Евхаристия – центр жизни священника — Епископ Воскресенский Дионисий
Напутственное слово к духовенству и выпускникам Сретенской семинарии, произнесенное епископом Дионисием 3 июня 2019 года.
Дорогие братья! Не думайте, что ваше служение возможно исполнить человеку. Ведь кто такой священник? Священник — это не просто совершитель богослужения; этому нетрудно научиться. Священник — это проводник, очень хорошо знающий дорогу, по которой надо идти людям, верным чадам Церкви Христа, — проводник по этой дороге в Царствие Небесное. Ваша главная задача — не только совершать богослужение, но также показывать и учить и своим примером, и словом, как туда идти, потому что люди нуждаются в этом. Без указания, без подкрепления, без воодушевления очень трудно идти по пути спасения.
Священник — это и проводник, и спутник, и нянька, и наставник, и слуга, что чаще всего и бывает.
Не думайте, что народ ждет служителей изящных, элегантных, умеющих прекрасно носить облачение, способных привести на каждый случай жизни цитату из Священного Писания, умеющих красиво говорить. Народ Божий ждет честных, добрых и благочестивых людей, способных отрешиться от высокой оценки своего времени, своих сил, способных вообще не считать ни время, ни силы, способных открыть свое сердце скорби и нужде, способных слышать и слушать.
Среди служащих сейчас священников большинство таких: многие из них сразу стали ревностными и поняли смысл своего служения, многих Господь провел через скорби, через испытания, но, братия, нас мало, нас не хватает на всех.
Но невозможно исполнить пастырские задачи человеческими силами — только с Божией помощью. А сегодня, когда над вами совершалась священная хиротесия, вы получили начаток этой силы, и дальше, если вы сподобитесь служения, вы почувствуете, как ваши силы силой Божией удесятеряются и вы можете совершать, говорить, делать то, что и вообразить-то не могли. И в этом величайший дар и величайшее ободрение каждого священника, стоящего перед Престолом, потому что он совершенно реально знает и чувствует, как действует благодать и великая сила Божия через его немощные силы. Один только этот опыт способен так укрепить, что ты готов все трудности и скорби служения переносить, зная, что Бог рядом.
Но эти силы, дорогие братья, истекают только из одного источника. И вот стражами этого источника и — самое главное — прибегающими к живительной влаге этого источника вы должны быть. Это Святая Божественная литургия, Евхаристия, таинство Тела и Крови Господней. И все остальные богослужения, которые являются драгоценной оправой таинству Евхаристии.
У вас будет много обязанностей вне храма, и часто будет возникать искушение: «я устал, проводя лекции, встречаясь с людьми, исповедуя, крестив; не пойду сегодня на службу, восстановлю силы».
В этом опасность и искушение, потому что силы священника восстанавливаются только у Престола.
Здесь, у Престола, вы способны обновиться духом; только здесь и нигде больше.
В свое время в нашем Отечестве несли свое служение два священника, известных практически всей России. Во многом они были похожи: оба из простого народа, оба искренне переживавшие за людей, не жалевшие своего времени, очень много делавшие помимо своих собственных обязанностей, организовавшие службы поддержки, милосердия, просвещения…
Но один из них в центр своей жизни поставил Евхаристию, совершал Литургию каждый день и каждый день причащался Святых Христовых Таин — и Господь в свое время показал, что слышит его молитвы. И хотя он был один для множества: тысячи, десятки тысяч, а теперь сотни тысяч людей обращаются к нему за молитвенной поддержкой, — но одно только его молитвенное воздыхание за сотни километров было способно привлечь к несчастному, нуждающемуся в милости Божией, эту самую милость.
А другой священник, тоже очень много делавший для народа, со временем стал служить, потому что был занят, все реже и реже — и в конце концов перестал совсем. Потом — страшные события 1905 года, снятие сана, страшная смерть от рук своих подельников-революционеров.
Первый священник — святой праведный Иоанн Кронштадтский, имя которого знает весь православный народ, и не просто знает, а чувствует, что он, у Престола Божия находясь, одновременно и здесь пребывает и исполняет свое священническое служение. А второй — и уже мало кто знает это имя, только люди, изучающие историю последнего века, — это несчастный священник Георгий Гапон, повешенный своими революционными соратниками за предательство и провокацию.
Одно и то же служение, одни и те же чувства, но какой разный конец! А причина только в этом: первый не отступал от Престола Божия и, в каждый момент слабости или немощи хватаясь за него, взывал к Господу: «Господи! Помоги, очисти, вразуми!» — а другой, сначала один раз, потом несколько раз дав себе возможность комфортно отдохнуть от служения у Престола, не оставляя при этом общественной деятельности, лишился Божией поддержки, и крест священства раздавил этого несчастного.
Вполне возможно, что многие из нас опытно узнают, что такое мученичество за Христа. Вот когда будет совсем тяжело и когда мрак и уныние окружат вас со всех сторон, вспомните этот день, вспомните этот храм, Святую Чашу, причастниками которой вы сегодня были, и знайте, что самая глубокая ночь — это начало рассвета, начало дня Воскресения Господня, начало бесконечного дня Царствия Божия. Глубина тягот и страданий — это последняя ступень перед Воскресением Бога и воскресением человеческого духа в Боге.
Епископ Воскресенский Дионисий (Порубай)