Духовное чтение на Светлой Седмице

Причина всеобщей радости (На неделю Св. Пасхи)

Христос Воскресе!

Слава Богу! Дождались мы великого радостного праздника Светлого Христова Воскресения, когда вся тварь, весь христианский мир ликует, веселится и радуется.
В эти светлые дни все — и ближние и дальние, и знаемые и незнаемые — сливаются как бы в одну семью, в одну душу, составляют как бы одного человека, проникнутого радостным чувством.
Бедняк и сирота, несмотря на все свои горести, неприятности жизни, чувствуют приятное настроение духа и как бы забывают свое горе в этот светлый праздник. Даже темничный узник менее чувствует тяжесть своих оков и ощущает в душе своей радость, когда доходят до него несравнимые ни с каким человеческим словом слова: Христос Воскресе!
“Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он”!
Все зовет нас к торжеству, все проповедует нам веселие, все ликует. Все свидетельствует, все исповедует нам эту истину: от запада, и севера, и моря, и востока идут благословения Воскресшему. Все вокруг нас — и жилища, и одежды, и пища, и порядки, и отношения, обращения — все проповедует величие торжества, богатство радости, обилие веселия.
Отчегоже такое торжество, единодушие и продолжительная радость?
А оттого, что если бы Христос не воскрес, то мы погибли бы тогда с грехами своими в глубинах адовых.
Если бы не воскрес Он, Начальник и Совершитель спасения нашего, то мы не смели бы и думать о нашем воскресении из мертвых…
Но теперь Он воскрес — “Христос возста от мертвых, начаток умершим бысть” (1 Кор. 15:20), — и мы более не страшимся смерти, ибо и мы воскреснем.
Что может быть радостнее, утешительнее и выше чаяния новой славнейшей жизни!
Что до того, что мы умрем?
Придет время — оставим этот мир, перейдем на небо для вечной жизни, еще будем жить жизнью счастливейшею, блаженною, там мы увидим близких нашему сердцу, с которыми разлука так болезненна, которых дорогой образ и приятное воспоминание не оставляют нас.
А что всего радостнее — увидим Христа-Спасителя! О, что это за радость будет!.. и теперь эта радость, когда дается нам верою, неописанна; какою же будет, когда она произойдет от лицезрения Его! Это радость выше всех радостей!
Вот почему и трепещет радостно сердце наше при сладостных словах: Христос Воскресе!
Воскрес Христос, говорит мне мое сердце, значит, воскресну и я.
Воскресе Христос — и ад пленися!
Воскресе Христос — и пали демоны! —
Воскресе Христос — и никто безнадежно не плачь о грехах своих, потому что из гроба Его всем воссияло прощение!
Воскресе Христос — и никто не страшись смерти, потому что от нее освободила всех нас смерть нашего Спасителя!
Христос воскресе, людие веселитеся! Потому что положено начало и нашему воскресению, как и поет Св. Церковь: “от смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас приведе, победную поющия”! Христос Воскресе! — и да погибнет зло на земле, да бежат от нас беды, горести и печали и да воскреснет правда, мир и радость о Духе Святом.
Станем жить для Воскресшего Христа, для славы Его, для угождения Ему и, таким образом, для вечной и блаженной нашей жизни и для славного воскресения нашего.
Христос Воскрес!. — и
Прочь от нас вражда и злоба!
Всё забудем! Все простим!
Примирением почтим
Днесь Восставшего из гроба!

