Фестиваль «Вера и слово»: несколько ракурсов

2016102624-26 октября 2016 года в Москве проходил VII международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово», который организует Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества. Лекции, круглые столы, презентации, мастер-классы – на конференции были представлены все обычные формы общения для представителей епархиальных пресс-служб и журналистов. Следует подчеркнуть, как всегда, высокий уровень организации мероприятия.

Как освещать милосердие?

Заголовком фестиваля была тема милосердия и освещения благотворительности в православных СМИ. Этой теме был посвящен большой круглый стол с участием представителей православных благотворительных фондов и сестричеств. По результатам одного опроса, 60% опрошенных россиян не знают ни одного благотворительного фонда в России. Из тех, кого называли, – это «Гринпис», «Подари себе жизнь», «Фонд защиты животных». Следует отметить активные пиар-акции, которые устраивали указанные фонды. Не так уж мало встречается людей, которые могли регулярно жертвовать на благотворительные фонды, и возникло предложение возродить понятие «десятины».

Несколько выступавших упоминали проблему детей с аутизмом. Была озвучена глубокая мысль о том, что «они без нас проживут, но мы без них не проживем». Помогающий бескорыстно чувствует, что сам изменяется, начинает ощущать в этом потребность. Было выражено, в частности, мнение, что очень мало снимается фильмов о детях с какими-то расстройствами, такие фильмы всегда вызывают отклик у значительной части зрителей.

Показалась необычной небольшая дискуссия относительно главенства духовных лиц в деле организации благотворительности – на приходе или в каком-то фонде. Хорошо известное мнение о необходимости привлечения в этом деле мирян почти пресеклось аргументом, что слово и призыв священника кажутся незаменимыми.

vis16_a23k1808

На встрече с председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном обсуждалось множество трудных вопросов, возникающих в сфере дел милосердия. «Есть два главных дела, которыми должны заниматься все члены Церкви, – сказал Владыка. – Первое – это Литургия, как заповедь Христа, а второе – это дела милосердия». И в наше время можно «страдать», как в эпоху гонений: это «сострадать» другим. Очень много людей нуждается в сострадании: больные, инвалиды, старики, сироты. И у нас нет сейчас иной возможности сострадать со Христом. Как можно получить просимое от Бога, не отдавая что-то другим?

Обращаясь к собравшимся журналистам, Владыка Пантелеимон отметил: «Ваша задача – не просто о чем-то красиво написать, красиво рассказать, но и побудить к действию тех людей, которые нас читают, и самим быть участниками этого одного общего дела». Владыка посоветовал самим журналистам поучаствовать в одном из 4000 социальных проектов благотворительности, которые инициированы сегодня Церковью. «Наш отдел – самый главный в Церкви» – пошутил Архипастырь.

Существуют определенные проблемы в том, как освещать дела благотворительности. Лев Толстой писал, что «о счастливых семьях писать трудно», действительно, бывает трудно описать в литературе доброго человека. Нужно стараться писать о преодолении чего-либо – болезни, горя, ненависти – это востребовано читателем. В таком преодолении внезапно возникает некая неведомая прежде радость – радость о Христе. Несомненную радость будет испытывать и помощник в этом преодолении.

Нельзя не отметить ответ Владыки Пантелеимона на почти личный укор ему в том, что он некогда (как и многие пастыри) благословлял отдельные семьи на рождение многих детей и что сейчас эти семьи ведут весьма бедную жизнь и тяготятся своим многочадием. Прежде сидевший Владыка даже встал: «Я не знаю многодетных семей, в которых не было бы счастья. У нас будут разрушаться семьи из-за того, что в них избегают рождения детей. Я не отказываюсь от своих слов».

Слово Патриарха

vis16_a23k2348Главным событием фестиваля была встреча участников со Святейшим Патриархом Кириллом в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Святейший сделал общий обзор современного информационного поля, назвав его «взрывоопасным пространством» и подчеркнув, что по нему следует ходить, как по минному полю, с большой осторожностью. Необходимо выработать духовное чутье, способность к различению духов. Бездумное увлечение виртуальными возможностями информационного поля лишает человека необходимых ориентиров. Патриарх Кирилл привел личную историю из далекого 1968 г., когда он получил совет русского ученого-химика старой закваски. Ученый посоветовал тогда молодому пастырю учиться различать «сигналы» и «шумы», причем на «шумы» категорически не следует реагировать. Иногда в некоторой области информации бывает 90-100% шумов. Учиться улавливать в окружающем поле нужные «сигналы» и отсекать «шумы» – метод, которым сам Патриарх использует до сих пор. Именно это умение позволяет сохранять свой внутренний потенциал.

