«Хлеб наш насущный даждь нам днесь…»
Текст: Илья Надеенский
В очередной раз приглашаем читателей в паломничество к святыням родного края, коих, по воле Господа, на Ивановской земле великое множество. Сегодня мы отправляемся по Родниковскому православному кольцу в села Острецово, Пархачево и Парское, известные трагическими событиями послереволюционных гонений на веру и богатые удивительными людьми, которым истинная любовь к Богу во все времена помогала выстоять и преодолеть тяжкие жизненные обстояния.
Ранним летним утром, чтобы успеть к началу богослужения в честь престольного праздника я выехал в острецовскую церковь Живоначальной Троицы. Подъезжая к поселению, увидел уходящие в поднебесье купола грандиозного храмового комплекса, бесспорно, являющегося культурно-историческим памятником архитектуры классицизма. На этом удивление мое не закончилось. Когда вступил в церковный притвор, тут же поразился несказанной красотой внутреннего убранства: редкостный барельефный иконостас, росписи выполненные, скорее всего, мастерами васнецовской школы, а возможно, даже по эскизам самого известного художника. Но это живописное чудо безжалостно истерзано временем и безысходно утрачивается. Невольно подумал о том, как хорошо было бы вдруг стать миллионером, чтобы, во славу Божию пожертвовать храму средства на реставрацию художественного шедевра. К сожалению, на сегодняшний день пока не находится олигарха, расщедрившегося на восстановление такой неземной красоты. Почему-то в нынешней жизни молитвенное изречение «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» воспринимается в сугубо материальном осмыслении. Многие забыли, что речь здесь ведется о хлебе Небесном, дарующим людям единение с Богом, что происходит в месте Его особого присутствия, которым является Церковь.
«Гвозди бы делать из этих людей…»
По окончании службы все были приглашены на праздничное чаепитие, заботливо организованное постоянными прихожанами. За столом случился обстоятельный разговор о горестях и радостях храмовой жизни. Ох, как обидно острецовцам, что на глазах безвозвратно утрачивается рукотворная красота. Верующие рассказали, что в зимне-осенний период из-за отсутствия дров для того чтобы отстоять обедню, приходится надевать на себя сто одежек – все равно холод и сырость до костей пробирают. И все-таки люди идут в храм, как говорится, невзирая на непогодь, потому что душе без Господа никак невозможно: Бог есть любовь, а без нее просто не мыслится жизнь человеческая. Сельчане крепко убеждены, что именно вера и любовь рождают подвиг, в котором проявляется сила духа русского человека, и, как бесспорный пример, приводят житие местночтимой преподобной Анимаисы, спасшей в богоборческие годы их храм от разорения.
Историю святой монахини не без гордости (знай наших!) поведала Ольга Зайцева. Она уже без малого тринадцать лет приезжает на каждое богослужение в приход Живоначальной Троицы из Родников, старается оказать священнику посильную помощь: поет на клиросе, убирает храм, ухаживает за могилой купца-мецената Трифона Лялина, на чьи средства была выстроена в первой половине XIX века эта церковь. Словом, неравнодушная женщина, узревшая любовь ко Господу, постоянно ищет и находит, к чему приложить свои руки. Ольга Геннадьевна рассуждает о том, что добролюбию она учится у самой преподобной Анимаисы, которая в далеком 1927 году, после закрытия Макарьево-Решемской обители, пешком добралась до Острецова, чтобы здесь продолжить монашеское послушание. Матушка убирала храм, шила лоскутные одеяла и тапочки, латала старые валенки – и все безвозмездно раздавала нуждающимся людям. Когда в 1940 году местные атеисты, искореняя религию как опиум для народа, запретили богослужения, Анимаиса осталась жить в сторожке, сохраняла ключи от входа в церковь и пребывала в праведных трудах и неустанных молитвах. Сколько же раз сельсоветовцы пытались истребовать у монахини ключи, чтобы вынести иконы в серебряных окладах и иную ценную храмовую утварь, запугивали всевозможными расправами, но всегда наталкивались на бесстрашное сопротивление хрупкой и, на первый взгляд, слабой женщины. Конечно, Анимаиса вполне осознавала, чем может закончиться такое неравное противостояние, но упрямо твердила, что знать не знает, ведать не ведает, где и у кого спрятаны отворы от храмовых дверей. Иногда приходило отчаяние, жила в ожидании неминуемого ареста и продолжала держаться на характере. Именно о такой стойкости современников, подчеркивая в этом не столько советское, сколько истинно русское, поэт Николай Тихонов написал однажды: «Гвозди бы делать из этих людей – не было б в мире крепче гвоздей!» Представьте себе, безбожники все-таки не решились выламывать церковные двери и осквернять святыни. Так, благодаря отважному сердцу монахини Анимаисы, острецовский храм был спасен от разорения.
«Люди, как реки…»
Из Острецова, уже под руководством добровольной путеводительницы Ольги Зайцевой, поехали в родниковскую церковь благоверного князя Александра Невского, куда, по инициативе его настоятеля протоиерея Виталия Уткина и по благословению тогдашнего правящего архиерея, архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия 18 сентября 1997 года были перенесены с сельского кладбища мощи святой угодницы Анимаисы. Отец Виталий провел нас к раке с мощами преподобноисповедницы и рассказал о том, что в дни её памяти (14 июня, 15 июля, 18 сентября) в храме совершается Божественная литургия, когда местные прихожане и многочисленные паломники из других городов, молятся святой и просят ее о небесном заступничестве. После погребения острецовской монахини было замечено, что возле ее могилы стали совершаться чудесные исцеления от разных недугов. Отвечает Анимаиса и на другие наши прошения. Торжества в честь любимой Божьей угодницы завершаются крестным ходом под благовест храмовой звонницы.
