьмя столбами и сожгли. Тело святой, не поврежденное огнем, было с честью предано земле.

***

Читая о нечеловеческих страданиях христианских мучениц, невольно задаешься вопросом: как смогли эти хрупкие девушки вынести то, что способно сломить даже самых сильных и крепких мужчин? В этом и сокрыта великая тайна мученичества: сила Божия поддерживала и одухотворяла святых, и среди нечеловеческих страданий они сохраняли верность Христу.

Короткая земная жизнь великомучениц Екатерины, Варвары и Анастасии сумела вместить в себя очень многое: рождение от верующих матерей и встречи с богомудрыми учителями веры, радость от обретения верных соратников и горечь от предательства людьми малодушными. Святые девы преодолели множество соблазнов, искушений и мучений, заточение в темницу и жестокие пытки, вменив в ничто все земные блага ради Царствия Небесного. Своим примером Екатерина, Варвара и Анастасия привели к Богу множество современников, потому что их добровольное мученичество и верность Христу до смерти действовали сильнее любых словесных аргументов.

Имена святых дев знал весь просвещенный мир, но даже императоры не решались открыто вступать с ними в споры,  опасаясь быть прилюдно посрамленными. Чудеса сопровождали мучениц уже при жизни: им являлись Ангелы и святые, всепожирающий огонь терял свою смертоносную силу, страшные орудия казни разлетались на куски.

Святые великомученицы были современницами, но жили в разных частях римской империи: Анастасия – в Риме, Варвара – на Востоке, Екатерина – в Египте. Щедро одарив Своих избранниц Божественными дарованиями, Господь явил в них идеал трех главных совершенств: Екатерина – это воплощенная мудрость, Варвара – явленная миру красота, Анастасия – олицетворенная доброта. Так Триединый Господь, всеблагий, всепремудрый и всемилосердный явил Себя на земле в святой троице дивных православных дев.

Святые великомученицы Екатерина, Варвара и Анастасия, молите Бога о нас.

Подготовила Татьяна Грудкина