Столпы веры и свидетели истины
Каждый год 12 июля (29 июня по старому стилю) Православная Церковь торжественно празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот день – не просто воспоминание о двух великих мужах древности, но глубокое почитание столпов христианской веры, чьи судьбы, служение и мученическая кончина стали краеугольным камнем Церкви Христовой.
Празднику предшествует пост, который в народе называют «Петровым». Его продолжительность различна и зависит от того, когда празднуется Пасха. Чем раньше наступает праздник Светлого Христова Воскресения, тем продолжительней Петров пост. Он начинается сразу после первого воскресенья, следующего за праздником Святой Троицы, когда Церковь совершает память Всех святых. Заключительный день Петрова поста (накануне дня их памяти) знаменует собой вершину почитания этих непохожих, но равновеликих учеников Спасителя.
Взглянем на судьбы этих двух удивительных людей, и на то насколько многоразличны были их пути принятия Христа Спасителя!
Апостол Петр (Симон) – простой галилейский рыбак, пламенный и порывистый, первый исповедавший Иисуса из Назарета Сыном Божиим: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). Именно ему Господь вручил ключи от Небесного Царства, и именно на нем, как на камне (Петр в переводе с армейского (Кифа) означает камень), Христос пообещал создать Свою Церковь. Апостол Пётр ходил за Учителем по водам Галилейского моря, он был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Однако он же, в час испытания, трижды отрекался от Христа. И тем не менее, именно Петру, горькими слезами оплакавшему свое отречение, Воскресший Спаситель трижды сказал: «Паси овец Моих» (Ин. 21:15-17). Господь не только восстановил его в апостольском достоинстве, но и доверил попечение о всей Своей Церкви. Петр – Апостол веры (хоть и колеблющейся, но горячей), покаяния и пастырской любви. Он проповедовал в Иерусалиме и среди иудеев, и стал автором двух Соборных Посланий, которые и по сей день читаются за богослужениями в храмах.
Апостол Павел (Савл) – «еврей от евреев», фарисей, воспитанный в Тарсе у ног знаменитого раввина и законоучителя Гамалиила (Деян. 22: 3) — одного из основателей талмудического иудаизма. Павел был ревнителем Моисеева закона, и питал искреннюю ненависть к ученикам Христа Спасителя. Изначально он был гонителем Христовой Церкви. Однажды на пути в Дамаск его ослепил яркий Свет, и неизвестный голос вопросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Эта встреча с Воскресшим Христом перевернула всю его дальнейшую жизнь. Из гонителя, с такой же мощью и силой своего темперамента, Павел стал самым ревностным проповедником Евангелия, «Апостолом язычников». Не видевший Христа во дни Его земной жизни, он удостоился откровений от Господа, а его пламенные послания стали краеугольным камнем христианского богословия. Павел – Апостол ревностного служения и непреклонной веры. Неутомимый миссионер, он прошел тысячи километров и основал множество христианских общин в Малой Азии и Европе. Его четырнадцать Посланий и посей день являются глубочайшим богословским наследием и входят в канон книг Нового Завета. Апостол Павел проповедовал преимущественно среди язычников. Он неоднократно подвергался гонениям, бичеваниям и тюремному заключению.
Однако, что же объединяет двух этих столь разных людей? Прежде всего, это любовь ко Христу. Они оба горели беззаветной любовью к своему Господу и Спасителю. Однажды Петр сказал: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21:17), и Павел также восклицает в своём послании к жителям македонского города Филиппы: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1:21). Эта любовь была движущей силой всей их христианской жизни и духовного подвига.
Они остались верными Христу до конца своей земной жизни. Они оба засвидетельствовали свою веру мученической кончиной в Риме. Петр, по преданию, счел себя недостойным умереть как Учитель и был распят на кресте вниз головой. Павел, как римский гражданин, был усечен мечом. Их кровь стала семенем христианства.
Святые Первоверховные апостолы были свидетелями Воскресшего Христа (Петр – в дни земной жизни и после Воскресения, Павел – на пути в Дамаск и в откровениях), и потому их проповедь всегда была вестью о Победителе смерти: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17). Апостол Павел, обращаясь христианам Коринфа, настаивает на реальности телесного воскресения, и приводит в качестве аргумента Воскресение из мертвых Христа Спасителя. Если Господь умер человеческой смертью, провёл во Гробе три дня и затем восстал из мертвых, значит и люди такожде смогут воскреснуть. Поэтому с такой уверенностью «в жизнь будущего века», они оба отдали свои земные жизни за Христа.
Титул «первоверховные» (греческое «κορυφαίοι» — вершинные, главные) был усвоен Церковью Петру и Павлу по непревзойденной силе их апостольского служения и значения их духовного подвига для становления христианства. Петр – апостол иудеев, символ церковного единства и пастырства. Павел – апостол язычников и величайший богослов. Вместе они олицетворяют всю полноту Вселенской Церкви, собранной из множества народов.
Несмотря на то, что апостолы и умерли в разное время (по преданию, в один день или с разницей в год), Церковь установила единую дату празднования их памяти по нескольким причинам. Этим подчеркивается равное величие их духовного подвига, единство их свидетельства о Христе, несмотря на различность путей, а такожде их соработничество в деле основания Римской Церкви и наконец принятие мученического венца в Вечном Граде.
В сам день праздника в храмах служится Божественная литургия, поются особые богослужебные песнопения (стихиры, тропари, кондаки), прославляющие подвиг апостолов. В храмах, где хотя бы один из престолов посвящен святым первоверховным апостолам совершаются крестные шествия.
«Апостолов первопрестольницы и вселенныя учитилие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость». Тропарь праздника подчеркивает главенство святых апостолов Петра и Павла, их твердость в вере, а так же просветительские и миссионерские труды, которые проникли даже в самые отдалённые пределы тогдашней Римской империи.
Проповеди, произносимые духовенством в этот день посвящены жизни, учению и примеру святых Первоверховных апостолов, призыву к подражанию в стойкости в вере, миссионерскому служению и любви ко Христу. А само празднование памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла – это праздник Единства Церкви, напоминание о том, что Церковь зиждется на вере, исповеданной Петром, и проповеди, возвещённой Павлом. Это праздник Силы Божественной Благодати, доказательство того, что Бог может из простого рыбака сделать краеугольный камень Церкви, а из гонителя – величайшего апостола.
Две судьбы святых первоверховных апостолов это вдохновляющий пример стойкости в исповедании Христа даже до мученической смерти, и одновременно напоминание каждому христианину о его личной ответственности, нести свет Евангелия в мир по примеру первоверховных апостолов.
Святые апостолы Петр и Павел, столь разные по происхождению, характеру и начальному пути, были чудесно соединены верой во Христа Спасителя и единством служения Истине. А день их памяти – это не просто дань прошлому, но живой источник вдохновения, призыв к твердости в вере, ревности в проповеди Евангельского благовестия и беззаветной любви к Господу. Празднуя память святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы испрашиваем их святых молитв, для нашего собственного укрепления в Православной вере, и следования подвижническому примеру этих великих столпов Церкви Христовой. Святии первоверховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!
По материалам издания «Наше Время», г. Тейково