В скорби ищи помощи у Бога (В день Св.Пасхи на вечерни)

В самый день Воскресения Христова около вечера двое из учеников Христовых — один Клеопа, а другой Лука, впоследствии евангелист — пошли в селение Эммаус, которое от Иерусалима находилось в десяти верстах. Шли они очень печальные. Неожиданная смерть Иисуса Христа убила в них надежду на лучшие дни израильского народа. Может быть, потому они и ушли из Иерусалима, что уже не надеялись встретить тут ничего радостного для себя. И вот шли они и разговаривали между собою обо всем случившемся в эти дни. Главным предметом разговора, конечно, был Христос, Его смерть, погребение и из мертвых воскресение. Дорогой явился им Христос, сопутствовал им в Эммаус, где вошли они в дом и возлегли за стол подкрепить себя пищею. Путник взял хлеб и благословил его, преломил и подал им. Как все это живо напоминало им их дорогого Учителя. Ведь точно так и Он делал пред вкушением пищи. Они стали вглядываться в черты Незнакомца, — и вдруг видят пред собою Христа. Но лишь только познали они Его, Он сейчас же сделался невидимым и скрылся. “Не горело ли в нас сердце наше, когда Он дорогой изъяснял нам писания?” — сказали они друг другу. Тут только поверили они словам мироносиц, которые слышали от ангелов, что Он жив. Теперь уже не оставалось никакого сомнения в том, что Он воскрес. Оставили они Эммаус и тут же поздно вечером возвратились в Иерусалим к прочим апостолам и с радостью сказали, что Христос воскрес.
Из этого евангельского рассказа ты, христианин, видишь, что апостолы Лука и Клеопа вышли из Иерусалима в Эммаус грустные и печальные. Грусть и печаль их происходили, как ты видел, от потери надежды на все лучшее, особенно после крестной смерти Иисуса Христа. Состояние духа их было самое мрачное и убийственное. Но Господь не оставил их в таком печальном положении без Своей помощи: Он именно в это-то время и явился им и, сначала обличив их за неверие -, потом утешил их. Точно так же и тебя, христианин, не оставит Господь в твоем безнадежном состоянии, часто постигающем каждого из нас, если ты только обратишься к Нему с молитвою и просьбою облегчить твое положение.
Но беда наша в том, что в счастье мы забываем часто о Боге. Посмотри: вот жена в одно время лишается и нескольких детей; вот страдалец изнемогает под тяжестью своей болезни и не видит конца своим страданиям, вот несчастливец не знает, к чему прибегнуть, за что ухватиться ему среди своих неудач: за что ни возьмется, все быстро валится из его рук, а там неурядицы семейные, а там страдания от бедности, — и что же, как поступают все таковые в подобных несчастиях? Все они, вместо того, чтобы обратиться за помощью к Богу, по большей части впадают в уныние духа и говорят себе: “Все кончено для меня, не видать мне здесь — на земле — больше радостей и утешений!” Но как не грешно иметь такие мрачные мысли? Зачем такое отчаяние? Разве не Господь послал нам испытание? Но Он же может послать терпение и подкрепление и утешение. Да, Он накажет, Он же и помилует и утешит. У Него много средств для этого; Он знает, как пролить утешение в сердце даже самого безотрадного страдальца. Вот ты, христианин, среди убийственной своей тоски вдруг ощущаешь в сердце чувство какой-то неизъяснимой отрады, точно какой свет озаряет твою душу, точно какой огонь согревает твое охладелое сердце; ты чувствуешь, что мрак сомнений, недоумений в твоем уме рассеивается, в сердце вдруг блеснул луч надежды, нет, есть еще надежда на лучшее, еще не все потеряно, говорит в тебе какой-то тайный голос, знай — это божественная любовь охватывает твою душу, это Господь приблизился к тебе со словами: “Маловере! по что усумнился еси? Я близ тебя, Я не отходил от тебя, Я только ждал, когда ты воззовешь ко Мне”. Да, не роптать, не отчаиваться нужно в трудных обстоятельствах жизни, а скорее взывать ко Господу: “Господи, спаси меня, — я погибаю; Господи, подкрепи меня, пошли терпение мне, чем и как знаешь утешь меня”. Поверь, как Господь явился сомневающимся и впавшим в безнадежие ученикам, так явится духовно и тебе и, что потребно для истинного блага твоего, даст тебе. Вспомни царя Давида, вспомни Иова Многострадального, который, несмотря на все постигшие его ужасные бедствия и болезнь, не пришел в отчаяние, остался верен Богу, не возроптал на Него, но всегда надеялся на Его всемогущую помощь, повторяя: “Буди Имя Господне благословенно отныне и до века”.
Итак, христианин, если ты будешь поступать так же в своих несчастиях, то заслужишь, подобно Иову, любовь и благоволение Божие и получишь награду от Господа здесь и в будущей жизни.

