Приветственное слово епископа Шуйского и Тейковского Матфея, обращенное к участникам регионального этапа XXVIII Международных Рождественских чтений
Возлюбленные о Господе отцы и братия, матери и сестры!
Приветствую всех Вас на ставших уже традиционными в Шуйской епархии Рождественских чтениях! Не могу не считать, что это ежегодное событие сближает, сплачивает епархиальное духовенство, и главное – дает возможность озвучить позицию Церкви по главнейшим, насущным вопросам нашей жизни. И нынешняя тема чтений более чем насущна, она никогда не потеряет своей актуальности – это тема Великой Победы, юбилей которой мы будем праздновать в следующем году.
Русь, Россия почти всегда жила в состоянии войны. Некоторые историки посчитали, что за последние 500 лет Россия воевала 489 лет с 25 странами, то есть в среднем почти каждый год. Среди этих войн были очень продолжительные и кровопролитные. И были громкие победы русского оружия, некоторые из которых имели общемировое, общеисторическое значение. Эти победы избавляли не только наш народ, но часто восстанавливали мир во всей Европе, а иногда, можно сказать, – во всем мире. Современный историк Вадим Кожинов однажды заметил, что в человеческой истории было три тирана-завоевателя, которые претендовали на мировое господство и реально пытались осуществлять свои замыслы: это Чингисхан, Наполеон и Гитлер. Все они воевали с Россией и их полчища в конечном итоге в России были остановлены.
Говорят, что когда называются цифры в миллионы жертв, у человека притупляется чувство сострадания, осознания масштаба трагедии, но именно столько – десятки миллионов – было положено жизней, чтобы отстоять свободу нашему Отечеству. Число жертв в Великой Отечественной войне, возможно, сравнимо с числом убиенных во всех предыдущих войнах, которые вело российское государство. И уже хотя бы поэтому последняя Великая Победа – наше огромное историческое достояние. Именно нашим соотечественникам было суждено попасть в самое пекло страшной войны, именно нашим полководцам и воинам, всему нашему народу удалось сломить врага, покорившего за самое краткое время всю Европу. Нельзя не думать, что то долгое воинское прошлое, которое выковало дух нашего народа, и то поистине генетическое чувство народа-освободителя позволило собрать народные силы к военно-стратегической, конструкторской, психологической и духовной Победе над нацизмом.
Мы сегодня сталкиваемся с тем, что в информационно-пропагандистской среде планомерно пытаются пересмотреть результаты войны, дискредитируют историческую роль СССР в Победе над Германией, пытаются изжить из нашего сознания чувство героев-победителей. Нереально изменить отношение к войне у старшего поколения, но это возможно в отношении молодого поколения, в котором, к сожалению, не сформировался отчетливо ясный образ последней страшной войны. Есть такие слова у Аристотеля: «Когда забывают войну, начинается новая. Память – главный враг войны». Можно сказать, что новая война – информационная, за историческую память о войне – уже давно идет полным ходом. И наша задача – всемерно ей противостоять, мы не должны считать, что постепенно «отступаем». Мы защищаем память наших отцов и дедов, наследниками которых мы себя сегодня называем.
Когда в 1995 году к 50-летию Великой Победы издавалась книга «Неизвестный солдат» в полном объеме, без купюр, кто-то заметил, что это последний юбилей с ветеранами, до 100-летней даты никто не доживет. В этом есть горькая правда. Ветераны войны, труженики тыла стремительно уходят. Мы уже почти не знаем, кого могли бы пригласить на подобные конференции, посвященные подвигу нашего народа в Великой войне.
Я бы не стал в своем вступительном слове предвосхищать мысли и темы нынешних докладчиков, уверен, что все выступления, посвященные Великой Победе, будут содержательными и интересными. Я лишь хотел бы привести краткую историю одного солдата, нашего земляка – Героя Советского Союза Юрия Смирнова. На его примере можно показать, что поступок солдата являлся не только примером воинской доблести и высокого духа, но и, смею сказать, имеющим черты христианского подвига.
Юрий Смирнов родился в Костромской глубинке в верующей семье, был крещен и воспитан в православной вере, ходил с родителями в церковь к причастию, несмотря на насмешки сверстников. К началу войны ему не было 16-ти. В конце 1942 года семья получила «похоронку» на отца. Юрий просится добровольцем на фронт, и проходит школу молодого бойца под Шуей, после обучается в стрелковом полку под Москвой. В конце 1943 года в звании гвардии младшего сержанта он был отправлен на Белорусский фронт, служил в пехоте, получил ранение, был награжден Орденом Отечественной войны. В начале лета 1944 года Юрий во время наступления был контужен и попал в плен. В плену его, как знающего план наступления, фашисты подвергли жестоким пыткам, но Юрий не сказал мучителям ни слова. Затем его предали изощренной казни: пригвоздили к двум перекрещенным доскам. Политработник стрелкового полка, который на освобожденной от немцев территории первый обнаружил в блиндаже обезображенное тело Юрия Смирнова, в своем отчете описал страшные подробности ран убитого воина и отметил сходство его кончины с мучениками за Христа. Нельзя не думать, что враги придумали такую казнь не произвольно, а с подражанием по примеру казни Христа и христианских мучеников.
Сейчас чаще стали соотносить героическое самопожертвование воинов с исполнением высочайшей заповеди о христианской любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). И эту заповедь исполнил простой русский солдат в свои неполные 19 лет. Несколько лет назад в деревне Клещевке под Шуей, где формировался полк на фронт и где проходил обучение молодой солдат Юрий Смирнов, был восстановлен монумент в честь русского героя.
Желаю всем участникам Чтений Божиего благословения и плодотворной работы.
† Матфей,
епископ Шуйский и Тейковский
22 ноября 2019 г.
Град Шуя