Е.С. Ставровский: из истории храма в селе Ильинское-Телешово
Ильинское-Телешово, находящееся ныне всего в двух километрах от Шуйской окружной дороги – одно из древнейших селений на территории Ивановской области. Ранее окрестности города Шуи относились к Владимиро-Суздальскому краю.
Впервые в документах этот населённый пункт упоминается в самом начале XVII столетия (в период Смутного времени), когда он неоднократно был разорен польско-литовскими отрядами пана Лисовского. Но, вне всякого сомнения, возникло Ильинское-Телешово на два-три века раньше первого документального упоминания.
Это селение имело множество названий: Воскресенский погост, погост Сергия Радонежского, погост Телешово, Ильинский погост, погост Ильинское-Телешово, село Ильинское. Название погоста изменялось по разным причинам, прежде всего, в зависимости от главного на тот момент престола в храме. Скорее всего, наиболее древним из этих названий следует признать «погост Телешовский» (или Телешово), так как уже в XVII в. часть земель близ Шуи (по правому берегу Тезы) называлось Телешовской стороной или Телешовской волостью. С другой стороны реки находилась Борисоглебская волость.
По преданию, царь Иван Васильевич Грозный подарил Телешовскую волость своему тестю Василию Собакину, после того как государь в 1571 г. женился на дочери Собакина, Марфе Васильевне. Как писал шуйский историк-краевед В.А. Борисов (1809-1862), «в доселе-сохранившемся церковном синодике значится, что некоторые из роду Собакиных были убиты опричниками в Телешове по повелению Иоанна Грозного». По данным Борисова, во времена Ивана Грозного здесь была черная царская волость и конный завод.
Фактически древняя история этих мест сплела вместе историю Ильинского погоста, как административно-церковного центра, и историю сельца Телешово, т.е. помещичьей усадьбы дворян Собакиных. Эта усадьба, известная с начала XVII века, находилась в одной версте от погоста (церкви).
Впервые храмы погоста описаны в писцовых книгах Афанасия Векова (1629) и Александра Теприцкого с Иваном Небогатовым (1685-1686). В 1629 г. в Ильинском-Телешове упоминается храм Воскресения Христова с приделом Святого пророка Илии: «…А в церквах Божие милосердие – образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякая церковная утварь, строение Василия Собакина».
Собакины, владельцы Телешова, в 1-й половине XVIII века были главными жертвователями на храм в Ильинcком. Этот период был, безусловно, периодом расцвета усадьбы Телешово. Собакиными был построен новый дом, рядом с которым разбит обширный сад и выкопан большой пруд. Последним помещиком, постоянно проживающим в Телешове, был отставной поручик Николай Алексеевич Собакин с женой Наталией Порфирьевной.
Дети Н.А. Собакина после смерти родителей быстро охладели к телешовской усадьбе. К середине XIX века усадьба была полностью нарушена. Как писал упомянутый В.А. Борисов, «место, где были сад, дом и пруды Собакиных заглохло, и близ него выросла берёзовая роща»…
Памятью о Собакиных являлась их семейная каменная усыпальница, которая находилась близ Ильинского храма (в 60-е годы XX века разрушена). По описанию XIX столетия выглядела усыпальница следующим образом: «снаружи она похожа на небольшую четырехугольную палатку; при входе в оную по обеим сторонам были вделаны, как заметно, надписи, свидетельствующие о погребенных тут телах, закрытых каменным сводом; а на восточной стороне, во внутренности усыпальницы, есть киотец (тябло), где стояли образа».
К концу XVIII века в приходе Ильинского погоста появились новые дворянские усадьбы и новые помещики, взявшие на себя обязанности церковных благотворителей (вместо Собакиных). Среди них самые известные – князь Иван Михайлович Долгоруков, его жена Агриппина Алексеевна (в первом браке Пожарская) и генерал-интендант Александр Филиппович Пожарский.
