Преображение Господне

Преображение Господне

19 августа (6 августа по старому стилю) Православная Церковь празднует Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Это знаменательное событие случилось за сорок дней до начала страданий и крестной смерти Спасителя, и, строго говоря, должно праздноваться в марте. Однако ввиду того, что оно попадало бы на начальные дни Великого поста, еще в древности было решено перенести празднование Преображения на другой день года. 19-ый день августа – это сороковой день перед праздником Воздвижения Животворящего Креста (27 сентября), который по своему внутреннему содержанию близок Великой Пятнице, когда был распят Господь.

Таинственное событие, свидетелями которого стали трое ближайших учеников Христовых, имеет множество внутренних значений. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн поднялись вслед за Христом на гору Фавор (эта гора находится в Галилее, северной части Палестины). В библейской истории часто происходило так, что важнейшие события совершались на высокой горе или на возвышенном месте. Такая символика, очевидно, призывает человека оторваться от всего земного, чувственного, чтобы благоговейно внимать самым возвышенным тайнам Божиим, которые Бог восхотел открыть человеку.

Христос взял на гору не всех двенадцать учеников, потому что Иуда не достоин был видеть глазами славу Преображения Христова. Толкователи отмечают, что три апостола символизировали три главные христианские добродетели: Петр – веру, Иаков – надежду, Иоанн – любовь. Господь знал, что его ученики, хотя и признавались Ему в своей верности, но будучи свидетелями предстоящих Ему страданий и смерти, испытают малодушие, усомнятся в Его Божестве. Господу было важно укрепить их в вере в Него как Сына Божия, чтобы они не поколебались во дни сильной душевной скорби.

Взойдя на гору, Христос внезапно для учеников изменился обликом, Он преобразился так, что они упали ниц от страха перед увиденным. Лицо Его стало таким сияющим, что нельзя было смотреть на него, от Его одежды тоже исходил несказанный свет, и Евангелист Марк хочет подчеркнуть, что этот свет не имел никакого земного сравнения: одежды были «весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9:3). Преподобный Исаак Сирин отмечает, что ученики на Фаворе увидели два солнца: «одно на небе, по обычаю, и одно вопреки обычаю». Причем божественное солнце – Христос – заслоняло своим ослепительным свечением солнце чувственное. Христос явил Своим ученикам то, что святые подвижники Православия называли «нетварный свет». Это особенный свет, зримый духовными очами, и способными к зрению этого света становятся лишь кристально чистые души, устремленные всеми силами к Создателю. По словам преп. Никодима Святогорца, «нетварный свет просвещает только чистый ум и светлое сердце». В нетварном свете преображенного Спасителя ученики увидели и ощутили Его небесную славу, истинно познали, что Он Сын Божий. И преобразился не только Спаситель, Который показал им Свое Божество, но и апостолы, плоть которых обожилась, приобщилась славе Божества.

Внезапно на гору спустилось облако, и апостолы услышали глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Этот небесный глас и сошествие облака напоминают нам явление Троицы в праздник Крещения Господня (Богоявления). В Преображении Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус – возлюбленный Сын Его, Христос просиял перед учениками в небесной славе, Дух Святой явился в виде светлого облака, осенившего гору. В Преображении мы имеем ясное свидетельство о нераздельности и едином действии Лиц Святой Троицы. То, что ученики слышали ранее со слов своего Учителя, явилось им наяву, в неизреченной полноте.

Евангелисты повествуют, что при Преображении явилось два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия. Толкователи отмечают, что оба святых пророка были «боговидцами» при жизни. Моисей был зрителем «неопалимой купины» – куста, который не сгорал (Исх. 3:2-5), и однажды, когда он испросил у Бога показать ему Его славу, Бог открылся ему в расселине скалы, но без зрения Своего лица (Исх. 33:12-23). Пророк Илия удостоился видения Бога в виде легкого дуновения ветра или «дыхания тонка» (3 Цар. 19:11-13). Моисей и Илия, как «боговидцы», явились для подтверждения той истины, что Христос был Господом Закона и Пророков, что Он господствует над живыми и мертвыми. По слову святителя Иоанна Златоуста, «один умерший (Моисей), а другой не испытавший смерти (Илия, который взошел на небо живым) предстали для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землею».

Преображение Господне указывает на высший смысл человеческой жизни, который в богословии называется «обожением». Человек призван не только к праведности, не только к очищению души покаянием, но и к тому, чтобы стать причастником небесной жизни, носителем благодати. Существует множество степеней причастности божественной энергии, и Христос по-разному открывается человеку в зависимости от его духовного возраста. В Церкви существовали подвижники, называемые исихастами, которые сподоблялись в молитве видения нетварного света, того самого, который видели апостолы на Фаворе.

Как можно осуществить эту причастность к благодати в повседневной жизни христианина? Можно ли духовно преобразиться обычному человеку? Следует помнить, что изначально христианин призывается к покаянной жизни, и покаяние является деланием, предваряющим принятие благодати Христовой. Нельзя человеку иметь дерзновение ожидать божественных «откровений» и «видений», не очистив себя от страстей. Христос открыл Свою славу накануне Своих страданий, поэтому и путь к преображению человека во многом связан с путем скорбей, путем внутреннего креста. Человек преображается через покаяние, стремясь к душевной чистоте, преображается через Таинства, получая в них благодать, преображается через молитву, отрываясь умом от земных привязанностей. С каждым годом человек, который следует путем христианской жизни, может по-разному воспринимать саму тайну Преображения, глубже ощущая, что внутреннее изменение души, ее преображение может осуществляться только силой Христовой. По смирению он может даже не замечать своего постепенного преображения, оно явится для него в силе лишь в будущем веке.