При огромном количестве потребляемых новостей зритель или читатель часто лишен необходимого комментария, который объяснял бы ему происходящее. Святейший подчеркнул, что такие комментарии должна иметь лента церковных новостей. Даже описание обыденного православного праздника следует снабдить описанием – что происходит, каков смысл обряда, в чем суть праздника. Именно это сейчас особенно востребовано, особенно у светской аудитории, читающей церковные новости. Хотя и мельком, но Патриарх указал на важность такого разъясняющего комментария и в отношении освещения светских новостей: какова позиция Церкви к тому или иному событию мировой политики, или какова реакция священнослужителей на новость местного значения. Как пример, предпринятая Церковью кампания против абортов очень нуждается в правильных объяснениях, которые должны исходить от православных СМИ.

Было заметно, что Святейший осветил не все заготовленные темы своего доклада, а предпочел ответить на вопросы участников конференции. В своих ответах Предстоятель Церкви подчеркнул, что в представлении информации не должно быть сугубо личного интереса; люди, которые используют свое церковное положение для личного пиара, успеха иметь не будут. Не должно быть такой «двойной бухгалтерии». На вопрос, как следует разговаривать с большой аудиторией, Патриарх сослался на свой опыт, когда таким же вопросом он задавался при первом предложении ему выступить на ЦТ. «При долгих размышлениях я тогда решил говорить так, как могу, – признался Патриарх Кирилл. – Главное – говорить от сердца».

Среди поднятых острых тем был вопрос о том, как сохранить дух мирен в условиях личного участия в информационной войне. Святейший напомнил одну из самых главных заповедей о любви к врагам. Конечно, невозможно любить человека «своей» любовью. Нужна любовь Христова. И основным условием охранения внутреннего мира в сфере информационных противостояний является, как минимум то, чтобы не заразиться злобой. Если мы в некотором споре выходим из мирного состояния, но наш оппонент нас «победил». Следует ли отвечать на откровенную клевету и кощунства? Да следует. Но опять же, с рассуждением, и если пишущий не способен к какому-либо конструктивному разговору, не следует метать перед ним бисер.

Духовный диалог через интернет

Одна из тем, которая, так или иначе, возникала при обсуждении в различных аудиториях – это правомочность и степень использования современных электронных средств коммуникации. Даже по сравнению с относительно недавним периодом пафос возможности использования православными журналистами и священниками некоторых сервисов интернета уступил место пафосу необходимости этого использования. Несколько робких замечаний относительно «гигиены» присутствия православных в различных социальных сетях и блогах были услышаны и оценены положительно, но категоричные и принципиальные возражения против такого присутствия, наверное, уже выглядели бы как «прошлый век», по выражению молодой активистки одного известного интернет-форума. Видимо, само это «присутствие» становится как бы формой выживания голоса Церкви не только для журналистов, но и для пастырей-миссионеров. Такова сама динамика развития интернет-пространства: если хочешь быть услышан, непрестанно предлагай, «продвигай» себя; выступавшими довольно часто упоминался термин «лайк» (ужасающий, если честно, чем-то напоминает «гав!»).

Примером такого «присутствия» был хорошо представленный на конференции портал «Батюшка-онлайн», реклама которого подчеркивает благословение их начинания Святейшим Патриархом. Рассказы участников портала, в основном, молодых священников, которые в шутку называют себя «поп-звездами», свидетельствуют об успехе подобной проповеди среди молодежи. Ведется даже некая статистика предупрежденных абортов, благодаря своевременным ответам пастырей попавшим в беду и вопрошающим на сайте девушкам. Несколько неясной показалась перспектива такого воцерковления: скоро ли вопрошающий на клавиатуре начнет вопрошать у аналоя? Была бы интересной дискуссия, насколько устоявшаяся традиция прихода человека в храм (а значит, и начало ухода его из мира) нуждается в новых подпорках виртуального общения, сопряженного со многими подвохами. Впрочем, ирония, может быть, и не очень уместна: сугубый консерватизм многих пастырей, не желающих принимать новый язык интернет-общения, может действительно являться причиной охлаждения к Церкви большинства молодежи. Однако и вспоминается мнение покойного Патриарха Алексия II, который, помнится, на одном из собраний Московской епархии запретил московским священникам «смс-исповеди», мотивируя это абсолютной не тождественностью живого общения двух личностей с «окормлением» посредством кратких телефонных сообщений.