Что такое Пасха и как нужно ее проводить (В Светлый Понедельник)

Мы привыкли называть праздник Воскресения Христова Пасхою, — да и так называет его св. Церковь в своих песнопениях. Пасха священная нам днесь показася, — поет она, — Пасха нова-святая; Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха — Христос избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных. Но что такое Пасха! Слово Пасха значит избавление. Так названа она в память избавления евреев от рабства египтян.
Но еврейская Пасха есть образ христианской Пасхи. Наша Пасха есть Пасха высшая, духовная и, как поет св. Церковь, новая, таинственная. Израильтяне избавлены от временной смерти и изведены из одной страны в другую, и избавителем их был служитель Божий — Моисей; а христиане избавлены от вечной смерти и возведены от земли к небу, и избавитель их — Сам Господь Иисус Христос. Наша Пасха — Христос Избавитель. Агнец еврейский — прообраз Христа. Как агнец был закалаем и умерщвляем, и кровь его спасла евреев от временной смерти, так и Христос был заклан и умерщвлен на кресте, и кровью Его мы избавились от вечной смерти. Христос — новая Пасха, — поет св. Церковь, — Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.
Как же мы должны проводить этот величайший и радостнейший праздник? Отчасти так же, как и евреи праздновали свою Пасху. Они ели закланного и испеченного ягненка и кровью его помазывали входы своих домов, и тем спаслись от поражающей руки ангела Господня, то же самое и мы должны делать. То же самое предлагает нам и св. Церковь не только в святую Пасху, но и во все праздники и даже каждый день. Приимите и ядите, — говорит Спаситель, — сие есть Тело Мое… Пиите от нея (чаши) вси, сия бо есть Кровь Моя (Мф. 26:26-28). Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный (Ин. 6:54). Поэтому, христиане, желая достойным образом проводить Св. Пасху, приготовьтесь к ней очищением своей совести от грехов в Таинстве покаяния и причащением св. Христовых Тайн, а во всю Светлую седмицу как можно чаще посещайте храм Божий и участвуйте в совершении Божественной Литургии, когда приносится бескровная жертва. Слава Богу, мы живет в такое счастливое время, что нас никто не стесняет в отправлении богослужения, а напротив, всеми мерами стараются привлечь в храмы Божий. Но не то было в первые века христианства: тогда за одно только имя “христианин” преследовали, мучили, заключали в темницы и даже убивали. Но и в темницах святые мученики считали необходимым совершать Божественную службу, особенно же в такие праздники, как Св. Пасха.
Представьте такую картину. В темнице томятся несколько христиан; наступает светлый праздник Христова Воскресения. Узникам также хочется отпраздновать Пасху. Но как? Господь помогает им в этом. Некоторые из христиан тайно от стражи приносят в темницу хлеб и вино. Среди мучеников находится или епископ или пресвитер. Престолом служит или стол или простой камень. И вот при еле мерцающем свете от лучины совершается Божественная Литургия, и узники причащаются св. Христовых Тайн. И какое религиозное воодушевление заметно на лицах этих страдальцев! А то случается, что в темнице не находится ни стола, ни камня; тогда совершалась Божественная Литургия на персех мученика. “Где, отче, положим хлеб, — спросили ученики пресвитера Лукиана, — здесь (в темнице) нет стола (престола)?” Он же, связанный, лежа вверх лицом на острых камнях, ответил: “На персех моих положите, и будет живой престол Живому Богу”.
Если христиане первых веков, при таких тяжелых обстоятельствах, считали необходимым совершение Божественной Литургии, то нам, находящимся в лучших условиях, весьма грешно отказываться от Божественной Трапезы.
Другим не менее важным делом в праздник Пасхи должна быть благотворительность. “Настоящий день, — говорит св. Григорий в день Св. Пасхи, — облегчает всякую скорбь, и нет человека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника. Ныне освобождается узник: должнику прощается долг; раб получает свободу…” Истинная радость делает человека добрее по отношению к другим людям, нуждающимся в его доброте, а таких людей у нас очень и очень много… Есть люди, изнывающие под бременем нищеты или болезни или других каких тяжелых обстоятельств, и им хочется порадоваться празднику Пасхи. Но горе, нужда, болезнь тяготят их сердце. Чтобы дать им возможность порадоваться празднику Пасхи, принесите им слово утешения и необходимые средства к пропитанию… Отымите печаль у душ, удрученных скорбью, как Господь отьял умерщвление от нашего тела, возвратите честь посрамленным, обрадуйте опечаленных, ободрите упадших духом, изведите на свет заключенных; пусть для всех цветет, как цветок, красота праздника” (слова св. Григория); и тогда радость наша будет исполнена, и мы все едиными устами и сердцем моем воскликнуть: Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он!

