Шуйские монастыри: история и возрождение

00-1-%d0%b2%d0%b8%d0%b4-%d1%88%d1%83%d0%b8Приводим текст доклада иеромонаха Тихона (Захарова) на пленарном заседании регионального этапа XXV Международных Рождественских чтений «1917-2017: уроки столетия для Ивановской земли».

На шуйской земле в древности не было крупной обители, имевшей общерусскую известность, но островки монашеской жизни всегда присутствовали как в самой Шуе, так и в ее окрестностях. К сожалению, сведений о старинных шуйских монастырях сохранилось немного. Следует признать, что нам известно о существовании некоторых малых монастырей в Шуе во многом благодаря записям Владимира Борисова, но и у него приводится весьма скудные, отрывочные сведения. Пожалуй, лишь Николо-Шартомская обитель имела значительный корпус документов, который до настоящего времени еще недостаточно изучен. Часть шуйских монастырей была закрыта после церковной реформы 1764 г., другие обители упразднились после Октябрьской революции. В советское время на территории Шуйского района в настоящих его границах не было ни одного действующего монастыря.

Тема нынешних Рождественских чтений «Уроки столетия» касается, возможно, не только осмысления трагедии 1917 г., но и феномена возрождения Русской Церкви за последние три десятилетия. В слово «возрождение» в данном случае можно вкладывать несколько смыслов: это и обретение утраченного, и воссоздание традиции, и архитектурная реставрация, и, собственно, новое рождение. Возможно, что это понятие заключает в себя не только всестороннюю «реставрацию», восстановление того, что было раньше, но и осознание прежнего великого замысла Божия о нас, а также понимание новых задач Церкви. Многим обратившимся в 1990-е к Церкви людям, наверное, памятно ощущение, когда восстановленная из небытия приходская жизнь воспринималась как встреча с чем-то давно забытым и узнаваемым, как возрождение генетической памяти народной.

С открытием храмов на шуйской земле, воцерковлением людей, переживших десятилетия безбожия, началось и возрождение монашеской жизни. Вновь открывались полуразрушенные монастыри, устраивались и новые монашеские общины. Отметим, что среди десяти действующих ныне в Ивановской области монастырей, четыре находится на территории Шуйского района. Краткому обзору истории древних обителей и возрождению монастырей на шуйской земле в наше время посвящено настоящее небольшое исследование.

Заслуживают внимания, в первую очередь, бывшие прежде в Шуе старинные монастыри, ныне упраздненные.

Троицкий мужской монастырь (1546 – 1765)

01-1-%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b8%d1%86%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cНа территории Троицкого кладбища располагался Троицкий мужской монастырь. По расхожему выражению, «начало и основание этой древней обители скрываются во мраке неизвестности». Впервые монастырь упоминается в 1546 г. Согласно Писцовой книге Афанасия Векова, в 1629 г. в монастыре было две церкви: Троицкая с приделом Казанской Божией Матери и Успенская с приделами Иакова брата Господня и Филарета Милостивого. Примечательно, что монастырь управлялся архимандритами. Борисов приводит список архимандритов Троицкого монастыря, первым из них значится Варнава (1628). В рукописи, повествующей о случившейся в Шуе в 1654 г. моровой язве, упоминается о том, как архимандрит Троицкий с братией скорбели о несчастном городе и со слезной молитвой обходили крестным ходом кругом града. Известно, что автор Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери иконописец Герасим, сам пораженный болезнью, принял перед смертью постриг в Троицкой обители. По описи монастырских вотчин от 1671 г. за Троицким монастырем числилось 8 крестьянских дворов и 46 душ мужеского пола. С 1724 г. шуйская Троицкая обитель как малобратская была приписана, согласно требованиям «Духовного регламента», к более крупному Николо-Шартомскому монастырю и экономически зависела от него. По сведениям 1741 г., в обители вместе с архимандритом проживало 7 монашествующих. В той же описи говорится, что «архимандрит с братиею питаются от подаяния мирских людей и на церковные потребы от подаяния ж». В 1765 г. Троицкий монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь. В 1772 г. при храме было утверждено городское кладбище. Новая каменная Троицкая церковь с шатровой колокольней была построена шуйскими купцами братьями Степаном и Алексеем Посылиными в 1829 г. Это был круглый пятиглавый храм, внутри расписанный известным художником Медведевым. В храме находилась почитаемая Казанская икона Божией Матери. Сохранились кладбищенские ворота с оградой, возведенные в 1871 г. на средства купца 1-й гильдии А.В. Щеколдина. Прежние монашеские кельи были вдоль передней ограды нынешнего кладбища лицом к храму[i]. Троицкая кладбищенская церковь в 1931 г. была передана обновленцам, в 1934 г. храм был закрыт и уже конце 1930-х гг. уничтожен до основания[ii].

