РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Шуйского и Тейковского Матфея

%d0%b2%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d1%8b%d0%ba%d0%b0-%d0%bc%d0%b0%d1%82%d1%84%d0%b5%d0%b9Рождественское послание епископа Шуйского и Тейковского Матфея пастырям, монашествующим и всем православным христианам Шуйской епархии.

Возлюбленные о Господе пастыри, иноки и инокини, братья и сестры, все христолюбивые чада Шуйской епархии!

Сердечно поздравляю всех с великим, светлым праздником Рождества Христова! Новая, неведомая доселе радость была возвещена Ангелом вифлеемским пастухам, пришедшим к пещере Рождества: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). Пусть эта тихая, неотмирная радость присутствия Господа посетит сегодня наши храмы и наши дома. Молитва всей Церкви дает возможность по-особенному приобщиться к благодати праздника, ощутить его величие и глубокое значение. В рождественскую ночь в тысячах православных храмов люди предстоят Богу, и в этом молитвенном единении – наша глубокая общность, начало подлинной христианской любви.

Господь и Бог наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы призвать всех нас к Себе, чтобы люди соединились благодаря личности Богочеловека. В течение многих тысячелетий люди постепенно отступали от Бога, забывали Его, грубели сердцем и исполнялись враждой. Главной причиной всех этих разделений было то, что люди отходили от Источника вечного блага, становились богоотступниками. И, перестав быть рабами Божиими, они стали рабами диавола. Известны слова Ф.М. Достоевского: «В мире дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей». Невидимая брань за сердце человека никогда не прекращается. Но в эту брань вмешивается вочеловечившийся кроткий Христос, Который несет людские немощи и защищает верующие в Него сердца.

Святой апостол Павел в послании к Филиппийцам произносит знаменитые слова о Спасителе мира: «Он, будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6-8). Эти слова как раз относятся к сегодняшнему торжеству: родившийся Христос являет Себя в убогих яслях, и это умаление, добровольная нищета будет сопровождать всю Его жизнь. Господь готов послужить людям подобно рабу и безропотно идет на крестные страдания – казнь, которой обычно казнили рабов.

Только через призму Рождества Христова, этого Вселенского события, мы можем рассматривать нашу земную историю. Великие свершения в истории России во многом объяснимы не только доблестью и глубокой верой наших предков, но и несомненным участием Спасителя в судьбах русского народа. Наши предки в тяжелые времена чутко ощущали благодатную помощь Божию, и девизом русского воинства было славословие Богу: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!» (Пс. 113:9) Поистине, не только человек, но и Бог творит историю.

Не во все времена мы жили мирно и богоугодно, и тому виной во многом мы сами. В наступающем году отмечается печальный юбилей новейшей истории – столетие революций 1917 года. И осмыслению, оценке этих трагических событий будут посвящены многие научные и общественные мероприятия, которые будут проходить на всех уровнях. Эпоха революций – это время, когда наш народ в одночасье погрузился в безрассудную эйфорию, предал свои идеалы и свернул со своего исторического пути. Мы не знаем, почему случилось это великое попущение Божие, когда были потрясены основы всего нашего общества и начались самые масштабные и продолжительные гонения на Православие. Последствия русских революций не имеют аналогов в мировой истории: изменился не только общественный строй, но кардинально и, во многих случаях, необратимо изменился строй души у целых поколений, изгнавших из души Христа. Мы с горечью говорим, что последствия Октября укоренились очень глубоко в общественном сознании и отразились в каждом из нас.

Только за одно столетие мы пережили множество переворотов и потрясений – политических, социальных и духовных. И важно извлечь из совершившегося исторические уроки. Но что осталось неизменным – человеческая бессмертная душа, событие явления Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим ради спасения людей: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире» (1 Тим. 3,16). Сегодня мы говорим не только о тех бедах, которые принесла революция, но и о том, что жестокие гонения стали духовной победой для многих истинных христиан. В страшное время безбожия, говорят, «рай ликовал», потому как наполнялся новыми мучениками и исповедниками. Именно кровь мучеников за Христа в катастрофе ХХ века остановила Россию на краю бездны. И в наши времена, когда гонимая прежде Церковь возродилась, новые мученики были соборно прославлены в лике святых.

Принимая послушание от Матери-Церкви и вступая на Шуйскую кафедру, я испытывал, как и многие другие кандидаты на архиерейство, смешанные, противоречивые чувства. Мне казалось, что служение в новом качестве будет выше моих сил. Но я ощущал несомненную помощь Божию, осознавал, что силой Христовой все преодолевается на путях земных. Прошу у Господа и Его Пречистой Матери даровать мне силы понести предстоящие труды, охватить полноту предстоящих задач.

В праздник славного Рождества Христова мы должны поблагодарить милосердного Создателя и Промыслителя мира за оказанные нам милости в прошедшем году, испросить Его помощи и благословения на предстоящий год. В прошедшем году мы простились с любимым всеми архипастырем – архиепископом Амвросием (Щуровым), Господь да упокоит Его в селениях праведных. Важным событием прошлого года было назначение на новую кафедру Владыки Никона, который много потрудился в новообразованной Шуйской епархии и теперь принял крест более высокого и нелегкого послушания. Принимая от него управление епархией, надеюсь сохранить сложившиеся традиции, быть продолжателем его трудов на ниве Христовой.

В своем первом обращении к пастве я хотел бы сердечно всех поблагодарить за молитвенную поддержку и теплый прием в Шуйской епархии. Надеюсь на взаимопонимание в решении сложных вопросов церковной жизни и испрашиваю у всех святых молитв. Хочу подчеркнуть, что кто желает послужить Богу, а не быть простым созерцателем событий, того Господь всегда призовет на полезное, спасительное дело. У нас огромное поле катехизической, миссионерской и социальной работы. Особое опасение вызывает состояние молодежи, и здесь нужны наши общие усилия.

Благодать Рождшегося Господа Иисуса Христа да пребудет со всеми вами. Аминь.

† Матфей,

епископ Шуйский и Тейковский

Рождество Христово 25 декабря 2016 / 7 января 2017 г.

Град Шуя