4 февраля — день памяти священномученика Иоанна Коржавина

Священномученик Иоанн Коржавин (1866–1938) родился 13 января 1866 года в с. Дунилово Шуйского района Владимирской губернии. По сведениям Е. Ставровского, родители священномученика Иоанна – Петр Христофорович Коржавин (1840–1876) и Татьяна Ефимовна (1842–03.06.1868) – происходили из крепостных крестьян князя Меншикова села Дунилово.

Ивану было два с половиной года, когда умерла мать. Его воспитывала мачеха – вторая жена П.Х. Коржавина – Татьяна Тимофеевна (1847-?), крестьянка д. Лаврово. Когда ему исполнилось 10 лет, умер и его отец.

Священномученик Иоанн был женат, имел двух сыновей – Ивана и Николая. Его сын Иван умер очень рано – в 1914 году – в возрасте 26-ти лет. У него остались сыновья Михаил и Алексей. У другого сына, Николая, было 10 детей, пять из них умерли во младенчестве, Димитрий – в возрасте пяти лет. Внук Петр и внучка Любовь дожили до канонизации их дедушки. Внук отца Иоанн Антонин, так же, как и Николай Иванович, его отец, погиб в 1943 году на фронте. Антонину было всего 19 лет. На основании письма его сестры Любови Николаевны от 17 декабря 1943 года можно предположить, что он был ранен и умер в госпитале. Из всех внуков отца Иоанна только Антонин прислуживал деду в алтаре. Он ставил аналои, разжигал кадило, подавал книги, ему даже сшили небольшой стихарь.

Е. Ставровский пишет о том, что до революции Иоанн Коржавин жил обычной крестьянской жизнью, учился в земской школе, пахал землю, регулярно посещал церковные службы. Свое служение он начал 15 декабря 1921 года в качестве исполняющего должность псаломщика Благовещенской церкви села Дунилово. По воспоминаниям современников, через некоторое время он был рукоположен во диакона, и до 1932 года отец Иоанн служил диаконом в Благовещенской церкви с. Дунилово. У него был очень красивый голос, он хорошо пел.

В 1932 году в Дунилове, в котором раньше было 12 храмов, не осталось ни одного священника. И тогда народ попросил дьякона Иоанна стать священником, чтобы хотя бы в одном храме совершалась Божественная литургия. Отец Иоанн согласился, хотя ему было тогда уже 66 лет и он прекрасно понимал, что может ожидать его. Он прослужил священником всего 5 лет до ареста в 1937 году.

В то время в единственном действующем храме – Благовещенской церкви – собиралось много народа. На Пасху все стремились пригласить священника к себе, и он ходил по селу в полном облачении, с кадилом. Народ очень любил и уважал отца Иоанна.

Дети в семье отца Иоанна воспитывались в вере и благочестии. Они ходили в храм, молились перед и после трапезы. Отец Иоанн был очень начитанным, у него было много книг и светских, и духовных. В больших сенях стояли стеллажи из теса, на них и помещались книги, среди которых было много старинных в деревянных и кожаных переплетах. Отец Иоанн часто читал духовные книги своим внукам.

По воспоминаниям своих родственников отец Иоанн был очень добрым, ласковым и общительным.  Его любили все сельские ребятишки. Завидев высокого, широкоплечего отца Иоанна, они тотчас же сбегались к нему, а он запускал руку в огромные карманы своей рясы, доставал пригоршнями конфеты и раздавал детворе. Когда не было конфет, одаривал ребят пятачками.

По воспоминаниям внука, Петра Николаевича, отец Иоанн сначала жил с семьей своего сына Николая в доме позади столовой. Дом этот сейчас не сохранился.  Однако семья у Николая была большая, детей было много, и отец Иоанн с матушкой Анфисой ушли жить в маленький домик в два окошечка, больше напоминающий баню, чем жилое помещение. Дети из семьи сына часто забегали к бабушке и деду, и те их угощали.

По описаниям знавших его, отец Иоанн был высокого роста, широкоплечий, крепкого сложения. Лицо обрамляла седая окладистая борода, доходившая до середины груди. Волосы батюшки были ровные и тоже седые. Они спускались до самых плеч, но лица не закрывали. Батюшка имел привычку заправлять их за уши. Прямой с горбинкой нос, веселые ласковые глаза. В целом, облик отца Иоанна производил впечатление открытое и весьма живое.

Последним местом служения отца Иоанна названа Покровская церковь с. Дунилово. В одном из документов Ивановского областного архива указано, что на январь 1936 года в Дунилове служба совершалась в двух храмах: Благовещенском и Покровском. Возможно, о. Иоанн, как единственный оставшийся в селе священник, служил и в том, и в другом храме.

29 октября 1937 года отец Иоанн был арестован и заключен в Шуйскую тюрьму НКВД. Ему предъявили обвинение по статье «проведение контрреволюционной агитации». Постановлением тройки УНКВД по Ивановской области от 15 ноября 1937 года он был приговорен к заключению в исправтрудлагерь на 10 лет.

Вскоре отца Иоанна из Шуйской тюрьмы перевели в Ивановскую и поместили в камеру №7. В ту же камеру привезли из разных тюрем Ивановской области еще шестерых священников, арестованных ранее и получивших такой же приговор. Это были о.Иоанн Доброхотов, о. Николай Бухарин, о. Петр Зяблицкий, о. Иаков Зяблицкий, о. Иоанн Успенский, о. Иоанн Розанов. В ту же камеру поместили четырех осведомителей.
25 января 1938 года против священников было открыто новое следственное дело по обвинению в ведении контрреволюционной агитации в заключении. Осведомители показывали, что священники в личных разговорах осуждали советскую власть за то, что та сажает православных в тюрьмы и притесняет. На допросах все священники держались стойко, свою вину не признали. Отец Иоанн на обвинение в контрреволюционной деятельности ответил следователю Баринову, что он говорил только о необходимости терпения.

3 февраля тройка УНКВД по Ивановской области приговорила всех священников, проходящих по этому делу, к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 4 февраля 1938 года в г. Иваново. Место захоронения убиенных священников неизвестно.

По заключению прокурора Ивановской области от 19 апреля 1989 года иерей Иоанн Коржавин был реабилитирован.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года прославил иерея Иоанна Коржавина в лике святых как священномученика. Память священномученика Иоанна Коржавина совершается 4 февраля по н.ст. в день мученической кончины и в первое воскресенье после 7 февраля – празднование Собора новомучеников и исповедников Российских.