 Борисоглебский женский монастырь (XVII – нач. XVIII в.)

02-1-%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%81%d0%be%d0%b3%d0%bb%d0%b5%d0%b1%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cО другом монастыре в Шуе – женском Борисоглебском – сохранились небольшие и противоречивые сведения. В. Борисов пишет, что о существовании монастыря видно из увещательной грамоты 1643 г. Архиепископа Суздальского и Тарусского Серапиона, из которой следует, что монахини не имели тогда определенного места жительства в Шуе и скитались по мирским домам[iii]. Суздальский архиерей увещевает, чтобы «инокиням поставить кельи, дать возможность старицам жить при церкви, а не в доме у родимцев». Факт того, что женские монашеские общины не имели своих церквей, не являлся в те времена единичным. Борисоглебская деревянная церковь была тогда отдельной и имела свой причт, что видно из разных актов. При церкви была даже целая слобода служителей и бобылей, так и называвшая «Борисоглебской». Позднее Борисоглебский придел был основан в Крестовоздвиженской церкви, постройка которой завершилась в 1693 году[iv]. Вероятно, что прежняя Борисоглебская церковь находилась в ограде нынешней Воздвиженской.

Шуйский-Спасский женский монастырь (XVII в.?–1764)

03-1-%d1%81%d0%bf%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cУпоминается также еще один женский монастырь в Шуе – Шуйский-Спасский. Существует мнение, что в 1720-х гг. сюда были переведены инокини Борисоглебского монастыря, однако это предположение считается не подтвержденным[v]. По описи 1741 г. Спасский Шуйский монастырь находится в числе «монастырей и пустыней, за которыми вотчин и крестьян не имеется, а пропитание имеют от подаяния христолюбцев». По указанной описи в монастыре имелась начальница и две монахини, клир Спасской церкви состоял из 7 человек бельцов. Как правило, при таких монастырях устраивались, так называемые, «кельи для бедных», в которых доживали свой век вдовые старицы. Из челобитной 1689 г. видно, что женская обитель зависела от шуйского Троицкого мужского монастыря. Спасский женский монастырь был упразднен в 1764 году. Новая каменная Спасская церковь была построена в 1696 г., но впоследствии после многих пожаров она неоднократно перестраивалась. Возведенная в XIX в. в подражание архитектуре Исаакиевского собора в Петербурге, церковь была освящена в 1847 г. В 1869 г. при храме была сооружена колокольня.

03-2-%d1%81%d0%bf%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cВ 1929 г. Спасский храм был окончательно закрыт. Спасская церковь, бывшая одним из главных украшений Шуи, была взорвана 1 мая 1930 г. Оставшаяся от взрыва груда кирпичей лежала на площади около 30 лет.

