Кафедральный собор Воскресения Христова г. Шуя

Ансамбль Воскресенского собора — архитектурная доминанта Шуи, исторический центр города. Расположен на левобережье реки Тезы в старой части города, соборная колокольня замыкает перспективу бывшей Ковровской улицы. Кроме главного собора (1798) в ансамбль входит малый Никольский собор (1756) и отдельно стоящая колокольня (1832). Комплекс зданий Воскресенского собора признан памятником федерального значения. В связи с образованием Шуйской епархии Воскресенский собор получил статус кафедрального.

История Воскресенского собора неразрывно связана с находившейся в нем святыней — чудотворной Шуйской-Смоленской иконой Божией Матери, избавившей в XVII в. Шую от морового поветрия. В честь Шуйской иконы освящен главный престол храма.

 

История Воскресенского собора

Церковь Воскресения Христова впервые упоминается в 1629 г. в писцовых книгах Афанасия Векова. В описи города Шуи Воскресенская церковь описывается «деревянной и весьма бедной», с одним приделом св. Николая Чудотворца.

Церковь становится знаменитой в связи с обретением в ней Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери во время морового поветрия, постигшего всю центральную Московию в 1654–1655 гг. Свирепствующая эпидемия унесла жизни 560 человек, почти половину жителей Шуи. Обетная икона была написана по просьбе прихожан Воскресенской церкви шуйским иконописцем Герасимом Иконниковым, который писал список cо Смоленского образа Пресвятой Богородицы «Одигитрии».

       

Икона была создана за несколько дней, и уже при написании образа случились чудесные явления. Иконописец вдруг обнаружил, что изменилась первоначальная прорись иконы, так что правая ножка Младенца оказалась приподнятой, и Он левой рукой закрывает ее пяту; при исправлении «ошибки» Герасимом это начертание вновь чудесно повторилось (по «Сказанию» так случилось трижды), и иконописец сохранил его на иконе. При торжественном внесении образа крестным ходом в Воскресенскую церковь от иконы изошел видимый всеми неземной свет. Став свидетелями знамения, жители города начали сугубо каяться, умножили свои молитвы, и через некоторое время по молитвам Богородицы моровая язва в Шуе чудесно прекратилась. Шуяне прославили Небесную Заступницу, оказавшую милость через новонаписанную икону.

Обильные чудеса и исцеления от новоявленной Смоленской иконы, наименованной впоследствии «Шуйской», стали происходить с 1666 г., через 11 лет после ее обретения. В некоторые праздничные дни в Воскресенской церкви случалось более десяти чудесных исцелений от образа; всего же было зафиксировано 108 случаев исцелений. В 1667 г. специальная патриаршая комиссия после освидетельствования чудес от Шуйской иконы признала ее чудотворной.

Примерно в 1690 г. на месте деревянной Воскресенской была возведена каменная пятиглавая церковь. В том же году церковь была переименована в соборную (по другим источникам это случилось в 1667 г.). У северной стороны собора в 1709 г. была выстроена небольшая зимняя Никольская церковь. Случившийся в 1710 г. пожар уничтожил оба храма. Выстроенный заново собор просуществовал недолго и был по ветхости разобран. В 1739 г. был издан указ о возобновлении строительства двух храмов. В 1756 г. на небольшой террасе на месте прежней была выстроена невысокая одноглавая церковь в честь святителя Николая Чудотворца (впоследствии она также называлась собором). Возведение Воскресенского собора долго откладывалось и было начато усердием горожан лишь в 1792 г., строительство продолжалось несколько лет. 19 сентября 1798 г. происходила церемония освящения Воскресенского собора, чин совершал епископ Владимирский и Суздальский Виктор. При сохранении прежнего названия собора главный его престол был освящен в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери.

      

После строительства конца XVIII в. храм приобрел архитектурный облик, сохранившийся в основном до настоящего времени. Это яркий памятник раннего классицизма, отличающийся монументальностью, строгостью форм; высота собора — 34,8 м. Первоначально основной объем собора составлял увенчанный пятиглавием четверик, к которому примыкала пониженная трапезная.

В 1722 г. Воскресенский собор посетил император Петр I, направлявшийся в Персидский поход. Сохранилось предание, что государь исцелился от некоего недуга у Шуйской иконы и хотел взять образ с собой, но жители Шуи упросили его оставить святыню у них (сведения о посещении Шуи Петром I спорны). Среди царственных особ собор посещали также царица Елизавета Петровна (в 1729 г.) и император Александр II, в бытность им наследником престола (в 1837 г.).