«Апокалиптические» технологии

vis16_a23k4143Большую аудиторию собрало выступление преподавателя МГУ Н.Г. Лосевой, рассказавшей в докладе «Будущее медиа-среды» о новых технологиях и перспективах развития современных электронных СМИ. В своих комментариях автор пыталась предсказать возможность участия или продвижения церковных СМИ в том или ином сервисе. В целом, целью выступления была обобщенная аналитика сервисов интернета, а не нравственная их оценка.

Лейтмотивом всей тактики современных СМИ является сегодня борьба за пользователя. Пользователя нужно не только искать, а за него следует именно бороться. Лектор привела пример одного небольшого голландского информационного издания, которое имело в штате 5-6 журналистов и выпускало меньше 10 статей в неделю, но имело фантастически большую аудиторию подписчиков. Объяснялось это беспрецедентной заботой о каждом пользователе, с котором созванивались, что-то обсуждали и, кажется, даже дарили какие-то подарки.

Приведенная статистика печально констатировала, что абсолютное большинство новостей сегодня читаются пользователями через социальные сети. Обычно читатель соцсети даже не знает контекст информации, то есть какое именно издание он в настоящий момент читает. «Скролл» (прокрутка) новостей необычайно сократился – большинством пользователей даже короткий текст не прочитывается до конца. Занимательно, что внимательность прочтения зависит от размера устройства: на ноутбуке чаще прочитывают статью до конца, на планшете – по диагонали, на смартфоне – заголовок и еще немного. Абсолютным лидером статистики по выходу в сферу новостей является мобильный телефон. Это означает, что не имеющий смарт-версии сайт почти выключается из активного информационного поля.

Зябкое удивление вызвало описание новой технологии производства новостей «роботом». Это производство заключается в том, что большинство новостей имеет стандартную форму изложения, и не так ж трудно составить компьютерную программу, формирующую новостное сообщение из неких «ингредиентов». Даже если эта новость «без журналиста» правдива и выглядит безупречно с точки зрения языка, это не может не вызывать внутренний холодок относительно того, кому же мы доверяем. Подобная реакция слушателей была и на сообщение о значительном прогрессе программ компьютерного языкового перевода. Сама лектор, долгая проработавшая в агентстве РИА Новости, с иронией «пожалела», что столько времени потратила на изучение языков. Видимая перспектива расширения аудитории сайта или блога, благодаря автоматическому переводу информации на другой язык, сопрягается с тем же ощущением стойкого неприятия-холодка от чтения вследствие подмены живого слова технологией. Впрочем, энтузиазма это очевидно не вызвало, поскольку «человеческий» перевод, по мнения большинства, абсолютно незаменим.

Огромный резонанс в общественном мнении могут вызывать сегодня «фэйки» или «вбросы» информации. Используя возможности сети, «вброс» может мгновенно охватить огромную аудиторию, причем обстоятельное опровержение ложной информации «фэйком», как правило, не становится. К сожалению, именно с помощью «фэйков» часто дискредитируется Церковь и личность Патриарха. Нередки казусы с разоблачениями «вброшенных» нелепых сообщений и последующим общим конфузом среди доверчивых читателей сети.

По прогнозам, в ближайшем будущем ожидается замедление общего интернет-трафика, в основном, из-за его перегруженности видео-закачками. Причем, виноваты в этом не столько ролики-новости, а, например, ставший популярным сервис «перископ», заключающийся в том, что любой желающий в реальном времени демонстрирует в сети свое видео-селфи – как он «режет салат», «моет кота», «играет с детьми» и т.п. Общей реакцией на такую «галиматью» было предложение вообще прекратить всякие попытки «запрыгнуть на уходящий поезд», по крайней мере, в такие вагоны.

В тоне вопросов, задаваемых лектору, очевидно, преобладало разочарование не столько в методах, используемых для влияния в сети, сколько в масштабах оглупления огромных масс современных людей. Признаться, неоднократно возникали мысли об «апокалиптичности» всего услышанного. Возможно, что традиционность представления информации, которой стараются следовать большинство представителей Церкви, несмотря на их безнадежное отставание от «прогресса», не является таким уж недостатком, а попытки расширить свое присутствие с помощью предлагаемых технологий следует, безусловно, поверять самой взыскательной и неторопливой нравственной оценкой.