Всехсвятский единоверческий женский монастырь (1889–1918)

04-1-%d0%b2%d1%81%d0%b5%d1%85%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cДругой женский монастырь в Шуе – Всехсвятский единоверческий монастырь –образовался из общины, существовавшей с 1871 г. Определением Священного Синода от 4 сентября 1889 г. монашеская община при единоверческой церкви Всех святых была преобразована в женский монастырь. Значительное участие в строительстве и благоустройстве монастыря принимали известные шуйские промышленники и купцы, имевшие старообрядческие корни, главные вклады производились купцом Василием Рубачёвым, будущим старостой храма. В 1897 г. в число монашествующих, согласно клировым ведомостям, входили: игумения Досифея, одиннадцать инокинь, семь послушниц, пятьдесят три белицы. При монастыре существовала школа для девочек. В 1871 г. в монастыре была построена небольшая церковь Всех святых с колокольней, а с 1891 г. по проекту инженера С.П. Брагина начал строиться Успенский собор. Большой пятиглавый храм, построенный в «псевдорусском» стиле, стал доминантой Миллионной (ныне Советской) улицы и символизировал въездные ворота в старую часть города. Собор возводился в течение 10 лет, он был освящен 9 сентября 1901 г. архимандритом Серафимом (Чичаговым), будущим священномучеником. Освящение собора было грандиозным событием для Шуи и было даже описано в отдельной брошюре шуйским священником Евлампием Правдиным. Успенский храм мог вмещать до тысячи человек[vi]. В ограде монастыря было выстроено несколько зданий, при обители существовало кладбище. В приходе монастыря в 1892 г. числилось 46 дворов (131 человек). Численность насельниц на 1908 г. была: 17 монахинь, 95 послушниц[vii].

04-2-%d0%b2%d1%81%d0%b5%d1%85%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cВскоре после революции монастырь был закрыт, но храмы оставались действующими. Долгое время в местной газете «Серп и молот» велась дискуссия по поводу возможного уничтожения собора, предлагалось построение на его месте «своего Дворца культуры»[viii]. В 1931 г. Успенский собор был взорван, известно, что на взрыв было потрачено 50 тыс. рублей. Небольшой белый храм с колокольней, а также часовня и здание церковно-приходского училища были разрушены в 1954-55 гг. перед самой постройкой 76-квартирного дома[ix], здание которого сейчас возвышается при въезде на Октябрьский мост. Из прежних построек Всехсвятского единоверческого монастыря уцелело одноэтажная трапезная из красного кирпича, здание бани.

 Николо-Шартомский мужской монастырь (XIV в.–1918, возр. 1990)

05-1-%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%be-%d1%88%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%be%d0%bc%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cДревнейшей среди обителей шуйской земли является Николо-Шартомский мужской монастырь, расположенный в 12 верстах от Шуи в селе Введенье. Его долгую историю можно считать весьма типичной для большинства русских обителей. Временем основания Шартомского монастыря принято считать середину XIV века. Отметим, что это эпоха преподобного Сергия – период расцвета монашества в Северо-Восточной Руси. Среди вкладчиков монастыря называют князей Горбатых-Шуйских, а также князей Пожарских, Хованских, Палецких. Сохранилось несколько жалованных несудимых грамот Шартомского монастыря, дарованных от Великого князя, свидетельствующих о достаточной известности обители. Обитель управлялась архимандритами. Монастырь пережил ряд набегов татар, в Смутное время подвергся нескольким разорениям от поляков и разбойников. В середине XVII века после крупного пожара, уничтожившего деревянные строения обители, монастырь отстраивается в камне. В обители было возведено три храма и колокольня, главный храм обители – Никольский собор (1650 г.). В это время Шартомский монастырь – третий в Суздальской епархии по числу имевшихся за ним вотчин и крестьянских дворов (всего 621 двор). Нет определенных сведений о численности насельников в указанный период, но, вероятно, она не была большой, в пределах нескольких десятков иноков. С 1721 года к монастырю было приписано 9 малобратских обителей и пустыней Юрьев-Польской провинции, к которой была причислена тогда Шуя. Однако после церковной реформы Екатерины II жизнь монастыря резко меняется: он лишается всех своих вотчин, переводится в третий штат с числом братии не более 12 человек и управляется уже игуменами. И хотя Шартомская обитель остается значимым духовным центром в шуйской округе, его экономическое положение остается скудным: лишь однажды, в начале XIX века происходит значительная перестройка храмовых строений, а реставрация церквей совершается лишь эпизодически. Перед революцией в монастыре проживало около 10 насельников, включая игумена.

