Как живет древнейшая духовная обитель земли Ивановской Обитель, где скрывался Гришка Отрепьев
Текст: Илья Надеенский
И снова в дорогу. На этот раз в тихое старинное село Сербилово Гаврилово Посадского района, расположенное на берегу реки Куксы. Этот благодатный уголок земли Ивановской отмечен богатой древней историей, отражающей события становления Государства Российского. Действующая здесь сегодня Свято-Введенская церковь ведет своё начало из глубины минувших столетий, а именно из Смутного времени. Тогда на месте этом, вдали от суетного мира, в тишине, покое и благолепии, жил своею обособленной иноческой жизнью Куковский монастырь, позже получивший наименование Спасо-Кукоцкий. Когда и кем была основана обитель неизвестно, но упрямо живет версия о том, что в течение двенадцати недель в стенах этой обители пребывал беглый чернец Гришка Отрепьев. Да-да, тот самый монах-авантюриcт, однажды сбежавший к шляхтичам и объявивший себя чудесно спасшимся сыном Государя Иоанна IV (Грозного), царевичем Дмитрием, чтобы при поддержке и литовско-польского воинства захватить московский престол.
Также, по версии известного историка-краеведа Владимира Борисова, в Сербилове провел последние годы своей жизни национальный герой России, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских интервентов в период Смутного времени, князь Димитрий Пожарский.
Сербиловский монастырь, как гласит благочестивое предание, в разное время посещали царственные особы: жена Государя Иоанна Алексеевича — Прасковья Федоровна с тремя дочерьми, и первая супруга императора Петра Первого — Евдокия Лопухина.
Выписи из летописных книг, составленных дьяком Феодором Витовтовым, сообщают, что монастырский комплекс включал «церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все строение церковное Государево». Неоспоримы документальные сведения, извещающие о том, что в 1624 году игумену Спасо-Кукоцкого монастыря Аврамию, царем Михаилом Федоровичем была вручена грамота на владение сербиловской вотчиной и «на сельцо Темерево с деревнями, на монастырскую пашенную землю и на монастырские покосы».
Спустя три десятилетия, последовала еще одна дарственная от царя Алексея Михайловича, по которой монастырю отводились новые земельные угодья: «поле по оврагу на Капотнину да на сенные покосы – на луг Фитиньину кулигу, что за рекою Ирмезем».
Как возрастал Спасо-Кукоцкий монастырь
Нынешний настоятель сербиловских храмов, митрофорный протоиерей Алексий Царенков разъясняет дошедшие до наших дней витиеватые старинные записи. Из его рассказа следует, что к концу 17 — началу 18 века в обители подвязались 26 монахов, из них 14 в священном сане, село также входило в круг монастыря. Приписанные к нему 28 крестьянских дворов содержали монастырскую братию, обеспечивая ее насущные нужды своими безустанными трудами. Внутренние деревянные строения обители к тому времени уже значительно обветшали, и на их месте в 1673 году был возведен новый каменный собор Преображения Господня, а в конце 17 века и теплый (зимний) храм в имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и шатровая колокольня, которые являют нам типичные образцы владимиро-суздальской архитектуры. Весть храмовый ансамбль был обнесен крепкими кирпичными стенами с шестью башнями. Нужно отметить, этот монастырский комплекс является самым древним на территории Ивановской области. Колокольня, сработанная неизвестными мастерами семнадцатого века, дожила до настоящих дней, но, к сожалению, неумолимое время не пощадило этого памятника русского зодчества, и сегодня каменная свеча находится в весьма плачевном состоянии. «Чтобы восстановить погибающую на глазах звонницу, сокрушается отец Алексий, нужно не менее двух миллионов. Где же их взять – на дороге ведь не валяются?» А самому, в одиночку, одолеть восстановительные работы таких масштабов сельскому священнику, конечно же не под силу.
Снова возвращаясь к событиям тех давних дней, протоиерей Алексий рассказывает, что в середине восемнадцатого столетия Спасо-Кукоцкая обитель переживает не самые лучшие времена: служащими остаются три иеромонаха, столько же иеродиаконов и три простых чернеца. Монастырь скудеет, становится малочисленным, и в правление Государыни императрицы Екатерины Второй, в июне 1764 года, упраздняется, а монастырские храмы обращаются в приходские. Тем не менее, Спасо-Преображенский храм, невзирая на бедность обители, имел дорогую церковную утварь, образа, написанные искусными иконописцами, которые бережно сохранялись служащими в нем священниками. Однако все это храмовое благолепие бесследно исчезнет в ХХ столетии, во время компании по изъятию церковных ценностей.