Существует две версии происхождения шуйских дворян Пожарских. По одной из них, основатель рода по имени Яким служил священником в одном из сел Суздальского уезда Владимирской губернии, а уже его сын выслужил дворянское звание. По другой версии, у последнего из князей Пожарских Юрия Ивановича от дворовой девкой был сын Иван, который получил от отца дворянское звание и имение в Суздальском уезде. И будто бы от него (Ивана) пошли дворяне Пожарские. Скорее всего, верна первая версия…
Первым из дворян Пожарских, кто обосновался на шуйской земле, был Филипп Якимович (1718-1787). О нём достоверно известно, что с 1746 г. он был владельцем нескольких деревень Шуйского уезда. В мае 1751 г. Филипп Пожарский, тогда сержант лейб-гвардии Преображенского полка, сделал главное свое приобретение в шуйской округе: за 150 руб. была куплена деревня Василево. В 1762 г. он вышел в отставку в звании секунд-майора и принялся за обустройство усадьбы. Этот дом стал на долгие годы местом жительства Пожарских – сначала Филиппа Якимовича, затем его сына (Ивана) и внуков.
Одно время секунд-майор Пожарский занимал высокую должность предводителя шуйского дворянства. После смерти Ф.Я. Пожарского при разделе имения значительная его часть досталась Ивану Филипповичу (в том числе сельцо Василево с господским домом), старшему Александру как служившему вдали от родных краев выплатили 10 тысяч рублей, замужним дочерям выдали только по 500 руб.
Младший из сыновей Иван Филиппович Пожарский (1762-1809) вышел в отставку прапорщиком, вернулся на родину и служил здесь на разных должностях. Сначала был уездный казначеем, затем уездным исправником и дворянским депутатом от Шуйского уезда. Оба брата, как их родители, были погребены близ храма с. Ильинское-Телешово.
Александр Филиппович Пожарский (1752-1802) начинал службу в кавалергардах, затем в драгунском полку получил звание капитана. Дослужился он до высокого звания генерал-провиантмейстер-лейтенанта, ходил в фаворитах при дворе Екатерины II, но из-за интриг был вынужден уйти в отставку. После этого он приехал в родные края и построил усадьбу близ д. Трухино, недалеко от сельца Василево, где жил старший брат. Новая усадьба получила название по имени владельца – Александрово. Здесь он и жил со своей женой Аграфеной Алексеевной, урожд. Безобразовой (1766-1848). А.Ф. Пожарский рано умер, и его вдова вышла замуж – за князя И.М. Долгорукова.
Имя губернатора, поэта, писателя, мемуариста князя И.М. Долгорукова (1764-1823) ныне подзабыто. Но два столетия назад он был не только широко известен, но даже знаменит.
Князь И.М. Долгоруков – единственный внук казненного Анной Иоанновной фаворита Петра II князя Ивана Алексеевича Долгорукова и его жены Натальи Борисовны, знаменитой схимонахини Нектарии. Древний и знатный род Долгоруковых ведет своё происхождение от великого князя Киевского – основателя Москвы Юрия Долгорукова. Получив хорошее домашнее образование, И.М. Долгоруков сделал достойную своего рода карьеру, отметившись при этом на разных поприщах.
Первоначально наиболее ярко проявился актерский талант князя: в начале 1790-х гг. Иван Михайлович вошел в кружок наследника престола Павла Петровича, участвовал в драматических и музыкальных спектаклях при царском дворе. Но наибольшую известность среди современников он получил как поэт и драматург («стихоплет великородный» – назвал его Пушкин в Х главе «Евгения Онегина»; впрочем, Пушкин же говорил о нем: «поэт не довольно еще оцененный»).
Свою карьеру князь Долгоруков начинал как военный (в чине прапорщика) в 1-м Московском пехотном полку. Принимал участие в войне со Швецией. Не найдя в себе призвания к военной службе, он выходит в отставку, но желает служить по гражданскому ведомству. Свою просьбу Иван Михайлович излагает собственноручно в письме Екатерине II, и в сентябре 1791 г. он получает пост пензенского вице-губернатора. Оставил И.М. Долгоруков эту должность не по своей воле, но фортуна вернулась к нему в 1802 году. На этот раз судьба его заносит во Владимирскую губернию на самый высокий пост – на должность губернатора.
И.М. Долгоруков не был кабинетным начальником – он проводил периодические обзоры губернии, посещал владимирские города и села по разным торжественным случаям. В одном из таких визитов (овдовевший в 1904 г.) князь познакомился с шуйской дворянкой Пожарской, тоже недавно овдовевшей и большей частью проживавшей в сельце Александрово (в приходе Ильинского погоста).