05-2-%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%be-%d1%88%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%be%d0%bc%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cВремя закрытия монастыря документально неизвестно, исследователями называется даты 1918 г., 1922 г. Ведомость передачи монастырского имущества датируется 1924 г. Последним настоятелем монастыря был игумен Иоанникий. После упразднения монастыря в нем регистрируется община верующих, некоторое время при монастыре существует богадельня. Переданный на баланс сельсовета, монастырь начинает постепенно разоряться. Храмы использовались по зерновые склады, в нижнем этаже Казанской церкви была даже устроена конюшня. Значительное время корпуса обители использовались в качестве коммунальных квартир для сельчан. В начале 1980-х гг. силами Ивановского строительного института была произведена частичная внешняя реставрация храмов монастыря, планировалось устроить здесь базу отдыха для института[x].

05-3-%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%be-%d1%88%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%be%d0%bc%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cНачало возрождения Николо-Шартомского монастыря, датирующееся октябрем 1990 г., было заметным событием в церковной жизни Шуи. Наместником монастыря был назначен архимандрит Никон (Фомин), ныне митрополит Астраханский и Камызякский. Первая служба в монастыре состоялась 19 декабря 1990 г. Более десятилетия активных работ и материальных вложений понадобилось для проведения храмовых восстановительных работ.

05-4-%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%be-%d1%88%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%be%d0%bc%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cВ конце 1991 г. число постоянных насельников обители было 25 человек, в 1993 – 50, к 2000 г. всего насчитывалось около 150 монашествующих. К монастырю было в разное время приписано около 15 подворий по Ивановской области. Первым монастырским подворьем стал в 1991 г. Воскресенский собор в Шуе. Кроме собора в Шуе еще пять храмов, приписанных к Шартомскому монастырю. При монастыре была открыта школа-интернат для мальчиков, существующая уже более 10 лет. В школе, находящейся в местечке Клещевка обучается в настоящее время около 70 воспитанников. В Шуе на попечении Шартомского монастыря функционирует также общеобразовательная школа для девочек имени свт. Тихона Задонского. После разделения Ивановской епархии в 2012 г. общая численность насельников Николо-Шартомского монастыря стала меньше – около 100 монашествующих.

Введенский женский монастырь (XIV в.–1764, возр. 2007)

06-1-%d0%b2%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cРядом с мужским Николо-Шартомским исторически располагался Введенский женский монастырь. Монастыри находились в двух смежных селах – Пупках и Введенском (ныне это одно объединенное село Введенье). История Введенского монастыря мало изучена, но исследователями признается древность женской обители, основанной, вероятно, в ту же эпоху, что и мужской Шартомский. Введенский девичий монастырь упоминается в 1535 г. в завещании князя Михаила Васильевича Горбатова-Шуйского. После 1724 г. Введенский монастырь был приписан к Николо-Шартомскому монастырю. Введенская обитель имела репутации богадельни: кроме начальницы и нескольких рядовых монахинь в обители проживали старицы, питавшиеся, как говорили, «от Промысла Божия». Служащих в церкви бельцов было всего пять человек, из них – двое священников. В 1764 г. Введенская девичья обитель была упразднена как малобратствующая, а церковь была преобразована в приходской храм[xi].

На нынешнем месте древнего монастыря располагаются две каменные церкви: пятиглавая церковь Введения во храм, построенная в 1807 г. (в церкви есть придел в честь Благовещения) и одноглавая Владимирская, освященная в 1845 г. (с двумя приделами в честь Успения и Архангела Михаила). В конце XIX – начале XX в. это был значительный по численности приход, кроме жителей близлежащих сел, к нему были приписаны даже жители Кохмы. На приходе служило трое священников. Введенский приход просуществовал до 1941 г. и был закрыт[xii].