Не оскорбляйте Великого Праздника (В Светлый Вторник)

Пасха — великий праздник во всякой стране христианской. У многих круглый год проходит в земных заботах, и их не манит храм, а в Пасху каждому хочется пойти в церковь, не поспать ночь, зажечь свечу и выслушать дивные пасхальные песнопения. Храмы полны света, полны народа. Неумолкаемый звон. Священнослужители в светлых облачениях, блестящие ризы икон, одушевленное пение. Всюду умиленные лица, радость, движение, восторг. Великий праздник!..
Но кончилась служба. Проходит несколько часов — и ликование торжествующей души сменяется разгулом опьяненного тела. Всюду пьянство. Пьяные приветствия, пьяные поздравления, пьяные лобызания. Наряду с этим творятся ужасы со злобой и ненавистью, кулачная расправа, сквернословие, пьяный, бессмысленный и безобразный гомон, — валяются мертвецки пьяные, стонут, корчатся отравленные водкой. Рыдают жены, плачут избитые дети, слышится звон разбиваемой посуды, выбиваемых окон, глухие звуки наносимых побоев. И вот день, который должен быть для каждого христианина духовно светлым, к вечеру становится грустным и страшным. Наконец после тяжелого утомления и пьяного угара, все засыпает тяжелым сном. И после ужасов этого дня у многих невольных страдальцев искренне вырывается вздох “слава Богу, прошел день”.
Братие! Горе наше, великое горе в том, что Пасха встречается и провожается с бутылкою водки в руках. “Христос воскресе” на устах и рюмка водки в руках. Жестоко пьет в эти дни св. Русь и сквернит и омрачает светлость праздника. У нас исстари так уж повелось, что где праздник, там не только вино, но и пьянство, и так срослась выпивка с праздниками, что без нее, кажется, нет праздника. Это старинный болезненный нарост на праздниках христианских.
Вино — отрава и пагуба представляется верным другом в радости, как и в горе. Не хотят видеть, что этот вкрадчивый, услужливый друг много обещает и грубо обманывает. Сколько на Пасху выпивается, пропивается, теряется сил, здоровья, калечится жизней? Не пересчитать! Водка — радость на миг, а горе на годы.
Брат Христианин! Не покупай к Пасхе спиртных напитков, не угощай ими и не пей их, не подавай соблазна ближним, подумай, сколько хороших людей погибло от первой рюмки водки. Замени их напитками без хмеля, как это многие уже делают. Не бойся насмешек глупых людей. Не будь рабом глупого обычая. Не омрачай светлости праздника, и тебе не придется переживать тяжелых минут упреков и горестного, раскаяния, и будет у тебя Праздник миром, чистою радостью, любовью, освежением духовных и телесных сил.
Бедный, несчастный брат-христианин, пристрастный к спирту, побойся Бога: радостные дни Праздника Пасхи не превращай в дни скорби и плача, не убегай от дверей рая, которые Господь отверз, не бросайся в ад, который он разрушил, не оскорбляй Воскресшего Христа.

