Паломничество к Макарию Унженскому и блаженному Николаю

UU5s-mLT4K830 июня паломнический отдел Шуйской епархии организовал паломническую поездку в Макариево-Унженский монастырь и в с. Воздвиженье Заволжского района Ивановской области.

Русская Православная Церковь празднует в своем годич­ном круге памяти Соборы святых, в которые входят все ранее канонизированные святые одной местности. До недавнего времени в Соборе Ивановских святых значился преподобный Макарий Желтоводский и Унженский, основатель Решемской обители. Однако в соответствии с резолюцией Синодальной комиссии по канонизации святых № 018/02/15 от 13 февраля 2015 года прп. Макарий был исключен из списка Ивановских святых. Святые, основное место подвигов и место погребения которых находится вне нынешних пределов Ивановской митрополии, не могут быть включены в список Собора Иваново-Вознесенских святых, так как их включение не соответствует критериям формирования епархиальных Соборов. Тем не менее православные люди Шуйской епархии продолжают считать прп. Макария «своим» святым, любят преподобного Макария и обращаются в молитвах к святому, прося помощи в своих нуждах и немощах.

Шуйские паломники уже побывали в разных местах у частиц мощей преподобного Макария. Были и в Макариево-Решемском монастыре, первой обители, основанной преподобным, были и в Макариево-Желтоводской обители, основанной прп. Макарием в середине 1430-х годов. И вот, наконец,30 июня побывали в Макарьево-Унженской обители, которую он основал в 1439 году.

Преподобный Макарий родился в 1349 году у знатных и благочестивых родителей. С раннего возраста он возлюбил церковное пение и молитву. В двенадцать лет он, тайно покинув родительский дом, пришёл в Печерский монастырь и, назвавшись сиротой, упросил архимандрита оставить его в обители. Решимость и не по летам разумные речи Макария тронули настоятеля, и вскоре над ним был совершен монашеский постриг. В течение последующих лет Макарий проводил подвижническую жизнь, украшаясь добродетелями. Чтобы избежать мирской славы и похвалы за свои великие подвиги, смиренный инок оставил монастырь и поселился в одинокой келии в живописном месте близ Решмы. Но вскоре вокруг подвижника начали селиться люди, также желающие спасения. Макарий основал обитель, поставил игумена и вновь удалился на пустынножительство вниз по Волге. Он устроил свою келию возле Желтоводского озера, но и тут его добродетели вновь привлекли  труждающихся в деле спасения, и вновь был основан монастырь в честь Святой Троицы. В конце 1430-х годов обитель была разорена татарами, но Макарий вместе с частью братии был отпущен, хотя и изгнан из этих земель. И вот третий монастырь основал преподобный  в костромской земле близ города Унжа. В этой обители прп. Макарий окончил свой земной путь в 1444 году 95 лет от роду. Там и покоятся ныне его святые мощи. А монастырь с годами строился, расширялся, и вокруг него образовался город, который и назван в часть Преподобного — Макарьев.

Дорога до Макарьева извилистая, крутые повороты, спуски, подъёмы….И вот перед паломниками каменные стены монастыря и старинные железные ворота. В монастыре пустынно. На небольшой территории расположилось пять храмов. Пахнет душистым сеном, которое сушится вдоль дорожек. Одна из сестер, сгребающих сено, направляется к нам с радостным возгласом: «Я сегодня утром просила у Бога, чтобы послал нам паломников!»

Мать Мелания ведёт нас в храм Благовещения, где находятся мощи преподобного Макария. По пути рассказывает, что в монастыре всего семь сестер и те преклонного возраста, что восстанавливать поруганный в безбожное время монастырь непросто, но с Божией помощью многое сделано. Как и территория, храм встречает нас простотой. На белёных стенах — иконы святых, среди них несколько разных икон самого Макария. Отдельно, на колонне,Макарьевская икона Божией Матери. Когда-то икона явилась Преподобному во время молитвы и была прославлена многими чудесами. В безбожное время образ исчез, но остался чудотворный список. О многих случаях помощи свидетельствуют украшающие образ ювелирные украшения, принесённые в благодарность. Благоговейно, с молитвами прикладываются паломники к иконам и к раке с мощами преподобного Макария. Радушная встреча, простота убранства, тишина и прохлада храма так и располагают к молитве, и акафист преподобному Макарию читается на одном дыхании. Паломники передают батюшке записочки с именами своих близких. А после коленопреклоненной молитвы отец Николай помазывает всех маслом от лампады у раки Преподобного. Мать Мелания прощается с нами, рекомендуя обязательно зайти в восстанавливающийся Троицкий собор. Собор поражает своим величием. Когда-то поруганный (в монастыре располагалась машинно-тракторная станция), он сохранил удивительные фрески, краски которых до сих пор сияют лазурью. Особенно привлекла внимание необычная фреска с изображением Страшного Суда, в центре которой Архангел Михаил с мечом. Смотришь, и сердце замирает: «Где обрящуся аз?»

