Крещенный – значит православный?

664.900x602.1346827040С сентября 2015 года во всех храмах Шуйской епархии перед совершением таинства Крещения проводятся подготовительные беседы. Без подготовки родителей и крестных таинство Крещения теперь не совершается. Для многих людей такое «нововведение» кажется непонятным. Ведь раньше все было «проще» – пришел в храм, и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому?

Как это ни странно звучит, но практика «пришел и крестился» – это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал подвиг, за который ему и его семье часто грозили явные неприятности на работе, в институте, в школе, а в первой послереволюционной половине ХХ века он мог и вовсе стать изгоем, попасть в тюрьму, а иногда и в ссылку только за то, что крестился. За одно свое желание креститься, несмотря на грозящие неприятности, человек уже признавался достойным и готовым ко Крещению. Его решение означало, что он имеет веру и доверяет Богу всю свою дальнейшую жизнь. Это было исключительное время.

Когда дело касается нашего здоровья, мы стараемся побольше узнать, как его сохранить, как улучшить, как избежать риска заболеть, но разве нас не заботит здоровье нашей души, души наших детей, а также их дальнейший жизненный путь, который очень сильно зависит от того, усвоят ли они понятия добра, нравственности, научатся ли любить, т.е. будут ли жить «по-Божьи», как раньше говорили?

Времена, когда было трудно найти литературу о православии (даже Евангелие и Библию) давно уже прошли, и теперь никто не может сказать, что не может подготовиться  ко Крещению из-за подобных трудностей. Если сейчас человек приходит в храм, чтобы крестить своих детей или самому креститься, и при этом совсем ничего не хочет знать о Боге и Его церкви, то это говорит лишь о том, что для такого человека Крещение – это что-то незначительное, пустая формальность, у него нет желания сколько-нибудь серьезно относиться к этому событию, к этому большому празднику, который на всю жизнь, а не только на один день.

Но почему в таком случае мы считаем себя православными? Ведь православный – это не тот, кто просто носит нательный крестик как оберег. Совсем нет. Православный – это образ жизни, мировоззрение, служение Богу и ближним, своим детям, своей семье, своей стране. Если мы не ищем в Крещении новой жизни для себя и своих детей, не стремимся стать лучше, добрее, не хотим избавиться от дурных наклонностей и исправить прошлые ошибки (грехи), т.е. ничего в своей жизни не хотим менять, то мы не получим ровным счетом ничего от нательного крестика. Крещение формально состоялось, но мы не стали православными. Мы открыли дверь, но в нее не вошли. Купили машину, но так ни разу и не сели за руль. Получили от Бога величайший дар, но так и не воспользовались им. Одним словом, никакой пользы от Крещения мы не захотели получить.

Вот поэтому как минимум мы должны узнать, зачем приходим крестить своих детей, и искренне желать им и себе самим новой жизни с Богом. Приходя на крещение в храм, мы идем не за нательным крестом, мы идем прежде всего узнать о Боге, о том, что Он может привнести в нашу жизнь, идем, чтобы стать ближе к Нему.

Итак, подготовка ко Крещению в виде предварительных бесед о православии – это не нововведение, это возрождение обычного положения дел в Церкви после окончания гонений. Эти беседы проводятся во многом индивидуально для каждого человека. Здесь в том числе можно задать священнику вопросы, которые нас волнуют, получить поддержку, поделиться тем, что нас тревожит. Ведь часто те или иные события в нашей жизни имеют именно духовные причины, и нужно в них серьезно разобраться.

Составлено по огласительной беседе протоиерея  Илии Шугаева