Еще дважды по молитвам горожан к Шуйской-Смоленской иконе Шуя избавлялась от случавшихся моровых поветрий: в 1772 г. — от эпидемии чумы, охватившей окрестности Москвы и ряд южных губерний, и от эпидемии холеры, случившейся в Шуе в 1831 г. и унесшей жизни 418 человек. В дни памяти чтимой иконы в Шуе проходили общегородские крестные ходы, в частности, в 1-ое Воскресенье Петрова поста — в память от избавления Шуи от чумы и написания иконы Богородицы в 1655 г., 28 июля — в память избавления от эпидемии холеры в 1831 г. заступничеством Божией Матери. В нижегородском селе Павлово-на-Оке 2 ноября также проходил крестный ход в память избавления жителей села в 1771 г. по молитвам перед списком Шуйской иконы (этот день памяти стал праздноваться позднее и в Шуе).

Воскресенский собор был богато украшен на средства, главным образом, шуйского купечества. В память об избавлении Шуи от холеры была изготовлена драгоценная праздничная риза для чтимого образа (оценивалась по тем временам в 40 тыс. рублей). По описанию краеведа В. Борисова «св. иконы в храме все без исключения греческого письма, многие из них обложены сребропозлащенными ризами и окладами». В описи святынь отмечается Тихвинская иконы Богоматери (1738), известная под именем «Воеводской». Стены и столпы главной части собора были расписаны в академическом стиле в конце XIX в.

В 1833 г. на средства купца Корнилова в малом Никольском соборе был устроен и освящен придел в честь святителя Митрофана Воронежского — первый престол в России в честь прославленного в 1832 г. русского архипастыря. Инициатором освящения явился соборный протоиерей Алексий Никитский, который был уроженцем села Антилохово Ковровского уезда, в котором родился и святитель Митрофан.

      

В 1912–13 гг. на средства старосты П.Х. Пухова и шуйского фабриканта М.А. Павлова Воскресенский собор подвергся значительной реконструкции и расширению. Переустройство было вызвано вследствие «неотложной нужды по причине тесноты и духоты». Несмотря на возражения со стороны многих архитекторов, рекомендовавших сохранить прежнюю архитектуру собора «в стиле Казакова», проект перестройки был, тем не менее, осуществлен по проекту архитектора И.Е. Бондаренко. С западной стороны к собору была пристроена вытянутая трапезная, которая завершалась двусветной папертью-притвором с тремя главами, где разместились высокие хоры. Справа и слева новой трапезной были устроены два придела в честь Воскресения Христова и Успения Божией Матери (освящены, соответственно, в 1914 и 1916 гг.) Реконструкция в целом сохранила стиль раннего классицизма и добавила храму монументальности.
Прежде к собору были приписаны две каменные часовни Шуи: расположенная на соборной площади Смоленская часовня (сер. XIX в., перестроена в 1876 г.) и часовня св. Александра Невского (1896 г.) — у городского рынка. Обе часовни не сохранились.

 

Соборная колокольня

В 1810 г. в 20 саженях к югу от Воскресенского собора было начато возведение соборной колокольни, которая строилась в течение 22 лет. Это уникальное сооружение русского зодчества, замечательный памятник эпохи классицизма XIX в. Высота колокольни — 149 аршин (106 м), и она уступает лишь Петропавловскому шпилю в Санкт-Петербурге (122 м) и считается самой высокой в Европе среди отдельно стоящих колоколен.

Строительство высотной колокольни предусматривалось генеральным планом города, и она гармонично вписалась в архитектурный пейзаж Шуи. Бывший тогда губернатором князь И.М. Долгорукий считал Шую лучшим городом Владимирской губернии и принимал живое участие в его обустройстве.