Много лет назад, придя в эти места, Макарий решил выкопать колодец, но только коснулся заступом земли, как из-под неё брызнул поток воды, сладкой и целебной. Этот родник источает свою живительную влагу и по сей день. Макарьевцы по-особому обустроили источник. Чтобы испить водицы и умыться, нужно непременно встать на колени, а дальше над источником ступеньки ведут в часовню преподобного Макария, которая, к сожалению, сейчас закрыта.

Помолясь прп. Макарию, умываемся, пьем целебную воду, набираем её в емкости, чтобы увезти домой, и усаживаемся в автобус. Паломничество продолжается, и наш путь лежит к подвижнику земли Кинешемской — блаженному иноку Николаю.

По дороге из Макарьева в Воздвиженье вспоминаем житие блаженного Николеньки, как привыкли ласково называть его верующие. Николай родился в бедной крестьянской семье, рано осиротел, к тому же начал терять зрение. Злые люди, забравшиеся в дом приёмных родителей Николая, ударили спящего мальчика по голове колуном, и после этого он окончательно ослеп. Но Бог не оставил своё возлюбленное чадо и взамен дал ему зрение духовное. Проводя большую часть времени в трудах и молитвах, Николай умножал данный ему Богом талант. Дар прозорливости развился в нём необычайно. Люди тянулись со всей округи с нему за советом. Множество случаев благодатной помощи, как прижизненной, так и посмертной, описано в его житии. В селе Воздвиженье, в Крестовоздвиженской церкви, покоятся его мощи. Хотя блаженный ещё не канонизирован, но работа в этом направлении ведётся. Паломники приложились к раке с мощами, помолились перед иконой блаженного Николая. В этом же храме хранится чудотворный образ Божией Матери «Троеручица», которую когда-то благословил в этот храм Николенька.От иконы происходят многие чудеса и исцеления, и она практически «не живёт » в родном храме. Вот и в этот раз нам не удалось её застать. Но паломники имели возможность помолиться перед копией иконы, вырезанной из дерева.

Полюбовавшись Волгой, на крутом берегу которой стоит храм, отдохнув на благоустроенном подворье, паломники продолжили свой путь в деревню Ерёмино, на краю которой стоит Николенькин домик. Он нежилой и всегда открыт для приезжающих помолиться. Заходим,и душу охватывает необыкновенная тишина и покой, сама собой возникает молитва. Принято полежать на Николенькиной кроватке, на печке, надеть на голову его шапку и помолиться. Одна наша паломница рассказала, что после того, как в прошлогодней поездке полежала на кровати Николеньки, на полгода забыла о своей больной спине и ногах. И поэтому в этом году отложила все дела, чтобы вновь помолиться в домике блаженного Николая. Из домика тропинка ведёт к святому источнику. Когда-то по ней уверенно ходил за водой слепой отрок Николай. И мальчишки, сомневаясь в его слепоте, решили проверить, протянув поперёк тропы верёвку. Но Коленька перед самой верёвкой остановился. И потом рассказал ребятам, что когда он идёт, его ведёт светящийся шарик, который останавливается, если на пути какая-то опасность.

Вода в источнике удивительная. После купанья так и тянет окунуться ещё раз. Набираем целебной водички в свои бутыли, да ещё в вёдра, захваченные от дома. Это такая традиция — возвращаясь с источника, нужно принести воды, потому что смотрительница домика Вера уже приготовила для паломников вкусный травяной чай с конфетами и печеньем. Дом, в котором Вера принимает паломников, — новый. На втором этаже разместился музей деревенского быта. Детям, да и взрослым тоже, интересно было посмотреть на старинные утюги, коромысла, люльки и кружева. А одна паломница, побывавшая здесь в прошлом году, нынче привезла для музея старинный короб.

Напоследок, перед дорогой домой, отец Николай постучал каждого паломника Николенькиной тросточкой, чтобы утихли болезни телесные, унялись болезни духовные.

Умиротворенные, полные благодатных впечатлений, паломники двинулись в обратный путь.

Экскурсовод паломнического отдела Шуйской епархии Фотиния Лутанина

hrZfFygVARo KV7YVoPwW9EcyXU9--B1fs