Russia Today – это «Голос Америки» наоборот

russia-today-logo-svgПриятным сюрпризом было предложение организаторов фестиваля посетить с экскурсией одно из известных информационных агентств: ТАСС, Google или Russia Today. Было выбрано последнее. Несмотря на отсутствие интереса к самой сфере глобальных новостей, было любопытно, учитывая специфику данного агентства, узнать, «как это делается». Russia Today – это огромный информационный проект, международный многоязычный информационный телеканал, имеющий десятилетнюю историю и достигший уже значительных успехов. RT вещает сегодня более чем в 100 стран, кроме английского, на испанском и арабском – наиболее распространенных в мире языках.

Создавали канал, в основном, молодые журналисты (директору канала Маргарите Симоньян было тогда всего 25 лет!), которые решили создать телеканал «альтернативных» новостей и, по сути, пытались конкурировать с такими агентствами, как CNN, BBC, Euronews и прочими «акулами» информационного бизнеса. Используя самые современные технологии, создатели старались формировать не иную интерпретацию текущих новостей, а как бы «новую картинку», давая, в том числе, и некую альтернативную иерархию новостей. Канал старался показывать то, что казалось ему более важным, нежели то, что показывали в то же время другие известные телеканалы (а большинство показывало обычно одно и то же). Главным объектом вещания была не российская аудитория, а именно иностранная, в первую очередь, зрители США и Великобритании, где у RT есть свои телестудии. Соответственно, освещались новости этих стран, но глазами русских журналистов. Рассказывающие о работе канала не скрывали, что, несмотря на стремление к объективности в выборе и представлении информации, общий фон новостей формируется как пропагандистский, то есть зрителю предлагается скрытый пророссийский комментарий событий. Отметим, что телеканал спонсируется из федерального бюджета (в 2015 г. бюджетные расходы на содержание канала составили более 20 миллиардов рублей), и президент Путин давал распоряжение не сокращать финансирование каналу.

Хотя в рассказах представителей RT изобиловали нотки пиара, следует признать большой рейтинг канала именно у западных зрителей. Одной из заметных удач канала была, например, организация теледебатов «третьих» кандидатов в президенты США, то есть не от партий республиканцев и демократов. Этим «третьим» не полагалось по закону эфирное время, и наши журналисты предложили им такую возможность. К всеобщему удивлению, модератором этих дебатов вызвался быть суперизвестный американский телеведущий Ларри Кинг. Замечательно, что в 2011 г. Хиллари Клинтон посетовала, что американцы начинают понемногу проигрывать информационную войну, и скоро американский зритель будет смотреть на мир «глазами России» (надо понимать, глазами RT). Российский канал не возражал против такой рекламы. И учитывая патриотическую солидарность, пришлось с экскурсоводом разделить его журналистский оптимизм.

Нельзя не признать, что информационные технологии, несмотря на колоссальное их давление и все побочные действия на человека, стали играть одну из определяющих ролей в политике, идеологии и безопасности страны. И особенно в условиях, когда многое происходящее в мире стало похоже на сообщающиеся сосуды. Все современные агрессии, предпринимаемые США, начинались с массированных информационных атак, и, как говорится, танки входили в противоборствующую страну в последнюю очередь. Возможно, что реальное противодействие в информационной войне становится одной из основ выживания большого государства, и вся эта журналистская мишура (для нас, сторонних наблюдателей) становится важным государственным делом, почти уровня внешней разведки. Это особенно подтвердилось в беседе с военным журналистом RT, который был почти во всех современных горячих точках мира. Особенно трудно было, по его словам, в Донбассе, «психологически очень тяжело». Реальность присутствия войны для нас как бы размазана нежеланием остро и живо сопереживать тому, что мы видим с телеэкрана – бомбежки, обстрелы, беженцы. Но когда видишь конкретного человека, у которого несколько осколков в разных частях тела, не может не возникнуть мысль, что нередко получить нужную информацию – значит быть под пулями тех, кто эту информацию будет с яростью пытаться скрыть.

И главный ключ, который дает цену этой «информации» – правда. Несмотря ни на что, ее очень ждут сегодня люди.

Насельник Николо-Шартомского монастыря иеромонах Тихон (Захаров)