Рождественское послание Епископа Шуйского и Тейковского Матфея всем боголюбивым чадам Шуйской епархии

Возлюбленные о Господе пастыри, иноки и инокини, братья и сестры, все христолюбивые чада Шуйской епархии!

Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Христова, днем пришествия в мир Спасителя нашего!

Празднование этого всемирного события — один из самых значимых поводов для единения всех людей, для осоз­нания ими своей глубокой общности. В этот великий день ради всех нас Господь сошел на землю и принял человеческий облик. Ради всех нас Он принял крестные страдания и даро­вал нам спасение. И ради единения всех людей Господь создал Свою Церковь, в которой пребывает ниспосланный Им Животворящий Дух Святой. И мы можем веровать, что Рождество Христово важно не только для одних христиан, но это событие общечеловеческое, вселенское.

Пришествие Бога Слова в мир было таинственным и непостижимым для нашего ума. Ни одно из событий челове­ческой истории не вызывало столько споров и соблазнов сре­ди людей. В эпоху Вселенских соборов в течение нескольких столетий шли жестокие распри внутри самой Церкви отно­сительно того, как могло случиться воплощение Бога, когда вечное соединилось с конечным, необъятное с ограничен­ным, нетленное со смертным. И мы, наследники этого дан­ного нам свыше знания, веруем и исповедуем, что пришед­ший в мир истинный Бог Слово стал истинным Человеком; что Владыка и Творец мира родился в убогих вифлеемских яслях, вместивших, по слову святых толкователей, само небо. Преподобный Иустин По́пович называет воплощение Бога «самым крупным потрясением, самым промыслительным событием, как на земле, так и на небе, чудом из чудес». «Если дотоле, — отмечает сербский богослов, — при сотворении мира слова Божии облеклись в вещество, то при воплоще­нии Господа нашего Иисуса Христа Сам Бог облекся в тело, в вещество, в плоть».

Бог пришел в мир, когда многие люди, лишенные связи с источником света — Богом, находились в самом бедственном нравственном положении, живя «в стране и тени смертной» (Мф. 4:16). Древние языческие философы с горечью свиде­тельствовали о распущенности нравов своего времени — как среди знатных патрициев, так и среди большинства простых людей. В своей духовной слепоте люди, «будучи помрачены в разуме, [были] отчуждены от жизни Божией, …дойдя до бесчув­ствия, предались распутству так, что делали всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4:18–19). Утратив общение с истин­ным Богом, люди утратили и понятие о нравственном законе, развратились вследствие внутренней пустоты, бесцельности жизни. И состояние нравственной смерти стало переживать­ся людьми даже сильнее ожидания ими смерти физической.

И вот из этой страны смертной, области греховной выводит нас Родившийся Богомладенец Христос. Святи­тель Василий Великий пишет, что Бог «сделал человеческую природу сросшейся и соединенной с Самим Собой и, таким образом, возведя к себе всё человечество через посредство сродственной нам Своей плоти». В духовно омертвелой плоти человека смогла возродиться новая жизнь, дарованная Богочеловеком. Как говорит святой евангелист Иоанн Бого­слов: «Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы полу­чили жизнь через Него» (1Ин. 4:9). Чувствуем ли мы эту радость о явлении оживившего нас Христа, сознаем ли мы величие полученного Божьего дара спасения (Еф. 2:8)?

Христианство переживало периоды высочайшего рас­цвета — как во времена Византийской империи, так и у нас в России. Мы имеем целый сонм святителей, святых мучени­ков, преподобных, юродивых, человеческое естество которых вместило обо́женную природу Богочеловека настолько, что сроднилось с ней. И можно сказать, что Сам Бог нам являлся через великих Своих угодников, которые свидетельствовали о силе вечного Царства Христова, живя духом в этом Царстве еще будучи во плоти на земле.

Воспоминая времена двухтысячелетней давности, мы не можем не сравнить помрачившееся состояние древних людей с тем, что мы видим в нынешнее время. И мы сегод­ня говорим об оскудении нравственности почти так же, как говорили некогда древние писатели. Что же случилось с человечеством и куда оно грядет? Почему мы сегодня так ча­сто мы вспоминаем о последних временах? Сегодняшнюю радость христиан о Рождении Спасителя мало кто в мире подлинно разделяет. Мы видим, что на Западе празднование великого религиозного праздника Рождества превратилось в обычное, хотя и теплое семейное торжество. Более того, удивительно слышать, что в Европе сегодня повсеместно за­прещают общественные рождественские елки в угоду так называемой веротерпимости. Евангельские ценности для многих перестали быть таковыми, их заменили некие либе­ральные, гуманистические, ложные ценности, произведен­ные в угоду плотских, сугубо земных интересов. И та самая свобода, которой так гордится европейская цивилизация, рано или поздно сталкивает человека в пучину безнравствен­ности. И приходится нередко слышать сегодня, как о чем-то обыденном, что «цивилизованные» люди совершают содом­ские грехи, стремятся открыто их узаконить.

Отметим особо, что в наше время очень трудно вос­питать детей. Многие примеры греха в повседневной жизни, информационная среда, пропитанная почти сплошь порочным содержанием, — всё это направлено на то, чтобы с самых малых лет у наших детей была повреждена мораль, чтобы они были лишены элементарных навыков нравствен­ных поступков. Христос с особенной любовью относился к детям, Он ставил в пример всем людям детскую веру, чистоту, говоря, что «если не обратитесь и не будете как дети — не войде­те в Царство Небесное» (Мф. 18:3). И громче всех прославля­ли Христа, входящего в Иерусалим, именно дети, о чем было сказано еще в пророчестве: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8:3). Отрадно, что сегодня многие дети празднуют не только Новый год, но и Рождество Христово. В тысячах воскресных школ по всей нашей стране проводят­ся рождественские елки, утренники, целые фестивали, кото­рые проходят чище и радостней, чем взрослые новогодние празднования.

В ушедшем году мы отмечали печальный юбилей собы­тий столетней давности. И при самом общем взгляде на те события можно сделать вывод, что главной причиной нача­ла великой русской смуты явилось большое оскудение веры, падение нравов во всех слоях нашего общества. И если мы сегодня не приложим всех усилий, если вновь окажемся безразличными к нравственному развитию наших детей, то мы можем предстать перед не менее страшной катастрофой, чем в 1917-м году.

Разделяя сегодня со всеми вами радость о Христе Родив­шемся, желаю всем в наступившем году доброго здравия, дол­годенствия и пусть Божественное Слово, почившее некогда в Вифлеемских яслях, почиет и в наших сердцах. И мы соглас­но принесем слова хвалы Богу: слава долготерпению Твоему, слава снисхождению Твоему, слава любви Твоей, Господи, принесшей нам мир и благоволение. Аминь.

 

Епископ Шуйский и Тейковский Матфей

Рождество Христово

25 декабря 2017 / 7 января 2018 г.