«В Шуйском уезде жена моя имеет небольшую деревню, хорошо устроенную, в которую я часто езжал к ней в гости и влюблялся в неё после всякого визита больше и больше», – писал впоследствии Долгоруков.
13 января 1807 г. Иван Михайлович обвенчался во Владимире с Аграфеной Алексеевной (1766-1848), вдовой шуйского помещика А.Ф. Пожарского. В летние месяцы Долгоруков с женой часто наезжали в усадьбу Александрово, где князь занимался литературной деятельностью, вёл переписку и т.д.
С 1788 по 1818 гг. И.М. Долгоруков вёл подробные автобиографические «Записки», изданные неполностью в 1916 г. и в 2005 г. уже полностью в двух солидных томах под заглавием «Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни». Записки содержат богатейший материал о культурно-бытовом укладе жизни в провинции, в том числе и в Шуйском уезде. В 1818 г. Долгоруков систематизировал сведения из своих мемуаров в виде подробного словаря своих родственников, друзей и недругов, который известен под названием «Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни». В его мемуарах значительное место занимает Шуя и её округа, здесь приводится множество бесценной исторической информации как об отдельных шуянах, так и о жизни края в начале XIX века.
При посещении шуйской усадьбы, Долгоруков регулярно приезжал на службу в Ильинский храм и, по его же словам, нередко «певал обедню на крылосе нашего погоста….»
К концу XVIII столетия деревянные храмы Ильинского погоста пришли «в полную ветхость». Перестройка в камне началась с колокольни, так как в 1800 г. прежняя деревянная колокольня «во вторник на сырной неделе разрушилась до основания; колокол большой разбился». Первый вклад на строительство существующей и поныне колокольни (около 200 руб.) внёс помещик А.Ф. Пожарский (1852-1802), но достроить её не успел. Завершать возведение звонницы пришлось его супруге Агриппине Алексеевне. Большая часть колоколов была куплена в Ростове Великом. А самый большой колокол (весом 133 пуда 20 фунтов) производства колокольно-литейного завода Николая Алексеевича Бакулева (с. Слободское Вятской губ.) был куплен за 697 руб. на Нижегородской ярмарке.
В ноябре 1807 г. духовенство села Телешово получили от архиерея «дозволение построить вместо двух деревянных Ильинской и Сергиевской церквей, пришедших в ветхость» построить каменную, а старые церкви «разобрать и употребить на обжиг кирпича».
Главным организатором строительства был местный священник Михаил Соловьев. Подрядчиком строительных работ являлся «Костромской губернии и округи посаду Солей Больших купец» Дмитрий Павлов сын Клестов, в обязанности которого согласно договора входило: «построить в означенном селе Телешове, по зделаннному мною плану и фасаду каменную церковь с приделом в трапезе и с палаткою; работы начать с будущего 1808 года в июне месяце; при начатии коей канаву рыть и камни приготовлять на фундамент приходским людям, а мне Клестову по надлежащему бутить, а производить чистую и прочную работу, до полу в паперть выкласть полтора аршина, … следующий материал должен я приготовлять сам, а именно: на всю церковь кирпич, железа на связи, двести тридцать пудов; а ежели надобно и больше…» За всю работу подрядчику Клестову полагалось заплатить 4600 руб.
Тёплый придел храма был закончен к лету 1813 г., освящен протоиереем Шуйского Воскресенского собора Алексеем Никитским. Основная часть Ильинской церкви построена 1816 г. и освящена в сентябре того же года суздальским протоиереем Димитрием Смирновым.
Костромской мещанин Петр Яковлевич Дурляпин взялся в 1814 г. сделать для храма резной иконостас, за что получил от Долгорукова 1200 руб. Иконостас был устроен по рисунку самого князя И.М. Долгорукова. Подряд на написание икон в новом иконостасе получил крестьянин из Холуя Яков Варфоломеев. «Исправлением старых святых икон» занимался иконописец вязниковской округи с. Мордовского Мартьян Федотович Гагаев.
