Казанская икона Божией Матери — Небесная Заступница России
Ежегодно 21 июля совершается празднование явления иконы Божией Матери во граде Казани, и сердца миллионов православных молитвенно обращаются к одному из самых почитаемых образов в современной России. Казанская икона Пресвятой Богородицы не только святыня, но и живой символ веры, стойкости и единства народов, населяющих нашу Родину, в переломные моменты её истории от Смутного времени и до наших дней.
Казань, 1579 год. Чудесное явление на пепелище
Летом 1579 года страшный пожар уничтожает половину Казани, не щадя дома посадских горожан даже у стен Кремля. Во время этого бедствия происходит событие, которое в будущем навсегда изменит духовную карту России.
Девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, в тонком сне трижды является Пресвятая Дева. Она указует на пепелище сгоревшего дома, где под спудом золы сокрыт Ее образ. Поначалу к словам ребёнка, конечно же, никто не прислушивается, но Богородица является ей во второй и в третий раз. В третьем сне девочка видит саму икону и слышит грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».
К двадцать первому июля несколько попыток взрослых найти икону не увенчались успехом, и тогда Матрона сама берется за поиски образа. На метровой глубине она обретает икону. «Ясный, будто только что написанный» образ был завернут в ветхий кусок ткани малинового сукна.
Как только весть о чуде распространяется по Казани, архиепископ вместе с представителями городской власти Крестным шествием идут к месту явления Образа и переносят его в церковь Николы Тульского, а позже в Благовещенский собор Казани.
Подробности всех этих событий мы знаем, благодаря запискам отца Ермолая — священника местного Никольского храма. Принявший монашеский постриг с именем Ермоген, он подробно описал события тех дней. В будущем ему будет суждено стать митрополитом Казанским и вторым Российским Патриархом. Святитель Московский Ермоген мученически окончит свои дни, находясь в узах, в дни Смутного времени. Им же будут засвидетельствованы и первые чудеса, произошедшие от иконы. По дороге в храм прозревает слепец Иосиф, а в Благовещенском соборе слепой Никита.
Потрясенный рассказом об обретении иконы и о чудесах, происходящих от образа, Государь Иоанн IV (Грозный) повелевает основать Богородицкий монастырь, в котором первой насельницей становится повзрослевшая девочка Матрона. Её постригают в монашество с именем Мавра.
Тайна исчезновения: кража 1904 года и ее загадки
Спустя три века после чудесного обретения, икона трагически исчезает. В ночь на 29 июня 1904 года из собора Богородицкого девичьего монастыря Казани были похищены две иконы — Спасителя и Казанской Божией Матери в ризах, украшенных драгоценными камнями, на колоссальную по тем временам сумму — сто тысяч рублей.
Преступников быстро находят. Ими оказываются двадцативосьмилетний Варфоломей Чайкин, по кличке Стоян, и его сообщники. На допросах они утверждают, что сожгли иконы, предварительно сняв с них драгоценные оклады. Однако впоследствии возникает много версий о спасении икон. Монастырское предание гласит, что игуменья тайно каждый вечер подменяла подлинник копией и был украден список с чудотворной иконы. По другой гипотезе, икону продали старообрядцам. Некоторые версии исчезновения Казанской иконы мистически связывают её утрату с началом революционных событий 1905-1907 годов, поставивших Российскую империю на грань её существования.
Следствие не дало окончательного ответа на вопрос о судьбе похищенных святынь, а Варфоломея Чайкина приговорили к 12 годам каторги. Он умер в 1916 году в Шлиссельбургской крепости, поставив окончательную точку в полицейском расследовании, но не в народной памяти.
Небесный щит России — значение иконы в судьбе страны
Казанский образ Пресвятой Богородицы не раз становился духовным знаменем народа в самые критические моменты российской истории.
Начало 17 века. Как страшное знамение проходят тогда по всей Руси голод и мор, а затем, с появлением самозванца Лжедимитрия, на нашу землю изнутри и извне обрушиваются все гибельные человеческие страсти: насилие, беззаконие, ложь. Наступает смутное время. «Матерь Божия, спаси Православие!», молится святитель Московский Иов, когда присягнувшие самозванцу бояре требуют от Патриарха короновать Лжедмитрия. Первый Российский Патриарх отвергает домогательства изменников: «…ныне вижу бедствие царства, торжество обмана и ереси». Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиевой Лавры, пишет в те страшные дни: «…всех твёрдых в добродетели изменники предавали казни, храмы Божии разорялись, сердца окаменели, умы омрачились, гибли Отечество и Церковь».