Христос — великий Благодетель людей (В Светлую Среду)

Христос Воскресе! Воскресения день — просветимся людие! Воскресения день — просветимся торжеством! Воскресения день — праздников праздник и торжество из торжеств! Так воспевает церковь во дни, посвященные воспоминанию Воскресения Христова! Да и как не просветиться торжеством в светлые сии дни? Как не торжествовать, как не веселиться душой? Прислушайся, что поет в светлые дни св. Церковь Христова? Какое торжество, какая небесная радость слышится в каждом звуке ее священных песнопений!
Радуешься и веселишься ты в тот день, когда родной и близкий тебе человек восстал от одра тяжкой болезни. Но подумай — разве не более радостное событие воспоминается в светлые дни Воскресения? Разве Воскресший Христос не близок, не дорог тебе? Разве Он не родной тебе? Ужели Он менее близок тебе, чем твои родственники по плоти? Он оставил небо, — сошел на землю, где люди страдали, где погибали они без Бога, без правды Его. Оставил Он небесный престол и Свою небесную славу, поселился среди людей, разделил с ними их горькую долю, терпел их скорби, с ними молился и плакал о них. Воскрешал мертвых, исцелял болящих.
Как же после всего этого можно сказать, то Христос не родной нам? Он наш величайший Благодетель. Он один, Безгрешный, приял на себя грехи всего мира. Он один пострадал за всех. Праведник за неправедники.
Радуешься ты, человек, если миновала грозившая тебе опасность, если избавился ты от беды и несчастья. Просветись же особенным торжеством в день Воскресения! Воскресением Христовым освободился ты от самой великой беды, спасся от самой великой опасности. Есть ли несчастье больше смерти? Есть ли опасность более грозная, чем вечная погибель во аде? Можешь ли ты, человек, чем-нибудь спастись от смерти? Нет, ты совершенно бессилен пред смертью. От смерти ничто не спасет тебя — ни богатство, ни знатность, ни сила, ни здоровье, ни красота. Перед смертью все равны, все ничтожны, все бессильны. Пред смертью теряется даже самая великая сила — мудрость человеческая; и она пред гробом или в страхе и трепете молчит, или глухо и недовольно ропщет. От этой-то смертной опасности избавился ты, христианин, Воскресением Христовым.
И не только от смерти временной, телесной, но и от вечной погибели во мраке ада. Дорогою ценою искупил нас Христос Спаситель. Дорогая цена заплачена за наше избавление от ада и смерти. Потребовалась смерть Сына Божия, Его сошествие во гроб и даже ниже гроба — во ад. Но пусть — и сошел во — гроб Бессмертный Сын Божий — Он разрушил адову силу и воскрес победителем смерти и ада! Цена за наше освобождение заплачена, смерть и ад побеждены… Просветимся же торжеством в день Воскресения! Мы торжествуем наше избавление от величайшего несчастья, от самой грозной опасности — от смерти и ада.
Радуешься ты, человек, если сделаешь какое-либо земное приобретение, если получишь какую-нибудь земную почесть. Но подумай, что приобрел ты Воскресением Христовым! Воскресший Христос даровал тебе прощение грехов. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Христос отверзл нам, райские двери. Он восстал и прославился, и вознесет и прославит вместе с Собою во Царствии Своем всех, кто поклоняется Его страстям и Святому Воскресению.
Пусть не омрачают дни Воскресения тучи житейских невзгод. Ты, в чьей жизни много этих невзгод! Несчастья не оставляют тебя и в дни Воскресения Христова. Все новые и новые, часто неожиданные беды постигают тебя! Не поникай главой твоей в эти священные дни. Пусть слезы не затуманивают очей твоих, не хмурится лице твое. Тот, Кто Воскресением Своим преложил печаль всего мира на радость, кто заставил радоваться убитых горем апостолов и св. жен мироносиц, — неужели, думаешь ты, не силен Он отереть всякую слезу от очей всякого страдальца? Ему молись, Его проси, и Он даст тебе радость. Все твои несчастья — что они в сравнении с вечною победою Христа, умертвившего смерть, с вечной радостью рая, открытого нам Воскресением Христовым? Воскресе Христос, и ликуют ангелы! Воскресе Христос, и жизнь жительствует!
Просветимся же торжеством в дни Воскресения. Внидите все в радость Господа своего, и радость Христова, радость вечная, да будет со всеми нами!