С началом возрождения Николо-Шартомского монастыря рядом с ним в 1993 г. образовалась женская монашеская община, которая имела свой устав и несла труды в монастырском хозяйстве. Община зависела от мужского монастыря, но велись и реставрационные работы в историческом Введенском монастыре. В настоящее время во Введенской обители построен сестринский корпус, службы ведутся в теплое время года во Владимирской церкви. Введенская женская община была зарегистрирована в 2007 г., численность общины в настоящее время составляет 15 сестер.

Успенский женский монастырь в Дунилово (1684–1764, возр. 1991)

07-1-%d0%b4%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%bb%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cВторым по значимости в шуйской округе монастырем считается Успенский женский монастырь в селе Дунилово. Он был основан 23 марта 1991 г. на месте существовавшего в XVII в. мужского монастыря, называемого Воробьевская (или Успенская) пустынь. Первое упоминание о небольшой мужской обители относится к 1684 г. Основателем ее считается Ф.А. Лопухин, тесть Петра I. В начале XVIII в. в монастыре проживало 7 монахов. После церковных реформ Воробьевская пустынь была приписана в 1724 г. к Николо-Шартомскому монастырю, затем – в течение пяти лет к Архангельскому Юрьев-Польскому монастырю, после 1730 г. – вновь к Шартомскому. При имеющихся скудных средствах Воробьевская пустынь пришла в запустение и в 1764 г. была упразднена[xiii]. Успенский храм прежней обители был приписан к Благовещенскому приходу. В XIX в. старанием единоверческой общины началось строительство и благоустроение храмов в село Дунилово. В 1831 г. была построена Успенская кирпичная церковь с колокольней. Храм, выстроенный в стиле классицизма, внутри имел росписи достаточно высокого художественного качества.

07-3-%d0%b4%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%bb%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cВ 1850 г. старанием шуйской купчихи М.И. Посылиной была построена одноглавая Покровская церковь. В 1880-х гг. шуйскими купцами А.Я. Балиным и Г.Я. Дудиным были построены две женских богадельни на 60 человек, на приходе была открыта церковно-приходская школа для крестьянских детей.

В 1930 г. Успенский и Покровский храмы были закрыты и вместе с жилыми постройками были переданы местному колхозу. В зданиях богадельни до 1989 г. находились больничные палаты психоневрологического интерната[xiv].

07-2-%d0%b4%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%bb%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cСо времени открытия Успенский монастырь возглавила игумения Ольга (Соколова). В 1991 г. в монастыре проживало 3 монахини и 30 послушниц, в 2000 г. – более 70 монахинь. Были восстановлены Успенский и Покровский храмы, сестринский корпус, монастырь был обнесен новой оградой.

ec4e5a7dfaf6954a6653b7b6ef7f4f1eНа территории монастыря было построено здание детского приюта. При монастыре действует Православная женская гимназия-пансион в честь Святой Великой княгини Российской Ольги. В здании гимназии освящен домовый храм в честь этой святой. Успенский монастырь успешно ведет приусадебное и полевое хозяйство.

07-4-%d0%b4%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%bb%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cК монастырю приписано 8 восемь храмов в селе Дунилово и в прилегающем к нему селе Горицы – уникального для России храмового комплекса, расположенного в сельской местности.

Воскресенско-Феодоровский мужской монастырь (1889–1929, возр. 1998)

08-1-%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b3%d0%b5%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cОдним из возрожденных после времен безбожия монастырем стал Воскресенско-Феодоровский (или в обиходном названии Сергеевский) монастырь, расположенный в 10 км южнее Шуи в селе Сергеево. При основании его в конце XIX в. это был женский монастырь, после его восстановления он получил статус мужского. Двойное название монастыря связано с Воскресенской церковью, находившейся в селе Воскресенское-Сергеевское (как оно называлось в XIX в.), и Феодоровской иконой Божией Матери, которую дала в благословение монастырю его основательница – благочестивая ярославская помещица Александра Николаевна Шубина (1816–1897). Шубина была духовной дочерью св. прав. Иоанна Кронштадтского и по его благословению она решила устроить женскую обитель в Сергееве, в усадьбе, которую она выкупила у своего дяди. В 1871 г. Шубина организовала неформальную женскую общину сестер, которые приехали из нижегородского села Ново-Иванцево, первоначально в общине было 30 сестер. Шубина пожертвовала общине свой барский дом и домовую Воскресенскую церковь. Преобразование общины в женский монастырь произошло 2 сентября 1889 г. Первой настоятельницей стала игумения Софья (Успенская), в обители уже насчитывалось тогда около 100 монахинь[xv]. Воскресенскому монастырю была передана местная церковь Архангела Михаила. Будучи больной, А.Н. Шубина завещала монастырю пахотные земли близ монастыря, два доходных дома в Санкт-Петербурге.