Первоначально архитектором шуйской звонницы был итальянский мастер Гауденцио Маричелли, которому принадлежит также несколько значительных строений в Шуе и Владимирской губернии. По замыслу итальянского зодчего «общая высота должна была простираться до 30 саженей» (около 64 метров), сооружение состояло из четырех ярусов и изначально имело более прямой силуэт. Однако в 1819 г. колокольня, построенная до третьего яруса, неожиданно обрушилась, к счастью без людских жертв. Понесенный убыток составил около 100 тыс. рублей. Причины неудачи остались до конца невыясненными, но последующие работы проводились уже без участия Маричелли. Новое строительство осуществлялось по проекту губернского архитектора Евграфа Яковлевича Петрова, ученика известного зодчего Казакова. Строительными работами руководил крестьянин-самоучка Михаил Саватеев. Работы были закончены в 1832 г., и в Шую на торжества по открытию уникальной колокольни съехалось огромное количество народа из окрестностей и других губерний.

В новом проекте была уменьшена высота каждого яруса, вследствие чего колокольня стала более приземистой при более значительной общей высоте. Стены колокольни сложены из кирпича, цоколь и колонны белокаменные. Основанием служит шестигранник, несущий три цилиндрических яруса с открытыми арками для звона, последовательно убывающие по диаметру. Первоначально колокольню венчал деревянный шпиль, длина которого вместе с крестом была 45,5 метров. В мае 1868 г. вследствие сильной бури крест надломился, после чего приглашенные из Москвы мастера установили новый, железный шпиль, сделанный по проекту инженера Д.И. Журавского.

На третьем ярусе размещалось 12 колоколов общим весов 2333 пуда. Самый большой колокол весил 1270 пудов (более 20 тонн), в диаметре — 4 аршина (2,84 м) и считался седьмым по величине и весу в России. Прежний наибольший колокол, ставший затем вторым на колокольне, весил 500 пудов. Новый колокол был отлит на московском заводе Финляндского на средства шуйского фабриканта Павлова; установка колокола была приурочена к спасению царской семьи в 1888 г. после крушения поезда под Харьковом. Однако при транспортировке колокола через Тезу зимой 1891 г. лед на реке и проломился, колокол затонул. Но тотчас нашлись смельчаки, которые, ныряя в ледяную воду, продели канаты через уши колокола, и общими усилиями колокол был извлечен из воды на левый берег. 19 мая 1891 г. при стечении 20 тыс. народа колокол был торжественно водружен на колокольню с помощью системы тросов. Работы по подъему нового колокола продолжались всего полтора часа. Освящал колокол архиепископ Феогност.

     

Колокола на соборной звоннице звонили до 1930-го г., после чего звон в Шуе был запрещен. Летом 1933 г. павловский колокол, как и все остальные колокола были сброшены с шуйской колокольни. С главным колоколом, ушедшим в землю на полтора метра, долго не могли ничего сделать, впоследствии его разбили молотом. Два старинных колокола были сохранены, сегодня они вновь повешены на ярусе для звона и участвуют в трезвоне малых колоколов.

 

«Шуйское дело» 1922 года

Воскресенский собор оказался в центре исторических событий Советской России в связи с Декретом «Об изъятии церковных ценностей». В 1922 г. У Воскресенского собора произошли столкновения, давшие начало известному судебному процессу «Шуйское дело», после которого наступили масштабные гонения на Церковь.

В 1921 г. вследствие небывалой засухи, а также жестокой политики продразверстки в отношении крестьянства начался страшный голод в Поволжье. Голодало около 20 миллионов человек. Патриарх Тихон обратился с призывом к российской пастве и благословил сбор средств в пользу страдавшим от голода. Церковным комитетом помощи голодающим было собрано большое количество материальных средств, в том числе, были пожертвованы драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употребления.

Однако советские власти решили использовать наступивший голод для борьбы с Церковью. В начале 1922 г. под предлогом сбора средств для голодающих издается Декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», согласно которому должны были изыматься все без исключения драгоценные церковные предметы. Патриархом Тихоном было издано воззвание к пастве, в котором указывалось, что Церковь не может одобрить изъятие из храмов богослужебных предметов, это является святотатством и нарушением церковных канонов.