В 1850 г. теплая Сергиевская церковь с разрешения архиепископа расширена и частично перестроена. Украшением церкви являлись установленные с двух противоположных сторон белокаменные крыльца с четырехколонными портиками.
Стены и своды церкви расписаны палехским художником Н. Сафоновым на средства шуйского 2-й гильдии купца Н.Г. Калужского. В 1849 г. выполнен новый иконостас в стиле рококо шуйским мастером мещанином Е. Осетровым по рисунку Долгорукова, вызолочен на средства купца Н.Г. Калужского.
На западной стене храма была такая надпись: «Святый храм сей здатися начася с 1807-го года и совершен благодатиею Божиею при Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре Александре Павловиче благословением Преосвященнаго Ксенофонта, Епископа Владимирскаго и Суздальскаго; освятися теплый храм во имя Преподобного Сергия Игумена, Радонежскаго Чудотворца 1813-го года ноября 9-го дня, холодный во имя Святаго Пророка Божия Илии 1816-го года сентября 24-го дня, при священнике Михаиле Николаевиче Соловьеве, служившем ревностно в сем храме 36 ½ лет. Здатели храма были: Владимирский Гражданский Губернатор, Господин Тайный Советник и Кавалер, Князь Иван Михайлович Долгорукий с своей супругою, Г-да Пожарские и все прихожане».
В храме Ильинского погоста хранились древние иконы, связанные с названиями престолов (св. Пророка Илии, св. Сергия Радонежского, Воскресения Христова), а также несколько исторических реликвий, среди которых надо выделить:
- хранившийся в ризнице «бархатный, красный покров, обложенный золотым позументом»; как писал В.А. Борисов, «уверяют, что он хранится от времени Иоанна Грозного» («позумент» – это золототканная лента, обшивка.);
- бархатные воздухи, украшенные золотыми блесками, по краям убранные золотой бахромой, а по углам золотыми кистями, по преданию, воздухи приложены императрицей Елизаветой Петровной во время проезда её мимо погоста Ильинского к Шуе.
Самой известной святыней Ильинского погоста в XIX веке был чтимый народом чудотворный Крест Господень, к которому привозили больных и сумасшедших. Случаи чудесного исцеления от Животворящего Креста начались в начале XIX столетия. В деревне Марково жили две девицы, лишившиеся рассудка после страшной грозы. Их матери во сне явился старец, который велел отслужить молебен Животворящему Кресту за здравие беснуемых. Старец вынул крест из-за пазухи и показал матери. Мать пришла к священнику Михаилу Соловьеву и пересказала сон. Отец Михаил показал ей все кресты, но нужный не нашелся. Сон повторился, и священник нашел-таки в ризнице совершенно ветхий деревянный крест, который уже не использовался при службах. после молебна беснуемых девиц окропили, дали святой воды, и они вылечились. Крест всё же был слишком ветхим, поэтому с него сделали точную копию, которой передались чудодейственные свойства.
После смерти о. Михаила Соловьева место иерея в Ильинском погосте получил его сын Николай, который служил здесь 55 (!) лет. Другой сын – Алексей – принял монашество и стал известным в православном мире под именем Агафангел.
Алексей Михайлович Соловьев (1812-1876) успешно прошёл все ступени духовного образования: Шуйское духовное училище, Владимирскую духовную академию и Московскую духовную академию, получив степень магистра богословия.
Уже через 4 года после окончания духовной академии, в 1842 г. ему поручено исправлять должность инспектора московской духовной академии. В сентябре того же года он назначен ректором харьковской семинарии с возведением в сан архимандрита. Вскоре о. Агафангел переведён на должность ректора в Костромскую духовную семинарию. С 1854 по 1855 годы он являлся ректором Казанской духовной академии.
4 марта 1857 г. назначен епископом Ревельским, викарием Петербургской митрополии, рукоположён 31 марта. С февраля 1860 г. Владыка Агафангел возглавлял Вятскую епархию. В июле 1866 г. он поставлен на Волынскую и Житомирскую кафедру. 31 марта 1868 года возведён в сан архиепископа.