Любим ли мы Господа? (На Светлый Четверток)

Евангелие говорит, что Мария Магдалина, в тяжелое для учеников Христовых время, когда. Божественный Учитель скрылся из очей их на три дня во гробе, “прииде заутра, еще сущей тьме, на гроб” (Иоан. 20,1)…
Подумай над этим действием ученицы Христовой ты, христианин, тоже призванный быть последователем Христа Спасителя.
Больше жизни любила Господа Мария Магдалина, и вот — нет ей покоя!.. Еще темно вокруг, так пустынно и тихо, а она не спит, она плачет, и забывая всякий страх, столько свойственный женщине, столько понятный в то страшное для учеников Христовых время, она спешит к тому месту, где погребен Божественный Учитель — свет и жизнь ее, и радость…
О, любовь святая! Ты не можешь жить без Любимого… Ты ищешь Его, ты стремишься к Нему, ты тоскуешь и плачешь, Если Его берут у тебя… “Мария стояще у гроба вне плачущи… Взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его” (Ин. 20: 11,13).
Вот голос святой тоски сердца, любящего Господа! Какой чудный, трогательный голос! Как редко он теперь слышится!..
Где у нас эта ревность, это горячее искание Бога? Где эта святая тоска по Любимом?.. Взяли у нас Господа наши страсти и грехи, но мы Его не ищем… Мы забываем о Нем — о прекрасном Женихе душ человеческих, Который один может дать душе удовлетворение и счастье… Мы не ищем Его в слове Божием, не ищем в горячей, слезной молитве.
Холодны, холодны мы к Господу Спасителю Своему, положившему за нас, недостойных, неблагодарных, Свою Божественную душу!..
Когда светает день, даже и в праздничные дни, мы спокойно почиваем на ложе, или же, если встаем и бодрствуем, то не для души своей, не для неба, не для возлюбившего нас Господа…
Только Церковь святая в это время тихим мелодичным призывом колокола напоминает нам о святом искании, о жизни нашей бессмертной души…
Вот слышатся эти родные, зовущие звуки…
Прислушайтесь…
Ах, как хороша эта святая музыка колоколов!.. Особенно — в темноте раннего утра…
Слушаешь, слушаешь эти дорогие звуки, и кажутся они звуками далекого рая… И зовут, зовут они грешную душу к Богу, к молитве святой… Говорят и говорят они об иной, лучшей жизни, о блаженном мире души, о радости сердца верующего, о близости к нам Царства Божия, о необходимости искания его, стремления к нему всеми, данными нам, душевными силами…
Какое наслаждение слушать колокольный звон в тишине раннего утра!..
В такие минуты невольно вспоминается ревность и бодрость Марии Магдалины, ее искание, ее горячая любовь к возлюбившему нас Господу, ее самоотвержение и мужество…
Святая Магдалина! Научи нас любить Господа своего и Бога! Помоги нам забывать о суете мирской и прежде всего искать Того, без Которого не мыслимо счастье жизни…
Счастлив тот христианин, который, все оставляя, всегда спешит туда, куда влечет его звон церковный, призывный…