В Шуе комиссия по изъятию церковных ценностей была создана 3 марта. Настоятель Воскресенского собора протоиерей Павел Светозаров сообщил, что он сам отдать имеющие богослужебное употребление церковные предметы не может, но и оказывать сопротивления комиссии не намерен. Протестующие прихожане в течение нескольких дней преграждали вход в собор комиссии по изъятию ценностей, которая намеревалась произвести опись находящихся в храме драгоценных предметов. 15 марта 1922 г. у Воскресенского собора собралась большая толпа народа, и при очередной попытке членов комиссии войти в сопровождении охраны у стен собора возникли беспорядки. Конной милиции и прибывшему затем вооруженному отряду красноармейцев было оказано сопротивление. Люди отбивался кольями и поленьями, начали раздаваться возгласы: «Все равно умирать — умрем за Божию Матерь!». После ударившего с колокольни набата по защищавшим собор прихожанам была открыта пулеметная стрельба сначала поверх голов, потом по самой толпе и по звонившим. Среди защитников храма пострадало 22 человека, четверо были убиты. Насильственное изъятие основных ценностей из собора совершилось в тот же день; кроме многочисленных иконных риз был содран с престола серебряный оклад, снята драгоценная праздничная риза с чудотворной Шуйской иконы.
На события в Шуе была незамедлительная реакция со стороны большевистского правительства в Москве. Уже на следующий день Ленин пишет в Политбюро свое секретное письмо, в котором призывает жестоко расправиться с сопротивлением «церковников». Из текста письма становятся очевидными истинные, циничные причины начавшейся кампании по изъятию церковных ценностей. «Я прихожу к безусловному выводу, — пишет Ленин в своем письме, — что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».

По начатому уголовному делу были арестованы настоятель шуйского Воскресенского собора протоиерей Павел Светозаров, несколько других шуйских священников; всего по окончании следствия в Шуе к суду были привлечены девятнадцать человек. В Иваново-Вознесенске был проведен показательный суд над «зачинщиками» беспорядков, свидетели путались в показаниях, обвиняемые виновными себя не признали. По решению суда, утвержденному затем в Политбюро, были приговорены к расстрелу священники Павел Светозаров и Иоанн Рождественский из Крестовоздвиженского храма в Палехе, а также мирянин Петр Языков. Остальные участники процесса были осуждены на разные сроки тюремного заключения. Смертный приговор был приведен в исполнение 10 мая 1922 г.
После «Шуйского дела», приковавшего внимание всей России, начались масштабные репрессии духовенства по всей стране, уже санкционированные советской властью. Активное сопротивление изъятию ценностей проводились и в других городах России: производились массовые аресты в Москве, Петрограде, Смоленске, Орле, других городах. В стране начались небывалые в истории гонения на Православную Церковь.

На Соборе 2000 г. пострадавшие во время шуйских событий 1922 г. были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских: расстрелянные после суда священники Павел Светозаров и Иоанн Рождественский, Петр Языков, убитые у стен собора — Николай Малков, Сергей Мефодиев, Авксентий Калашников, Анастасия Шилова.

    

В воспоминание о тех трагических событиях 17 октября 2007 г. на площади у соборной колокольни был торжественно открыт памятник павшим за веру в годину гонений на Церковь (скульптор А.И. Рукавишников).

 

Собор и колокольня в советские годы

В Воскресенском соборе совершались богослужения вплоть до конца 1930-х гг.
В 1920–40 гг. при соборе жила блаженная Фаина (1872–1945), прославившаяся в подвиге юродства Христа ради. «Фаинушка», как ее называли ласково шуяне, вела подвижническую жизнь: спала на дровах, одевала много одежд, отчего казалась полной, всегда носила за спиной тяжелый ранец. Блаженная имела дар прозорливости, ею были предсказаны многие события как в жизни отдельных людей, так в судьбе собора. Так, однажды она с руганью бросила веревку в одного священника, который вскоре повесился; перед закрытием собора она протирала иконы, говоря: «Все равно петухи придут!» В другой раз они возила кругами перед магазином дохлую козу, после чего наступил голод и народ выстроился очередями у магазинов. Могила Фаинушки на Троицком кладбище Шуи почитается верующими шуянами до настоящего времени.

20 апреля 1936 г. Воскресенский собор был отдан обновленцам. Официально он был закрыт постановлением Ивановского облисполкома 2 октября 1937 г., но фактически богослужения в нем прекратились в сентябре 1939 г. Тогда же из собора загадочно исчезла его главная святыня — Шуйская-Смоленская икона Богородицы, ее местонахождение до настоящего времени неизвестно.

    

В советское время в помещении собора находились склады. В Никольском храме размещалась мебельная мастерская, а в Митрофаниевском приделе до 1999 г. — Шуйский городской архив. В 1960-х гг. все восемь куполов собора были сняты, и более десяти лет собор стоял «обезглавленным». В 1967 г. в Обществе охраны памятников старины был поднят вопрос о восстановлении глав. Дважды, в 1951 и 1969 гг. приступали к реставрации колокольни — главной достопримечательности Шуи, долгое время шуйская звонница простояла в лесах, но в обновленном виде находилась непродолжительное время. В начале 1990-х на колокольне была заменена кровля.