Владыка Агафангел основал в Вятке училище для девиц духовного звания, устроил епархиальную библиотеку, в которую пожертвовал много книг. В бытность ректором Казанской духовной академии Агафангел начал издавать журнал «Православный собеседник», а в Житомире предпринял издание «Волынских епархиальных ведомостей». Известно несколько его печатных трудов, среди которых выделяются: перевод с греческого книги «Премудрости Иисуса, сына Сирахова» (СПб, 1860) и перевод с еврейского книги Иова с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861).
Владыка Агафангел не забывал свою малую родину: пожертвовал в храм архиерейскую панагию с бриллиантами, архимандритский крест, орден святой Анны 1-й степени, крест магистра, сердоликовые четки, архиерейские облачения, ценные богослужебные книги и др.
На пожертвования Владыки в 1874 г. в Ильинском-Телешове была открыта церковно-приходская школа (ЦПШ). Это была одна из лучших и наиболее обеспеченных ЦПШ во всей Владимирской губернии. Здание школы сохранилось до наших дней. На кладбище близ храма дожила до нашего времени часовня-усыпальница, устроенная Владыкой Агафангелом на могиле матери.
В 1891 г. после Николая Соловьева настоятелем Ильинского храма назначен Ф.В. Казанский, уроженец с. Большие Всегодичи Ковровского уезда Владимирской губ.
Федор Васильевич Казанский (1862-1945), выпускник Шуйского духовного училища и Владимирской духовной семинарии, рукоположен в священника 16 марта 1891 г. к Ильинской церкви погоста Ильинский-Телешово. Был известен как этнограф и деятель просвещения Владимирской губернии. Собранный о. Федором богатый этнографический материал по крестьянскому быту ныне хранится в Российском этнографическом музее в Петербурге. При Ильинском храме о. Федор организовал одно из первых в нашем крае общество трезвости, открыл общедоступную библиотеку.
В 1908 г. был переведен Ф.В. Казанский в Шую в Вознесенский кладбищенский храм, где был настоятелем в течение 20 лет. С 1909 г. он состоял членом правления Шуйского духовного училища. В первую мировую войну был организатором воинских захоронений, в т.ч. немецких военнопленных.
После революции церковь в Ильинском-Телешове, как и другие храмы, подвергалась постоянным притеснениям. В январе 1936 г. православная община отказалась от храма «из-за непосильных налогов». Храм был закрыт постановлением Ивановского облисполкома от 28 февраля 1937 г., здание «предназначалось под клуб».
В январе 1937 г. здание церкви было «в безнадзорном состоянии», стекла в окнах выбиты. В 1940 г. местная власть решала вопрос о расширении Ильинской школы. Был предложен проект устройства школы в здании церкви, для чего планировалась достройка второго этажа. Была составлена смета, но дальше дело не пошло.
Храм использовался под склад, но в 1966 г. по решению районной власти церковь была разрушена, а щебень использован на стройках Шуйского района.
До настоящего времени от церкви Ильи Пророка сохранилась лишь колокольня, самая старая часть храмового комплекса в Телешове. Возраст колокольни – уже больше двух веков.
Архитектурные особенности Ильинской колокольни подробно отражены в 3-м томе «Свода памятников архитектуры и монументального искусства Ивановской области» (2000 г.): «Высокое и стройное сооружение, выполненное в формах раннего классицизма, состоит из трех четвериковых ярусов, прорезанных арками. Завершает колокольню удлиненный граненый купол с люкарнами, на который водружен световой четверичок со срезанными углами. Он, в свою очередь, имеет граненый колоколовидный куполок, образующий основание шпиля. Такое венчание в сочетании с последовательным уменьшением и облегчением четвериков — ярусов придает общей композиции динамичность и изящество. Средний ярус колокольни отличается наибольшей высотой. Убранство граней четвериков составляют двухколонные портики с широкими антаблементами и треугольными фронтонами (кроме верхнего). Арки звона с архивольтами, замковыми камнями и профилированными импостами заглублены в прямоугольные ниши. Антаблементы и скаты фронтонов дополнены зубчиками; ребра граней светового барабанчика украшены небольшими волютами. Между северными пилонами первого яруса в толще стены была устроена лестница к ярусам звона».
По благословению епископа Шуйского и Тейковского Иоанна Ильинская церковь будет восстанавливаться. С Божией помощью да возродится храм!
Е. Ставровский