Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери

В день опресноков Иисус Христос послал Своих учеников — Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, — самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14:12-17) и возлег. Внушая ученикам, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, восстав от вечери, умыл ноги своим ученикам.


И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.  Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

(Ин. 13:2-17)

По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую — великое таинство святейшей Евхаристии, Святого Причащения. Евангелие от Матфея говорит, что во время трапезы Иисус взял хлеб, благословил его и, преломив, раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Затем он подал апостолам чашу и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому‐то и скажите ему: «Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими». Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
(Мф. 26:17-29)

По традиции все христиане в этот день стараются причаститься Святых Христовых Тайн.

Существует обычай умовения ног, который после Литургии Великого Четверга, это чин совершается в том случае, если служит епископ. По образу Христа, по величайшему смирению умывшего ноги Своим ученикам, епископ умывает ноги служащим с ним священникам и отирает их особым полотенцем. Этот чин совершается в воспоминание описанного в Евангелии от Иоанна события (Ин. 13:2-17).

Также в Великий Четверг происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец — дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может придти в храм и причаститься в храме.

В Великий Четверг каждый год варится святое миро (мироварня находится в Донском монастыре), которое освящается Святейшим Патриархом. Затем миро раздается по епархиям Русской Православной Церкви, оно используется при совершении таинства Миропомазания.

Последование 12-ти Евангелий

Вечером Великого Четверга совершается продолжительное богослужение, во время которого все стоят в храме с зажженными свечами. Это Последование 12-ти Евангелий. В храме читают последовательно двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных Страданиям Христа: о прощальной беседе Христа с учениками, скорбном молении в Гефсиманском саду, о предательстве Иуды и предание в руки воинов, суде синедриона, разговоре с Пилатом и издевательствах Ирода; наконец о распятии и смерти Спасителя, снятии Его тела с креста и положении во гроб.

Чтения Великого Четверга соединяются с темой Страстей Христовых – 12 Евангелий о благоговейном воспоминании спасительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа. 12 Евангелий составлены от четырех евангелистов.

  1. От Иоанна 13:31 – 18:1. Прощальная беседа Господа со Своими учениками.
  2. От Иоанна 18:1-28. Взятие Христа в саду Гефсиманском, допрос у первосвященника, отречении Петра.
  3. От Матфея 26:57-75. Суд над Господом у Каиафы, решение Синедриона о предании Христа на смерть, отречение Петра.
  4. От Иоанна 18:28 – 19:1-16. Допрос у Пилата, требование отпустить Варраву вместо Христа, попытка Пилата доказать Его невинность. Бичевание Христа и согласие Пилата отдать народу Господа для распятия.
  5. От Матфея 27:3-32. Самоубийство Иуды, суд Пилата и его «умовение рук», издевательства воинов. Путь на Голгофу.
  6. От Марка 15:16-31. Издевательства воинов над Господом. Шествие на Голгофу и распятие.
  7. От Матфея 27:33-54. Последние минуты на кресте и смерть Господа.
  8. От Луки 23:32-49. Распятие Иисуса Христа.
  9. От Иоанна 19:25-37. Усыновление Господом любимого ученика Своей Матери. Заключительное слово Христа: «Совершилось».
  10. От Марка 15:43-47. Просьба Иосифа Аримафейского у Пилата о разрешении снять Господа с креста.
  11. От Иоанна 19:38-42. Иосиф Аримафейский просит у Пилата позволения снять с креста тело Иисуса Христа для погребения.
  12. От Матфея 27:62–66. Повеление поставить стражу и опечатать гроб.

В России существует обычай не гасить свечи, с которыми стояли во время 12-ти Евангелий, а постараться донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами.

Н.К. Пимоненко. Страстной Четверг

Евангельские чтения:

Утреня – Лк. 22:1-39.   Литургия – Мф. 26:1-20.  Ин. 13:3-17.  Мф. 26:21-39.  Лк. 22:43-45.  Мф. 26:40 – 27:2.

Литургия св. Василия Великого.