08-2-%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b3%d0%b5%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cВ 1897 г., в год смерти Шубиной, по проекту архитектора П.Г. Бегена началось строительство величественного Успенского собора. Собор строился 7 лет и был освящен 24 октября 1904 г. Главной святыней монастыря считалась чудотворная икона Знамение Божией Матери, в обители хранилось много реликвий, связанных с Серафимом Саровским, Иоанном Кронштадтским. «Образцовый» по внутреннему устроению монастырь стал местом паломничества (в основном крестьян), и иногда на Великий пост приезжало до 300 человек, в обители было построено две странноприимные гостиницы. В 1917 г. в монастыре проживало 60 монахинь и 145 послушниц[xvi].

Формально решение о закрытии мона­стыря было принято в 1918 г., но, благодаря организованному и эко­номически успешному монастырскому хозяйству удалось найти компромисс с местными властями, и оби­тель превратилась в «монастырь-совхоз». В 1924–28 гг. в Воскресенско-Феодоровском монастыре проживал и служил гонимый митрополит Серафим (Чичагов). В 1924 г. в монастыре находилось 97 насельниц и священнослужителей. Неоднократно предпринимались попытки разогнать монастырь, который «прикрывался» совхозом. Это решение было принято властями в 1929 г., и все монахини были изгнаны. Последняя настоятельница монастыря игумения Арсения (Добронравова) была арестована и скончалась в заключении в 1939 г. (прославлена в лике новомучеников) В начале 1930-х гг. на территории монастыря размещалась школа-колония для малолетних, затем, в течение 20 лет – совхозная школа животноводства. В 1953 г. постройки монастыря были переданы Шуйскому техникуму механизации сельского хозяйства. Отдельные монастырские постройки были разрушены, на территории монастыря появились частные дома.

В 1992 г. открывается Михаило-Архангельский храм и предпринимается попытка возродить женскую общину, которая не увенчалась успехом. Следует отметить некую «исторически сложившуюся» традицию, по которой часто возникали трудности с устроением церковной жизни в Сергеево. Еще в начале XVII в. был земельный спор между местными жителями при строительстве приходского храма, окончившийся судом. Женская община первоначально также переживала многие притеснения. О долгом противостоянии монастырю со стороны советской власти в 1920-х гг. уже говорилось. Так же и первые насельники, пытавшиеся организовать в 1990-х гг. монашескую общину, встретили значительное противление местных жителей. Трудности подобного рода продолжаются и сегодня.

Воскресенско-Феодоровский мужской монастырь был открыт по решению Священного Синода 9 апреля 1998 г. Первым настоятелем был игумен Георгий (Ильин). В 2006 г. число насельников составляло 15 человек, в настоящее время число монашествующих уменьшилось. Службы совершаются в храме Архангела Михаила, начато восстановление Успенского собора.

