Казанская икона Божией Матери

%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f

4 ноября – празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. В исключительно важный момент нашей истории именно всеобщее обращение русских людей к небесному заступлению Богородицы решило при повторном штурме Москвы исход сражения. Казанская икона стала символизировать покровительство Божией Матери Державе Российской. Уже в начале 17 в. повсеместно было написано большое количество списков явленного Казанского образа, очень многие из них стали чудотворными. Замечательны чудотворные Казанские образы, хранившихся или написанные на шуйской земле.

Наиболее известными Казанскими образами, связанными с шуйским краем, следует считать иконы, созданные преподобным Иоакимом Шартомским. По крайней мере, известны три таких иконы: написанные для Вязников, Суздаля и Николо-Шартомского монастыря, где святой подвизался в начале 17 века.

Вязниковская Казанская икона была написана преподобным Иоакимом в Николо-Шартомском монастыре около 1622 г. по заказу княгини Ирины Мстиславской из Вязниковской слободы. Вскоре от иконы стали происходить многие исцеления: «еже чудодейстовали и сил у еже целбу подаяти приходящим к тем с верою». В октябре 1623 г. созванным освященным Собором были переписаны чудеса от иконы и имена исцелившихся. Всего же до июня 1703 г. было зафиксировано 270 исцелений. Вязниковская Казанская икона приобрела общерусскую известность. В 1640 г. паломническую поездку к ней совершил царь Михаил Феодорович. С чудотворной иконой в память избавления от эпидемии холеры в 1892 г. был учрежден ежегодный крестный ход вокруг г. Вязники.

Икона была богато украшена басменным окладом, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. драгоценный оклад, так и сама икона, были чудом сохранены общиной верующих. После закрытия Казанской церкви в 1929 г. икона была сберегаема прихожанами, и после войны ее поместили в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме в большом киоте, где она и находится до настоящего времени. Ныне Вязниковско-Казанская икона – чтимая святыня Владимирской епархии, ее украшает серебряный чеканный оклад 1876 г. московских мастеров, предназначенный для другого образа.

Суздальская Казанская икона Божией Матери была написана преподобным Иоакимом по повелению Божией Матери, которая явилась подвижнику в монастыре. По указанию Богородицы икона была перенесена в Суздаль, где образ был встречен духовенством и всем народом с великим торжеством. «Воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския» ежегодно праздновалось в Суздале 23 ноября (по ст.ст.). Долгое время многие получали исцеление от образа, с чтимой иконой в Суздале совершались крестные ходы.

В «Золотой кладовой» Суздальского музея хранится список Казанской Богоматери в окладе, которая поступила в музей в 1937 г. и значится как «чудотворная и упоминаемая у Анании Федорова». Икона имеет оклад с большой коруной, богато украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Считается, что выставочный образ не принадлежит кисти преподобного Иоакима, а это более поздний список 19 в., но оклад с чудотворной иконы. Существует версия, по которой подлинная Суздальская Казанская икона хранилась в Цареконстантиновской церкви Суздаля, но около 2008 г. она была похищена.

Казанская икона Божией Матери, в Шартомском монастыре также почиталась чудотворной. «Этот образ около 8–6 вершков, – пишет живший в монастыре священник Петр Зверев, – на кипарисной доске, писан масляной краской, цветом светло бордовый (коричневой); лик Богоматери, в особенности взор Ее, дышит любовью и состраданием к всматривающемуся в сей Чудотворный образ». Автор отмечает местное почитание образа, а также  характерную для мастера «греческую» манеру письма. Летом Казанская икона стояла у левого клироса в Никольском соборе, а зимой переносилась в теплую Казанскую церковь. Известно, что в начале XX века чудотворную Казанскую икону из Шартомского монастыря монахи носили по домам Иваново-Вознесенска для поклонения и кружечного сбора. В настоящее время образ считается утраченным.

Кроме указанных трех икон, написанных Иоакимом Шартомским, следует отметить чтимую Казанскую икону Богородицы в селе Китово. Об этой иконе говорится: «древняя икона Казанской Божией Матери, украшенной ризой, вышитой жемчугом и дорогими камнями и сребропозлащенным венцом; икона сия почитается прихожанами за чудотворную и пользуется особым почитанием». Первоначально икона находилась в местной церкви, но потом она была перенесена в специально устроенную часовню, расположенную в центре села Китово.

Была также известна Казанская икона Божией Матери в селе Красное, ныне несуществующем. Древняя Казанская икона письма 1674 г. до постройки церкви в селе Красное находилась в деревянной часовне 17 в.

О почитании Казанской иконы ныне свидетельствуют храмы в честь чудотворного образа, построенные в шуйской округе. Казанские храмы были в Дунилове, Кузнецове, Якиманнском, а также в Николо-Шартомском монастыре (с. Введенье) и на Троицком кладбище (в Шуе). Придел в честь Казанской иконы Богоматери существовал в Никольском храме села Чечкино-Богородское. Уже упоминалась деревянная часовня во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Китово. Ныне в д. Филино (на окраине Шуи) существует Казанская часовня.

Николо-Шартомский монастырь,

Ставровский Е.С.