Епископ Шуйский и Тейковский Иоанн совершил Божественную литургию в Монастыре Животворящего Креста Господня в с. Антушково

27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Шуйский и Тейковский Иоанн совершил Божественную литургию в Монастыре Животворящего Креста Господня в с. Погост Крест.

В этом году праздничные мероприятия пришлись на знаменательную дату — 20-летие освящения Крестовоздвиженского храма монастыря.

Его Преосвященству сослужили настоятель монастыря игумен Гавриил (Лысов) с братией обители в священном сане.

За богослужением молились глава Ильинского муниципального района Сергей Иванович Васютинский, заместитель главы Ильинского муниципального района Сергей Николаевич Ковалев, благотворитель монастыря Андрей Леонидович Чевардин.

По окончании богослужения был совершен Крестный ход: верующие прошли к месту, где в XV веке строители, усомнившись в возможности построить храм на болоте, как повелел Господь, решили возвести церковь на сухом месте. Но Бог чудесным образом перенес фундамент постройки на место явления Креста и вторично повелел поставить церковь на сем месте, воздвигнув на нем нерукотворную гору, на которой ныне стоит наша обитель. В память об этом чуде уже в XV веке была устроена деревянная часовня, а в начале ХХ века заново возведена каменная, разрушенная в богоборческое время. Ныне обретен ее фундамент. В ходе Крестного хода на сем месте Владыкой был освящен поклонный крест.

По окончании Крестного хода состоялось награждение главного ктитора обители Андрея Леонидовича Чевардина медалью Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери 2-степени.

Историческая спавка

В 1423 году на Сахотском болоте, где ныне стоит монастырь Животворящего Креста Господня, пастухам был явлен Иисусов Крест на воздусе в предстоянии образа святителя Николая Чудотворца. Господь повелел: «На сем месте поставьте церковь Мою». Строители усомнились, что посреди топи возможно возвести храм и решили заложить его чуть поодаль, на сухом месте. Было положено три ряда сруба. Но ночью Господь чудесным образом перенес постройку отсюда на место явления святыни и вновь повелел поставить церковь именно там, воздвигнув нерукотворную гору, на которой ныне и стоит обитель (в прошлом Никольский погост).

На месте же, где первоначально хотели построить храм архиерей (святитель Дионисий Грек) благословил поставить часовню «на погребение странным», которая на начало XVIII столетия еще существовала. Однако уже в 1874 году первый издатель Сказания, староста Никольского погоста крестьянин Василий Петрович Ехлаков оставил комментарий, из которого следует, что в XIX столетии от часовни не осталось и следа. Лишь пень сосны (и, вероятно, народная память) указывает на сие место.

В 1911 году заштатный дьякон Крестовоздвиженского храма Никольского погоста Алексей Федорович Виноградов испросил разрешения воздвигнуть часовню на сем месте за собственный счет.Несмотря на то, что священнослужитель через две недели после этого преставился ко Господу, вдова покойного решила довести дело до конца. Никольский погост выделил небольшой участок земли. 20 октября 1915 года сооружение часовни было «совершенно завершено».

Подробное описание часовни сохранилось в рапорте благочинному священника Никольского погоста Алексея Алексеевича Виноградова (сына почившего диакона):

«Все каменные стены часовни окрашены масляной краской, внутри в светло-серый фон, а снаружи в светло-зеленый. Цоколь по цементу окрашен под вид серого гранита, по особой для цемента грунтовке. Внутри часовни кроме уборки написано 13 клейм-ликов: три на передней – восточной стороне, с распятием Господним посередине, восемь на боковых – по четыре на каждой и два на задней – западной стороне, по одному от входа; сверху изображены четыре ангела по углам с полураспростертыми крылами. Снаружи написано, и также, с масляной уборкой, семь клейм: четыре вверху часовни и три больших внизу ее. Последние относятся к истории сказания о явлении Животворящего Креста и образа Св. Николая Чудотворца. Вверху над самым входом изображение Покрова Пресвятой Богородицы. По обе стороны входа в часовню, с наружной ее стороны, помещена соответствующая построению часовни летопись. У часовни две двери: первая – глухая, а вторая решетчатая, обе железные и отворяются наружу. Паперть в три ступени и пол внутри часовни цементовые, последний с примесью краски цветной. Перед папертью устроена широкая цементовая панель. На часовне крест и глава вызолочены червонным золотом, шейка же под главой покрыта илюминием [алюминием]. Крыша железная.  Стены ограды оштукатурены и отбелены; боковые откосы и столбы ее покрыты железом и окрашены в зеленый цвет. Шары и крестики на столбах ограды покрыты илюминием. Вся кладка часовни и ограды производилась на цементе с примесью серого песка и извести. Тяги же около наружных клейм по карнизам и косякам дверей часовни сделаны из одной алебастры».

Постройка с работой и материалом встала в 5500 рублей. Освящение часовни планировалось и, видимо, было совершено 29 мая (11 июня) 1916 года. В клировых ведомостях за 1917 года она уже числится за Никольским погостом.

В советское лихолетье, вероятно, часовня была разрушена. Иначе трудно объяснить, что прихожане перенесли Животворящий Крест в Годеново после закрытия храма в 1940 году в «не на совсем, а покуда они построят себе часовню».

Впервые о часовне сообщил потомок диакона и священника Виноградовых в письме, направленном на электронную почту монастыря. Он же указал на наличие архивного дела, которое было тщательно изучено. В акте об отводе участка земли под часовню было указан, что он «…расположен приблизительно в 250 саж. от настоящего храма в юго-восточном направлении». Общая площадь участка составляла 110 кв. саж.

Расстояние в 250 сажень равняется 532,5 м. 19 сентября 2024 года после молитвы братии монастыря святителю Николаю было отмерено соответствующее расстояние в указанном направлении, после чего произведен визуальный осмотр предполагаемого участка. Пробиты шурфы, которые помогли обнаружить вероятный фундамент. После вскрытия соответствующих участков грунта предположение полностью подтвердилось. Фундамент был раскопан и оконтурен. Его месторасположение, площадь, форма, найденный на месте поисковых работ характерный ключ от дверей, позволяют однозначно идентифицировать объект как часовню.