Попрощавшись с отцом Виталием, продолжили паломничество по родниковской земле. По пути в Парское свернули в давно заброшенную людьми деревню Пархачево к одиноко живущей в ней хранительнице недействующей и практически до основания разрушенной старинной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Начало разорению храма было положено еще в 1920-е годы, когда решением исполнительного комитета упразднялась храмовая община, а храмовый комплекс передавался под складские помещения организованного на этом месте коллективного хозяйства. Спустя десятилетия, уже новыми постановлениями и другой власти был распущен и сам колхоз, а от деревни осталось несколько дворов, где теперь постоянно обитают лишь несколько старико да временно, на летний сезон приезжают дачники. В этом безлюдье и обитает родниковская пенсионерка Нина Павловна Бушуева, для которой теперь делом жизни стало возрождение храма. Трогательно наблюдать, с каким решительным упорством местная молитвенница пытается привлечь внимание неравнодушных людей к проблемам и нуждам богоугодного дела. С миру по нитке – голому рубашка: так, понемногу среди разрухи неимоверными усилиями этой немолодой женщины обустраивается место для молитвы. Иногда случается помощь со стороны, когда в Пархачево приезжают добрые люди и безвозмездно помогают в выполнении трудоемких работ. Например, были приведены в порядок старинные захоронения бывших владельцев этих земель — господ Сеченовых и Поливановых. Нина Павловна на вырученные от продажи теленка деньги заказала таблички с поименным указанием усопших и установила, как полагается в православии, кресты. А еще современная отшельница мечтает о том, что будет расчищена обмелевшая речка Тихонка, которую, если верить преданиям, в древние времена освятил своей молитвой преподобный Тихон Лухский. Даст Бог, наконец-то отыщутся средства на сооружение небольшой купели, и в деревню потянутся верующие, чтобы окунуться в благодатную влагу святого источника. Сама Нина Павловна убеждена в целительных силах пересыхающего водоемчика, когда-то давно излечившего неходячие ноги матери помещика Трубецкого. В честь этого радостного события и была возведена церковь во имя Успения Божьей Матери, требующая сегодня серьезных затрат хотя бы на обустройство алтаря.
Знакомство с пархачевской подвижницей и ее, на первый взгляд, фантастическими проектами доказательно убеждают в верности толстовского вывода о том, что «люди, как реки…» Великий писатель обнаружил человеческую потребность неуклонного движения вперед в поисках самого себя. Пусть очень часто жаждущие постичь истину не раз ошибаются, теряют воды в берегах, совсем как местная Тихонка, обмельчавшая, но сохранившая свои чудесные свойства. И все же в любых возникающих обстоятельствах не сворачивают с назначенного их течению русла, не изменяют своей внутренней природе и обязательно открывают то главное, к чему упрямо стремятся: находят себя настоящих обстояниях, постигают смысл своего пребывания в нашей земной юдоли.
Парские мечтатели
По каким лабиринтам обеспокоенных душ пролегали дороги двух священников из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Парском, приведшие их к служению Господу? Иеромонах Афанасий (Малакей) — бывший военный летчик, и настоятель – иеромонах Алексий (Абинов), в свое время окончивший Высшее техническое училище имени Баумана. Перед ним открывались заманчивые возможности работать в области космонавтики. У каждого из нынешних батюшек был свой тернистый путь, но дело, которому они посвящают себя без остатка, — общее. Все их заботы сегодня о том, как восстановить грандиозные храмовые сооружения, вернуть им былое величие и красоту.
Духовная история поселения Парское берет своё начало из глубин веков домонгольской Руси, когда монахи из Владимиро-Суздальских земель в поисках места для обители вышли к реке Парше, где им явилась икона Иоанна Крестителя и чудесным образом пробился неиссякаемый родник. Здесь же была построена часовенка, а на рубеже 15-16 веков возведен первый деревянный храм во имя святого. По преданиям, дошедшим до наших дней, в Парском, возвращаясь из Казанского похода, побывал сам Иоанн IV (Грозный). За оказанное ему радушие и гостеприимство, Государь пожаловал обители образ Иоанна Предтечи в золотом окладе, к сожалению, без вести пропавшей вместе с серебряными царскими вратами в период советского безбожного лихолетья. Но в 1773 году дубовый храм был сожжён попавшей в него молнией. На том же месте, примерно через десятилетие, была построена новая каменная Предтеченская церковь, а в 1863 рядом была освящена церковь Вознесения Господня с приделами во имя Николая чудотворца и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В советский период истории нашего Отечества храмовый комплекс был объявлен «достоянием народа» и передан под складские помещения и зернохранилище. Новые владельцы храмовых знаний нимало не считались с уникальными фресками, напротив, уничтожая росписи храмовых сводов как вредный пережиток прошлого. Однако по истечении многих десятилетий, когда церковные строения были возвращены верующим, утраченные, изъеденные плесенью и грибком росписи храмовых сводов стали вдруг обновляться сами собой, засияв возникающей ниоткуда благородной цветовой гаммой. И как бы само собой возникает желание помочь начавшемуся чуду, приложив к обновлению древних росписей руки профессиональных реставраторов.
Отец Алексий и отец Афанасий с душевным трепетом раскладывают перед гостями фоторепродукции настенных изображений сюжетов Священной истории Ветхого и Нового Заветов, сцен из жития Предтечи и Крестителя Господня Иоана. Все их устремления направлены на то, чтобы вернуть храму утраченные фрески. Вот только где найти необходимые для этого средства? Таких запредельных сумм нет и не может быть у сельской обители. Остается надеяться, что однажды люди, имеющие достаток, помогут во славу Божию, этому грандиозному храмовому комплексу, и своды здешних церквей вновь обретут свою прежнюю величавую мощь.