Живоносный источник нашего спасения (В Светлый Пяток)

Ныне праздник в честь иконы “Живоносного Источника”, установленный по следующему поводу.
В половине пятого века в окрестностях Константинополя, столицы греческого царства, было прекрасное место, осененное рощею разных деревьев и орошаемое чистым и светлым источником: но от времени оно заглохло и самый источник закрылся. Император греческий Лев македонянин, когда был еще простым человеком, прогуливаясь однажды на этом месте, встретил человека, слепого от рождения. Будучи от природы сострадательным, Лев подал руку слепцу и повел его; но слепец, будучи палим от сильного жара солнца, просил пить. Напрасно Лев, посадив слепца в тени, отыскивал воды; ее нигде не было. Но, когда он, усталый, возвратился от бесполезного поиска к слепцу, вдруг услышал чудный голос с неба: “не печалься, Лев! Вода подле тебя”. Пораженный этим голосом, Лев растерялся и ничего не видел кругом себя. Тогда опять раздался кроткий голос: “Лев царь! войди в эту густую, тенистую рощу, возьми воды, которую найдешь там, и дай жаждущему, а тину от источника возложи на его очи. Кто — Я, дивная обитательница этого места, ты узнаешь после, и при Моей помощи не умедлишь соорудить на сем месте во имя Мое храм, в котором приходящие сюда и с верою призывающие имя Мое будут получать исполнение своих прошений и совершенное исцеление от болезней”. Устрашенный Лев поспешил тотчас на указанное место, и сперва, взяв тины от источника, приложил ее к глазам слепого, потом, взяв от источника воды, дал ее полумертвому слепцу, который тотчас же освежился. Но как скоро он оросил водою и свои глаза, то вдруг прозрел и, не требуя проводника, один пошел в город, проповедуя чудеса Богоматери.
Вступив на престол, Лев повелел очистить чудный источник от наносной земли и сору и воздвиг над ним великолепный храм, который получил название “Живоносного Источника”, и воистину сделался неисчерпаемым источником чудных действий благодати Божией, по молитвам усердной Заступницы рода христианского.
Братие, христиане! Пресвятая Богородица есть поистине “Мать живых” и Живоносный Источник спасения. Чрез Нее нисходят на нас все благословения и дары Божий, и чрез Нее восходят от нас к Богу все молитвы и прошения наши. Она, как светоприемная Свеща, Сама просвещаясь неизреченно от Света невечернего, просвещает Собою и всех верующих. Она, как Живоприемный и Живоначальный Источник, Сама преисполняясь благодатью, неоскудно источает ее и всем жаждущим и просящим.
Приидите же, братие, почерпнем с веселием от этого Живоносного Источника спасения.
Что же почерпнем? О чем, будем молиться и чего просить у Матери Божией? Должно просить всего, что нужно и благопотребно для нашей жизни.
Будем просить у Нее и благ земных — телесного здоровья, довольства во всем необходимом для жизни, избавления от бед и скорбей, от нужд и состояний, успеха в честных и полезных делах и предприятиях, помощи в трудах и занятиях наших.
Но прежде и более всего будем просить у Нее благ духовных и вечных — прощения грехов наших, благословения и помощи в делах благих и богоугодных, благодатных даров Духа Божия — духа молитвы и благоговения, духа чистоты и святыни, духа премудрости и разума духовного, духа совета и крепости в добродетели, духа благочестия и страха Божия. Тогда все, потребное для жизни — временной, само собою приложится нам. Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6:33), — это сказал Тот, в руке Коего не только мир весь со всеми его сокровищами и благами, но и самая жизнь и дыхание наше.
Когда же и в каких случаях нужно притекать к Живоносному Источнику благодати — Матери Божией? Всегда и во всех случаях жизни — печальных и радостных, утешительных и скорбных. Малые дети во всем и непрестанно обращаются к своей матери: ей поведают свои печали и огорчения, ей передают свои мысли и чувства, ей поверяют свои желания и намерения, чаяния и надежды, с нею разделяют свои радости и восторги; ибо нигде и ни в ком не находят и не найдут они такого живого и теплого, такого родственного и бескорыстного участия к себе, как у матери. Так и христианин нигде и ни в ком не найдет себе такого живого и родственного, такого благожелательного и милосердого участия к своим нуждам, как у Небесной Матери своей.
Как почерпать от источника благодати — Матери Божией? Как молиться и просить Ее? Должно молиться и просить Матерь Божию с верою истинною, твердою, непоколебимою, с искренним желанием употреблять все, подаваемое Ею, по воле Божией, во благо и спасение души своей, с искренним желанием быть истинными чадами Ее, подражать Ей в благоугождении Сыну Ее и Богу. Но помните, что только та молитва бывает действенна, которая соединена с истинною, живою верою в Господа Христа: вся, елика воспросите от Отца верующе, во имя Мое, приимете. Вера, соединяя нас в один дух с Господом, привлекает к нам любовь и благоволение и Пречистой Его Матери: напротив, неверие, маловерие и суеверие, отчуждая нас от жизни Божией, тем самым лишают нас участия в благодатных дарах, изливающихся на церковь Христову чрез облагодатствованную паче всех Матерь Божию. Но да просит с верою, — так учит молиться св. апостол, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1:6-7).
Так, братие мои, Пресвятая Матерь Господа любит и принимает, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол только богонравные и богобоящиеся рабы Своя.

