Региональный этап XXV Международных Рождественских чтений в Шуйской епархии

????????????????????????????????????

12 декабря в Шуйской епархии состоялся региональный этап XXV Международных Рождественских чтений «1917-2017: уроки столетия для Ивановской земли». Чтения проводились на базе Шуйского филиала Ивановского государственного университета.

????????????????????????????????????

На чтениях присутствовали настоятели,  игумены и игумении монастырей епархии, руководители и сотрудники всех епархиальных отделов и комиссий, благочинные благочиний Шуйской епархии, помощники благочиний по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе, духовенство Шуйской епархии, преподаватели и студенты Шуйского филиала Ивановского государственного университета.

Участников чтений приветствовал директор Шуйского филиала ИвГУ А.А. Михайлов. С приветственными словами к собравшимся обратились глава г.о. Шуя С.Ю. Рощинпредседатель совета Шуйского муниципального района В.Е. Филиппова, депутат городской думы г. Тейково, председатель попечительского совета Тейковского филиала фонда «Колыбель» И.Е. Черемушкин.

????????????????????????????????????

А.А. Михайлов напомнил, что в этом году Шуйский филиал ИвГУ отмечает значимый юбилей — 200-летие создания Шуйского духовного училища — предшественника Шуйского университета. Выставку, посвященную юбилею Шуйского духовного училища, могли посетить все желающие.

dsc_0156На ней были представлены этапы истории училища, биографии преподавателей этого учебного заведения и его выпускников, многие из которых сыграли значительную роль в истории и культуре России и русской Церкви.

dsc_0127Епископ Шуйский и Тейковский Матфей благословил участников чтений и кратко охарактеризовал прошедшее столетие. Он подчеркнул, что это время было неоднозначным. В XX веке в России произошли самые крупномасштабные гонения в истории Церкви, но и наступило беспрецедентное возрождение, когда буквально из пепла в силе и славе восстала Русская Православная Церковь. В эпоху гонений просиял сонм мучеников и исповедников Христовых, которые являются молитвенниками за Церковь Русскую и  всю русскую землю.

В основной части пленарного заседания прозвучали доклады, в которых уроки столетия были осмыслены с разных точек зрения.

????????????????????????????????????

Доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории и международных отношений ИвГУ В.Л. Черноперов убедительно доказал, что большевизм можно рассматривать как религию советского государства, которое провозглашало себя атеистическим. В качестве аргументов он привел следующие факты: появление сакральных текстов (трудов Маркса и Энгельса), культ Ленина, четкое обозначение врага, новые заповеди и ценности, появление иерархии служителей коммунистического культа, появление сонма пророков (философов-материалистов) и мучеников (борцов за революцию), существование инквизиции, карающей инакомыслящих, создание новых праздников. Однако это была квазирелигия, служащая идеологии советского государства.

????????????????????????????????????

Доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений ИвГУ С.М. Усманов свой доклад построил в форме анализа статьи философа Г. Федотова «Перед памятником Ленину», созданной этим историком, философом в 1933 году в эмиграции и содержащей свидетельства очевидца произошедших трагических событий.

dsc_0141Доктор исторических наук, профессор кафедры истории и права Шуйского филиала ИвГУ Ю.А. Иванов в форме летописи представил этапы закрытия и разрушения шуйских храмов: от самых первых, бесприходных, закрытых в 1918-1919 годах, до огромных соборов, взорванных в 1933 году (Спасская церковь) и 1932 году (Успенский храм единоверческого женского монастыря). Последними были разобраны на кирпич церкви во Взорнове и в Юрчакове. Ю.А. Иванов подчеркнул утилитарный характер закрытия и разрушения церквей. Они закрывались и разрушались не потому, что в них совершалась служба Богу: это происходило в целях практических. Спасская церковь, например, мешала проведению демонстраций, кроме того, поскольку этот храм по размерам центрального купола напоминал Храм Христа Спасителя в Москве, на нем было решено опробовать технологию взрыва. Церковь на Троицком кладбище разобрали на кирпич, который использовался при строительстве одной из городских школ. Ильинский храм был переделан в клуб для рабочих расположенной рядом фабрики, храмы при учебных заведениях (Шуйском духовном училище, мужской гимназии) использовались как спортзалы. Зло явило свой рутинный облик, при этом оно само себя злом не осознавало.

dscn2092Доклад кандидата исторических наук, доцента кафедры истории и права Шуйского филиала ИвГУ Т.А. Красницкой о ликвидации церковно-школьного образования в 1917-1918 годах сопровождался презентацией с редкими архивными фотографиями.

????????????????????????????????????

Фотографии храмов монастырей Шуйского района демонстрировались и во время доклада насельника Николо-Шартомского монастыря иеромонаха Тихона (Захарова). Он рассказал об истории и возрождении монастырей Шуйского района. Докладчик вспомнил те монастыри, которые существовали достаточно давно и были упразднены в XVIII веке: Троицкий мужской монастырь (1546-1765), Борисоглебский женский монастырь, существовавший с XVII по XVIII век, действующий в это же время Шуйский-Спасский женский монастырь. Рассказал он и о Всехсвятском женском единоверческом монастыре, уничтоженном в годы гонений. С особым вниманием собравшиеся слушали рассказ о монастырях Шуйского района, чудесное возрождение которых происходило на их глазах: о Николо-Шартомском монастыре и Введенском женском монастыре с. Введенье, об Успенском Дуниловском женском монастыре, Воскресенско-Феодоровском мужском монастыре с. Сергеево и Казанском мужском монастыре с. Кузнецово.

Далее была организована работа трех секций: секции отдела религиозного образования и катехизации, секции отдела по церковной благотворительности  и социальному  служению и отдела по тюремному служению, секции отдела по делам молодежи и миссионерского отдела.