 

Возрождение Воскресенского собора

На Пасху 1991 г. Воскресенский собор был вновь передан Русской Православной Церкви, в нем возобновились богослужения. В октябре 1991 г. собор был приписан к Николо-Шартомскому монастырю, получив статус монастырского подворья.

20 августа 1993 г. во время визита в Ивановскую епархию Воскресенский собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своем приветственном слове к собравшимся в соборе он, в частности, сказал: «Революционные десятилетия не прошли бесследно для Шуи: проводились изъятия церковных ценностей, репрессии священнослужителей и мирян, закрытие церквей. Храм Воскресения Христова возрождается сегодня к жизни, в нем совершаются богослужения, открыта приходская школа. Многие горожане принимают живое участие в возрождении церковной жизни. Дай Бог вам завершить это святое дело. Пока мы восстанавливаем свои святыни, не погибнет Русская земля».

    

В разоренном соборе начались длительные восстановительные работы: была произведена как внутренняя, так и внешняя реставрация, восстановлен пятиярусный иконостас, расписанный палехскими иконописцами, реставрирована настенная живопись, в храме появилось много старинных и новонаписанных икон. Среди древних икон в соборе почитается список Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери, написанный в начале XIX в. Вокруг комплекса храмов была отстроена кованая металлическая ограда. Неоднократно реставрировалась колокольня: производился косметический ремонт кладки, в 2000-х гг. ее стены дважды красили, причем, один раз при помощи альпинистов.

5 января 2002 г. на шуйскую колокольню был поднят новый большой колокол весом 4,5 т, отлитый в литейной мастерской Николо-Шартомского монастыря; это самый большой колокол на храмовых звонницах Ивановской области.

    

10 августа 2005 г., в день празднования Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери в Шуе прошел первый большой Крестный ход в честь чудотворной иконы, собравший около 10 тыс. человек. Традиция большого крестного хода в Шуе стала ежегодной, в день празднования чтимой иконы собирается множество богомольцев со всей Ивановской области, паломников из других мест.

В 2013–15 гг. по федеральной программе была проведена генеральная реставрация комплекса храмов Воскресенского собора. Были заново оштукатурены фасады собора, заменены элементы декора, позолочены главы, установлены новые фигурные кресты. У малого Никольского собора была сделана обширная отмостка, завершена его наружная реставрация. В марте 2015 г. была расписаны стены трапезной части собора. На колокольне были заменены несущие конструкции шпиля, находившиеся долгое время в аварийном состоянии, была произведена обработка каменной кладки по всей площади колокольни, отделана лепнина. Был снят и реставрирован крест, заменена кровля шпиля и купольной части звонницы. Подобная масштабная реставрация не проводилась с момента постройки колокольни.

   

После образования Шуйской епархии Воскресенскому собору был присвоен статус кафедрального (указ Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/193 от 04.04.2013).
В настоящее время в шуйском Воскресенском соборе совершаются основные архиерейские богослужения, проводятся официальные епархиальные мероприятия.

Литература

1. Борисов В.А. Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. М., 1851. С. 104–110. (Переиздание 2002 г.)
2. Гундобин П.И. Описание Шуйского Воскресенского собора и Сказание о чудесах от чудотворного образа Шуйской-Смоленской Божьей Матери, находящегося при Воскресенском соборе. М., 1862.
3. Правдин Е.И. Описание горда Шуи и Шуйских церквей. Шуя, 1884.
4. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Под редакцией прот. В.В. Касаткина. Владимир, 1906.
5. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3. М. Наука, 2000. С. 520–524.
6. Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь. Из истории города Шуи в 19–нач. 20 вв. Шуя, 1994.
7. Ставровский Е.С. Храмы города Шуи. Шуя, 2007.
8. Никонов Н.И. Шуйско-Смоленская икона Пресвятой Богородицы. СПб., 2008.
9. Воскресенский собор в Шуе. История реставрации памятника. Иваново, 2015.
10. Макарьянц Б.Л. История почитания иконы Божией Матери Одигитрии Шуйской. К 350-летию прославления: 1667–2017. М., 2017.