Материалы тематических встреч о подвиге Новомучеников Церкви Русской

142088372По благословению Главы Ивановской митрополии митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа в связи с предстоящей столетней годовщиной трагических событий 1917 года необходимо организовать широкое освещение подвига Новомучеников Церкви Русской, в частности, провести в воскресных школах, молодёжных клубах, общеобразовательных школах в рамках изучения предмета Основы православной культуры и других заведениях встречи, посвящённые Новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Примерное содержание встреч можно найти в программе Синодального отдела религиозного образования и катехизации, приведенной ниже. 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в образовательных организациях общего и дополнительного образования 2016
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации разработаны Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом и православных организаций дополнительного образования, для государственных и муниципальных образовательных организаций.
Методические рекомендации по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской носят рекомендательный характер и могут подвергаться коррективам с учетом региональных особенностей реализации.
Для образовательных организаций с религиозным (православным компонентом) и православных организаций дополнительного образования данный курс рекомендуется в качестве учебного модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской», интегрированного в учебную дисциплину «Основы православной веры» (часть «История Русской Православной Церкви»). Для государственных и муниципальных образовательных организаций данный курс рекомендуется для духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности. Встраивание этого модуля в образовательный процесс образовательных организаций общего образования и в систему дополнительного образования продиктовано желанием сфокусировать внимание обучающихся на подвиге соотечественников, пострадавших за веру Христову и верность Церкви в первой половине ХХ века, с целью формирования целостного представления об их подвиге народа России в контексте истории Отечества.
Учебный модуль «Новомученики и исповедники» выстроен с учетом принципов хронологии и проблематики, а также принципа объективности.
Изучение модуля может проводиться как в традиционной урочной форме, так и с использованием различных творческих форм, выездных занятий в традициях музейной педагогики, паломнических поездок. По завершении изучения курса рекомендуется защита творческих работ: рефератов, докладов, эссе, сочинений, рассказов, дневников, презентаций, альбомов, мини-архивов и др., для школьников старшего возраста возможно проведение научно-практической конференции, семинара, защиты презентаций, выставки творческих работ (защита экспонатов) и др.
Сохранению памяти о новомучениках и исповедниках и популяризации их наследия в значительной мере способствуют выездные занятия в музеях, местах памяти новомучеников (Бутовский полигон и др.), встречи с родственниками, духовными чадами, с учеными и исследователями, которые собирают материалы, свидетельствующие о подвиге новомучеников и исповедников, авторами книг и других публикаций об их жизни, участие в различных просветительских мероприятиях: тематических книжных выставках, конференциях и семинарах, просмотрах фильмов.
Цель
Целью освоения учебного модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской» является формирование целостного представления о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви.
Задачи
Достижению обозначенных целей должны способствовать следующие задачи:
· дать объективные, исторически правдивые представления о причинах и истоках гонений на Церковь (духовенство и верующих мирян) в первой половине XX века;
· раскрыть особенности церковно-государственных отношений на канонической территории Русской Православной Церкви на протяжении XX века (1917–1991 гг.);
· дать представление о сути христианского подвижничества и мученичества ради Христа, христианских духовных и нравственных ценностях;
· дать представление об основных событиях XX века, связанных с гонениями на Церковь (общая хронология);
· определить масштаб утрат (потерь) Церкви за период гонений (обзорно);
· описать социальный портрет новомучеников (обзорно), их стояние в вере в разных ситуациях исповедничества;
· раскрыть значение подвига новомучеников и исповедников для формирования личности обучающихся, современной молодежи.

Место модуля в образовательном процессе
Для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом и православных организаций дополнительного образования учебный модуль «Новомученики и исповедники» рекомендуется сделать составной частью рабочей программы дисциплины «Основы православной веры» (обязательный предмет Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций в Российской Федерации, утвержденного Священным Синодом 27 июля 2011 года) в рамках курса «История Русской Православной Церкви».
Для муниципальных и государственных школ данный модуль рекомендуется в качестве отдельного курса внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственной культуры.
Объем
Для модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской» как части рабочей программы дисциплины «Основы православной веры» рекомендуется минимальный объем 8 учебных часов (для основной и/или старшей школы). По возможности объем может быть увеличен. То же относится к муниципальным и государственным школам в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.

Тематическое содержание модул
Предлагается цикл из восьми занятий.

Название занятия Рассматриваемые темы Возможная форма занятия Нравственное понятие
1 Места памяти Места памяти пострадавших в годы гонений. Бутовский полигон.

Общая хронология гонений на Русскую Православную Церковь (основные периоды).

Региональные места памяти.

