Великая Агиасма

Крещенская (или Богоявленская) святая вода называется в Православной Церкви «великой Агиасмой» – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение.

На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю (черпающим ее) и емлющим (пьющим), во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…» В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил святитель Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, то есть подобно антидору, просфоре. Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ и как врачевство. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.
В знак особого почитания Крещенской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник установлен строгий пост, когда допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую крещенскую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе на 6 января дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду».

 

19 января – праздник Крещения (Богоявления) Господня. В ночь на день торжества (или утром) в православных храмах совершается праздничное Богослужение, в конце которого служится чин Великого освящения воды. Народ с крестным ходом идет на водные источники, и при особенном пении духовенством освящается естество воды в реках, озерах, колодцах. Традицию набирать в храмах крещенскую воду можно считать уже утвердившейся в народе, как и традицию купания в водных источниках на праздник Крещения. По обычаю можно купаться три дня – 19, 20 и 21 января.

Духовенство Шуйского района просит в целях безопасности окунаться только в специально отведенных купальнях. В Шуе можно будет искупаться на источнике в честь свт. Николая Чудотворца около Преображенской церкви в Мельничном. В Николо-Шартомском монастыре будут устроены две крытые купальни – мужская и женская. Предпочтительнее приехать в монастырь для купания после 19 января. Кроме того, все три дня будет работать часовня-купальня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» при Успенском женском монастыре в с. Дунилово.