Накануне Великого поста

v_post14 марта (по новому стилю) начинается Великий пост, главный пост церковного года. Православная Церковь призывает всех христиан изменить свой внутренний настрой, обратиться к главному содержанию жизни: поиску Бога и примирению с Ним. Кроме важности соблюдения поста телесного, умеренной строгости к себе, обращается внимание на духовный пост: в дни поста кажутся неуместными развлечения и праздничные мероприятия. Каждый верующий, в свою меру, может ограничить себя, принести свой малый плод воздержания в преддверии главного христианского праздника – Святой Пасхи, которая празднуется в этом году 1 мая.

Святая Церковь установила особенный подготовительный период перед началом Великого поста. Три седмицы, предваряющие пост, имеют свои названия и в общем смысловом наполнении подчеркивают те мысли и духовные состояния человека, которые должны преобладать перед Великим постом. Сказать иначе, это те движения души, которые угодны Богу, которые Бог ждет от каждого человека.

Первая седмица – «О мытаре и фарисее» – заимствует образ предстояния Богу из одноименной притчи Евангелия от Луки. В этой притче повествуется, как неправедный, презренный у людей, но кающийся втайне перед Богом мытарь (сборщик податей) оправдан Богом за свое слезное покаяние, а кичащийся своей праведностью и благотворительностью фарисей (законоучитель) Богом отвергается (Лук. 18:10-14). Притча научает осознанию своего всегдашнего недостоинства перед Творцом, и Церковь подчеркивает, что единственное, что мы можем Богу принести – это свое покаяние.

Во вторую седмицу воспоминается евангельская притча о блудном сыне (Лук. 15:11-32). В притче младший сын неразумно решил попросить свою долю от имущества отца и, уйдя в «страну далече», промотал отцовское достояние. Сделавшись нищим, он работал на поденных работах и питался вместе со свиньями. Лишь через долгое время сын стал приходить в себя, желая вернуться в отчий дом и просить милости от отца; отец же с распростертыми объятиями принимает возвратившегося сына, даже не сделав ему упрека. Таков образ возвращения к Отцу Небесному: осознав свое падение, следует «прийти в себя» и без сомнения вернуться к Отцу, Бог же Отец непременно примет заблудшего сына-грешника, который, по словам притчи, «был мертв и ожил».

И последняя седмица, иначе называемая «масленицей», проходит под знаком воспоминания пророчества о Страшном Суде. В Евангелии от Матфея описывается образ этого Суда, когда Христос явится во славе, все люди от начала мира воскреснут, и разделит их Господь на «овец и козлищ», то есть на Своих угодников и отверженных от Него, и сотворит над каждым Свой последний праведный Суд (Матф. 25:31-46). Церковь указывает, что если ныне – время покаяния и милосердия Божия, то в конце времен наступит момент высшей Справедливости, когда запоздалое раскаяние уже не будет иметь силы: «И пойдут сии (отверженные) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Осознание скорого и неотвратимого Суда Божия должно побудить человека не откладывать, усилить свое покаяние, отторгнуться от греха, помогать нуждающемуся, как если бы это был Самом Христос.

Последнее воскресение перед постом, называемое «прощеным», напоминает об изгнании Адама из рая – о глубоком плаче нашего праотца, покаянном осознании им того, чего он лишился. Адамов плач – то истинное врачество, которое оставлено человеку, желающему вернуться в Царство благодати. Прощение и неосуждение ближних есть главнейшие условия чистоты души, нелицемерности покаяния.

Великий пост был установлен в подражание Самому Спасителю, Который сразу после Своего Крещения во Иордане «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Матф. 4:1-2). Диавол дерзал хитро искушать Господа, предлагая Ему отверженные блага мира, и это во многом обнаруживает неприятие диаволом поста как такового. Сорокадневный пост имеет несколько глубоких аналогий. Он образно объемлет земную жизнь Богочеловека, которая была исполнена постоянным воздержанием, борьбой с искушениями, твердостью в духовном стоянии. Особенно важными для нас являются последние дни из жизни Господа, и среди богослужений Великого поста есть отдельные службы, посвященные Страстям Христовым. Наконец, время Великого поста можно уподобить и всей человеческой жизни: эта жизнь должна вместить покаяние и терпеливое ожидание встречи со Христом. Человек как бы проходит внутренне по стопам жизни Господа, разделяет с Ним меру своих страданий. Важно, чтобы свои скорби были пережиты не просто так, но со Христом, с верой и смирением перед Ним. Тогда и надежда человека на свое будущее воскресение будет оправдана, как сказано в послании апостола Петра: «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:13).

В слово «пост» можно вкладывать несколько значений. Можно понимать его как «воздержание, ограничение», так и «бдение, стража». Во втором значении представляется воин, вставший на свой «пост». Воин-христианин встал на защиту своей  бессмертной души – хрупкой, податливой, часто немощной и беззащитной – от духов злых и лукавых, которые стремятся пленить и погубить ее. Вера христианина помогает опереться в этой духовной брани на Самого Христа. В послании к Ефесянам апостол Павел наставляет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесной» (Еф. 6:11-12). И далее апостол образно называет орудия христиан, в которые они должны облечься: «пояс истины», «броня праведности», «щит веры», «шлем спасения», «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:14-17).

Следует помнить, что жизнь христианская не есть только радость и благостность, часто требуется твердость, собранность, усилие над собой. Время поста и есть во многом приближение к этому образу воина, который борется – борется с грехом в самом себе. Познавший хоть малую толику этой духовной брани познает также величие и торжество приближающегося Воскресения, в котором Христос победил диавола и попрал смерть –смерть греховную.

Иеромонах Тихон (Захаров)

Календарь поста.indd