В печальные годы торжествующего атеизма
В печальные десятилетия торжествующего атеизма двери сербиловских приходов были наглухо заколочены. В 1920-е годы в храмовых помещениях новая власть открывала клубы для молодежи с агитраспевками песен-плакатов, машинно-тракторные станции, склады. В те страшные годы здание Спасо-Преображенского храма в Сербилове на протяжении более чем двадцати лет использовалось как зернохранилище. Однако, в 1946-м в связи с изменением государственной политики в отношении Русской Православной Церкви, в Сербилово возобновляются богослужения.
Во времена так называемой хрущевской «оттепели» тогдашние атеистические бесчинства не обошли стороной и сербиловские храмы. Были полностью уничтожены святые ворота и надкладезная часовня, частично пострадала колокольня, по кирпичикам разобрана ограда. Руководил всем этим варварством председатель местного колхоза. Отец Алексий не называет имени разрушителя – Бог ему судья! Что было, то было.
Казалось, трудности уже позади
Митрофорный протоиерей Алексий Царенков принял настоятельство в сербиловских храмах в январе 1980-го года, когда все они находились в безнадежно аварийном состоянии: своды и стены дали трещины, штукатурка со настенной живописью осыпалась почти полностью, купола накренились. Это вынудило тогдашнего архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова), издать специальное распоряжение о прекращении богослужений из-за опасности обрушения храмовых сводов.
Новому настоятелю предстояло поднимать полуразрушенные храмы и возвращать в Сербилово полноценную церковную жизнь. В течение пяти лет проводились восстановительные работы, и когда уже казалось – трудности позади – пришло новое несчастье. Под покровом ночи злоумышленники вынесли почти всю церковную утварь. Наиболее ценные иконы из храмового иконостаса были украдены в числе прочей церковной утвари. Чтобы обезопасить церковь от нового варварства, пришлось устанавливать надежную техническую защиту.
Вот уже 45 лет отец Алексий несёт послушание настоятеля храмового комплекса в селе Сербилово, и несмотря на свой почтенный возраст сам лично совершает весь годичный круг богослужений. Псаломщица приезжает на службы за 50 километров, из соседнего Тейково. Вот и вся команда сербиловского батюшки. По словам местных жителей, он человек необыкновенно добрый и открытый навстречу каждому, кто приходит помолиться в древний храм. И в Сербилове, и окрестностях вам обязательно расскажут: стоит отцу Алексию помолиться за того или иного раскаявшегося грешника, как его жизнь непременного изменяется к лучшему – Господь праведника слышит. Такая молва о священнике давно перешагнула границы крохотного поселения, о чем красноречиво свидетельствует найденное мною в интернете письмо обращенное к жителям Ивановской области. Считаю нужным воспроизвести для наших читателей несколько строчек из этого послания: «… Я сама из Кавказских Минеральных Вод. Узнала, что у вас в области есть Гаврилово-Посадский район, село Сербилово. И в этом селе служит священник отец Алексий, и что по его молитвам болезнь отступает и становится легче». Так оно и есть, делятся прихожане, страждущие нет-нет, да и приезжают к батюшке поделиться своими невзгодами и просьбами о молитвенной помощи из самых разных уголков нашей страны.
«…если мы собираемся во имя Христа»
Но вот сербиловские храмы, где настоятельствует протоиерей Алексий Царенков, являясь древнейшим памятником средневекового зодчества на Ивановской земле, из-за отсутствия достаточного финансирования со стороны государства, восстанавливаются очень медленно. Колокольню, например, поднимали из руин около десяти лет. Один из старейших священников, удостоенный многих церковных наград, сорок пять лет неустанно, из года в год стучится в кабинеты чиновников самого разного уровня, ища средства на реставрационные работы в храме, ибо не может дать погибнуть старейшим в Ивановской области храмам. И это несмотря на то, что сербиловские храмы и колокольня являются объектом культурного наследия народов Россиской Федерерации федерального значения. Помощников же в самом селе с годами остается все меньше и меньше. По объективным причинам продолжают редеть ряды сербиловского прихода: молодежь уезжает из бесперспективного села в областной центр или в столицу, и лишь немногие пожилые люди постоянно участвуют в богослужениях. Вот и на занятия в воскресную школу, которую ранее посещало около десяти местных подростков, теперь детей возят из Гаврилова Посада. Но батюшка не падает духом и с оптимизмом повторяет слова нашего Господа: «… где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). «А это значит, — несокрушимо уверен отец Алексий, — если мы собираемся во имя Христово, то Он непременно с нами».