Что знаменует собой пасхальный артос? (Пред раздачей его в Светлую Субботу)

Сейчас вы, братие, будете принимать части освященного хлеба, называемого артосом. Спросите: “Для чего это установлено?”
Так как Православная Церковь ничего у себя не имеет такого, что не было бы передано нам св. Отцами или Апостолами, то и здесь не свое она выдумала и предлагает то, что вручили ей для передачи нам св. Апостолы. Поэтому спросим их об этом. И они ответят нам: “Когда до страданий Спасителя мы трапезовали, среди нас всегда сидел Он, наш Божественный Наставник. А когда вознесся на небо, то место Его осталось пусто. И вот, чтобы всегда о Себе напоминать, что Он сидел с нами Своим вещественным Телом, мы поставили пред нашими очами вещественный хлеб. Этот вещественный хлеб, пребывающий с нами, напоминает нам, что с нами во все дни до скончания века (Мф. 28:20) обещал пребывать духовный Хлеб, Господь наш Иисус Христос, хотя Он и вознесся на небо”.
Итак, смотрите, братие, плотскими очами на сей вещественный хлеб, а внутренними очами представляйте духовный Хлеб, также пребывающий с вами. Но возразит кто-нибудь: “если этот хлеб напоминает вечное пребывание Христа с нами, то зачем же мы его съедаем? Уничтожение хлеба не будет ли говорить о том, что так же и Господь только на время пребывает с нами, а потом оставляет нас?”
На это ответим вам словами Св.Писания, в котором сказано, что “Ядущий Меня во Мне пребывает, и Я в нем” (Ин. 6:56-57). Так вот каждый из вас вкушает сей хлеб и сим показывает свою веру в то, что духовный Хлеб Господь Иисус Христос пребывает не только с нами в храме и вне нас, но пребывает и внутри нас, теперь для всех понятно, какую великую Святыню заключает в себе этот хлеб, который мы сегодня получаем… С благоговением же приступайте к приятию священного артоса, да не приложится к нам Божественный глагол: “Не давайте святыни псам” (Мф. 7:6).

Источник: romanov-murman.narod.ru