Казанский мужской монастырь (осн. 1998)

09-1-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cКазанский мужской монастырь в селе Кузнецово – единственный в Шуйском районе, не имевших исторических предшественников. Село Кузнецово, называемое «при колодцах», находится в семи верстах от Шуи. В старину село принадлежало Шуйскому воеводе Даниилу Семеновичу Змееву. Деревянная однокупольная церковь в честь Успения Богородицы была основана в 1630-х гг., а в 1811 г. на месте обветшавшей деревянной был выстроен ныне существующий каменный пятиглавый Успенский храм с приделом во имя святителя Николая и шатровой колокольней. В 1775 г. рядом с Успенским храмом была построена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. К приходу было приписано 240 дворов, с числом прихожан около 2000 человек. С 1886 г. в селе существовала церковно-приходская школа. Среди святынь особенно почиталась Иерусалимская икона Богоматери. Успенский храм в советское время не закрывался и не подвергся разрушению. Богослужения на приходе прерывались только во время войны. В Кузнецово после революции служил протоиерей Феодор Лебедев, расстрелянный в 1937 г. и прославленный как новомученик. В 1961 г. Казанская церковь была частично разрушена и превращена в зернохранилище.

09-2-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bc-%d1%80%d1%8cПосле проведенной реставрации Успенский храм был освящен 20 апреля 1991 г. архиепископом Амвросием. В 1990-х гг. при храме образовалась монашеская община, и в 1998 г. по указу Священного Синода в селе Кузнецово был зарегистрирован новый Успенско-Казанский мужской монастырь Шуйского района. В декабре 2011 г. по благословению епископа Иосифа монастырь был переименован и стал называться «Казанский мужской монастырь». В настоящее время настоятелем монастыря является игумен Алипий (Медов), в монастыре числится 8 человек монашествующих. В монастыре проводятся строительные и реставрационные работы, построен братский корпус. К монастырю приписано два подворье – храм пророка Илии в Шуе и Монастырь Архангельское подворье в селе Красноармейское. Казанский монастырь окормляет женскую монашескую общину в деревне Большие Дворишки.

В заключение можно привести несколько цифр.

До екатерининской реформы в Шуе и ее окрестностях существовало 6 известных ныне монастырей. Все шуйские обители, за исключением Николо-Шартомского монастыря, были небольшие по численности и существовали на частные пожертвования. В 1764 г.

все эти малые монастыри и пустыни были упразднены, храмы обителей обращены в приходские церкви. Николо-Шартомский монастырь после секулярной реформы сохранился, но, определенный в третий штат, испытывал экономические трудности.

В конце XIX в. образовывается два женских монастыря – Всехсвятский единоверческий в Шуе и Воскресенско-Феодоровский в Сергеево. Перед революцией в мужском Шартомском монастыре находилось примерно 12 монашествующих, в двух женских обителях – Сергеевской и Всехсвятской – в общей сложности около 300 монахинь и послушниц.

В советский период, как уже упоминалось, на Шуйской земле не было ни одного действующего монастыря. В период возрождения Русской Православной Церкви в Шуйском районе основалось 3 мужских монастыря, один женский, две женские монашеские общины. Общее число монастырских подворий и приписных храмов по Шуйскому району – около 20. Общее число монашествующих, проживающих в монастырях и на подворьях Шуйского благочиния – около 120 братий, монахинь – около 70. Шуйские монастыри окормляют пять гимназий

[i] Борисов В.А. Описание города Шуи и его окрестностей. М. 1851. С. 126.

[ii] Ставровский Е.С. Храмы города Шуи. Шуя. 2004. С. 12.

[iii] Борисов В.А. Указ. соч. С. 115.

[iv] Там же.

[v] Там же.

[vi] Черниховский Д.В. Гражданский инженер Брагин. Сайт «Молитва в камне».  Электр. рес.: http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/bragin.htm.

[vii] Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М. 1908. С. 116.

[viii] Альбом фотографий В.Ф. Никонова. Т.2. Снимок № 52.

[ix] Там же.

[x] Иванов Ю.А. Шуя православная. Материалы к Энциклопедии. Шуя. 2007. С. 17-18.

[xi] Казанский В.Н. Предания старины глубокой. О Введенском женском монастыре. 1987. На правах рукописи.

[xii] Там же.

[xiii] Иванов Ю.А. Указ. соч. С. 22.

[xiv] Там же. С. 23.

[xv] Там же. С. 5-6.

[xvi] Там же. С. 7.