Занятие у карты «Места памяти новомучеников» или выездное занятие в музее или на месте подвига новомучеников,

занятие-паломничество,

занятие – путешествие во времени

Понятие о христианском мученичестве как сострадании Христу ради любви к Нему и вечной жизни в Царствии Небесном
2 Патриарх-исповедник Поместный Собор 1917–1918 гг. и восстановление Патриаршества. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, исповедник. Аполитичность Церкви. Борьба против обновленчества. занятие-исследование, занятие – исторический портрет,

занятие – час подлинника (документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи)

О служении, о выборе
3 Царственные страстотерпцы и с ними пострадавшие Первые пострадавшие за веру. Царственные страстотерпцы и их верные слуги. Преподобномученица Елисавета и с ней пострадавшие Занятие-исследование, занятие – исторический портрет,

занятие – час подлинника (документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи),

занятие – работа в архиве (дневники, письма, воспоминания, стихи, рисунки) занятие – работа с музейными предметами

О вере, верности, любви
4 Архиереи-мученики Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской». Клейма. Архиереи-мученики. Церковная иерархия. Священномученик Владимир Киевский.Региональный компонент Занятие перед иконой,

занятие-исследование,

занятие – работа с документами,

занятие – экскурсия-исследование,

занятие – час подлинника,

занятие-открытие

Ответствен­ность за Церковь и паству
5 «Наше оружие – крест и молитва» Антирелигиозная деятельность советского правительства (Декрет об отделении Церкви от государства и школы от церкви», изъятие церковных ценностей, кампания по вскрытию мощей) и реакция на нее народа России (крестные ходы, молебны, помощь пострадавшим, сохранение святынь и т.д.). Священномученик Вениамин Петроградский. Мученица Татиана Гримблит.Региональный компонент Занятие-диспут, занятие – круглый стол (противо­поставление, контраст)

(использовать газеты, документы, декларации и т.д.);

занятие – имитация деятельности (репортаж, суд и др.);

занятие – исторический портрет;

занятие – час подлинника

Любовь-ненависть; вера – неверие;

верность – предательство мужество – трусость;

надежда – отчаяние

6 Голос Церкви Стояние в вере. Явная и сокровенная жизнь Церкви. Сколько осталось храмов, архиереев, к началу войны, о тайном монашестве, о старцах и их наставлениях, в т.ч. из заключения, о воспитании молодежи.

Региональный компонент

Занятие – работа c документами (Письма из заключения. Письма духовных отцов духовным чадам);

Занятие-исследование, занятие – час подлинника, занятие – работа с музейными предметами; занятие – работа в архиве

Стояние в вере;

старчество;

духовное наставление

7 Исповедники Церковь в годы Великой отечественной войны и в послевоенный период. Исповедничество. Святитель Лука Крымский.

Региональный компонент

Занятие-семинар, конференция (представление творческого отчета в форме сочинения, рассказа, эссе). Детские твор­ческие работы о пострадавших за веру земляках, членах семьи и т.д. (проекты).

Занятие – исторический портрет,

заняти-исследование

Исповедники,

Исповедниче-ство, подвиж­ничество.

8 Собор новомучени —

ков и исповедников Церкви Русской

Возрождение церковной жизни и прославление новомучеников. О работе в архивах, составлении житий, обретении мощей. Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» – небесная литургия.

Региональный компонент

Занятие – работа в архиве (виртуального), церковного музея, храма. Примеры, свидетельству­ющие о святости новомучеников. Обращение к святыне.

Итоговое занятие-конференция

Возрождение России и Церкви молитвами новомучени­ков.

Примерный план проведения занятия:

1. Введение в тему (для первого занятия) или краткое напоминание о предыдущей теме 5 мин.
2. Чтение художественного отрывка или стихотворения по теме занятия 5 мин.
3. Объяснение исторического контекста, как общецерковного, так и регионального, если возможно 10 мин.
4. Объяснение нравственного и религиозного понятия (святость, житие, лики святых, подвижничество, служение, вера, добродетель, грех, страдания за Христа как сострадание Христу, православное богослужение, таинства и др.) 8 мин.
5. Жития святых и их христианский подвиг (кратко) 12 мин.
6. Закрепление темы (краткий опрос, тест и т.д.) 3 мин.
7. Заявка на следующую тему, задание для самостоятельной подготовки, творческое задание 2 мин.
ВСЕГО 45 мин.

Жития святых новомучеников, рекомендованные для изучения:
· Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея России, исповедник
· Страстотерпец император Николай II и его семья
· Преподобномученицы великая княгиня Елизавета Феодоровна и инокиня Варвара
· Священномученик Владимир (Богоявленский)
· Священномученик Гермоген (Долганов)
· Священномученик Иларион (Троицкий)
· Священномученик Фаддей (Успенский)
· Священномученик Кирилл (Смирнов)
· Священномученик Петр (Полянский)
· Священномученик Вениамин (Казанский)
· Священномученик Серафим (Чичагов)
· Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий)
· Священноисповедник Афанасий (Сахаров)
· Священномученик Иоанн Кочуров
· Страстотерпец праведный Евгений Боткин
· Преподобномученик Кронид (Любимов)
· Преподобномученик Игнатий (Лебедев)
· Мученица Татиана Гримблит