Патриарх Ермоген, много лет назад подробно описавший историю обретения Казанской иконы, а ныне заточенный поляками в Чудовом монастыре в Кремле, благословляет «всех умереть за Православную веру». Святитель Ермоген призывает Казань прислать в Нижний Новгород Чудотворный образ Казанской Божией Матери. Именно там, в Нижнем Новгороде, вольном и богатом, куда не докатываются волны великой смуты, но куда приходит патриаршая грамота, зажигается огонь гражданского воодушевления – спасти Отечество!
Призыв земского старосты Козьмы Минина (Сухорука) находит отклик в целом народе. От Ярославля, от стен Спасо-Преображенского монастыря, начинает свой путь на Москву с пением молитв Пречистой народное ополчение.
4 ноября 1612 года Китай-город переходит в руки ополченцев, и эта дата становится ещё одним днём поклонения Казанской иконе Божией Матери в память избавления столицы от польско-литовских интервентов. С тех давних пор Казанский образ Пресвятой Богородицы становится символом освобождения Москвы.
Спустя двести лет, в грозном 1812 году, в Казанском соборе Санкт-Петербурга перед списком с чудотворной Казанской иконы молится Михаил Илларионович Кутузов, отправляясь в войска. После победы над Наполеоном он подарит собору серебряный иконостас из отбитого у французов серебра.
В годы блокады по осаждённому Ленинграду проносят Казанскую икону, что, несомненно, добавляет духовных и физических сил его защитникам.
Символ новой династии
Явленная миру в царствование предпоследнего Государя из династии Рюриковичей, Казанская икона Божией Матери спустя 70 лет после своего чудесного обретения, все ещё не имеет общецерковных дней своего празднования. Потому в 1649 году, Указом второго Государя из новой династии Романовых, царя Алексея Михайловича, местные празднования Казанской иконе (21 июля и 4 ноября) становятся общецерковными. Икону теперь почитают и как покровительницу Дома Романовых, а два главных списка — Московский (в соборе на Красной площади) и Петербургский (в Казанском соборе) — со временем становятся символами двух столиц Российской империи.
Современность – продолжение традиций
И сегодня, в веке двадцать первом, Казанский образ Пречистой Девы продолжает объединять большие и малые народы России, и свидетельство тому — события, произошедшие в нашем Отечестве в последние два десятилетия.
В 2005 году, к 1000-летию Казани, Пятнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передаёт Казанской епархии «ватиканский» список иконы, хранившийся у папы Иоанна Павла II. Образ помещается в Крестовоздвиженском храме возрождаемой Богородицкой обители в Казани.
В 2023 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявляет о новом обретении иконы, перед которой молились, начиная свой поход на Москву, земский староста Косьма Минин и князь Димитрий Пожарский. В 1918 году этот образ был похищен из Казанского собора на Красной площади и после обретения находился в Патриаршей резиденции. Тщательно изучив икону, экспертиза устанавливает её подлинность, датируя время написания образа 1580-м годом.
В прошлом, 2024 году масштабные торжества по случаю 445-летия явления иконы состоялись во граде Казани. В день обретения иконы, начавшись Божественной литургией, совершенной сонмом архипастырей, Крестный ход от Благовещенского собора Казанского Кремля с молитвенным пением прошёл по центральным улицам Казани, обогнул Кремль и прибыл к месту обретения иконы — Богородицкому монастырю. Праздничный день завершился грандиозным концертом на Кремлевской набережной, символизировав живую связь поколений и единство народов, населяющих Россию.
Икона вне времени
Казанская — это не просто икона. Это духовный язык, которым, государство и его народы, выражают понимание своего исторического пути. От пепелища Казани XVI века до юбилейных торжеств XXI столетия Казанская икона остается духовным щитом России. Ее утрата в 1904 году не прервала Небесное заступничество Пресвятой Девы за наше Отечество. Народное почитание списков Казанской иконы, чудеса исцелений, молитвы воинов и простых людей свидетельствуют о том, что Заступница усердная не оставляет Российскую Державу. В день 21 июля, воспоминая явление святыни во граде Казани, мы чествуем не только прошлое, но и, что очень важно, живую надежду на ее заступничество в грядущих веках Российской истории. «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского!»
По материалам издания «Наше Время», г. Тейково.







