Седмицы Великого поста

                                         


1-я седмица:  Неделя торжества Православия

✸ Пост на 1-й седмице считается наиболее строгим. По Уставу в первые два дня соблюдается воздержание от пищи. Со среды до пятницы — сухоядение (пища без растительного масла). В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом*.
✸ Богослужения святой Четыредесятницы значительно отличаются от совершаемых повседневно, они более продолжительные, чтение преобладает над пением. Богослужебные тексты читаются по Постной Триоди, их содержание проникнуто особенным покаянным духом, духовным плачем, восхвалением благодатных плодов поста. По Уставу в среду и пятницу в течение Великого поста служится Литургия Преждеосвященных даров**, в субботу — Литургия Иоанна Златоуста, в воскресенье — Литургия Василия Великого. В понедельник, вторник и четверг Литургия не совершается, за исключением некоторых особенных дней.
✸ В первые четыре дня первой седмицы поста на великом повечерии читается Великий покаянный канона преподобного Андрея Критского, разделенный на четыре части (всего канон содержит около 250 тропарей).
✸ В пятницу в конце Литургии совершается пение молебного канона преподобному Феодору Тирону и освящается коливо (вареная пшеница с медом). Древняя традиция вкушать коливо на первой седмице поста связана с явлением Феодора Тирона епископу Евдоксию во время гонений на христиан в IV веке: святой открыл епископу намерение языческого императора осквернить пищу на рынке идоложертвенной кровью и повелел христианам вкушать коливо.
✸ С субботу 24 февраля служится полиелейная служба святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (переносится с 22 февраля).

Воскресенье первой седмицы Великого поста называется Неделей торжества Православия. Этот праздник был установлен после осужденной 787 году на VII Вселенском Соборе ереси иконоборчества. Вместе с восстановлением почитания святых икон Церковь утвердила всю полноту своего вероисповедания, запечатленную решениями семи Вселенских Соборов, и произнесла анафему на еретические учения. Празднование торжества Православия показывает основание, на котором стоит Церковь — это правая, неповрежденная вера.
Духовное содержание первой седмицы Великого поста наполнено призывом к утверждению веры в душе каждого человека, в богослужебных текстах подчеркивается необходимость пребывания в ограде Церкви Христовой, как хранительнице и защитницы православных догматов.


* Отдельное благословение на пост берется постящимся у духовника.
** По обычаю на Литургии Преждеосвященных даров не причащают младенцев.

 

2-я седмица:  Святителя Григория Паламы

✸ Пост второй седмицы: в понедельник, среду и пятницу — сухоядение; во вторник, четверг, а также в субботу и воскресенье — пища с растительным маслом. Такой же режим соблюдается и в течение поста (за исключением Страстной седмицы).
✸ Литургия Преждеосвященных даров — в среду и пятницу (28 февраля и 2 марта).
✸ В субботу 2-й седмицы (3 марта) совершается поминовение усопших. После Литургии служится панихида, как в родительские субботы.

Второе воскресенье Великого поста называется Неделей святителя Григория Паламы или Неделей Светотворных постов. С именем византийского подвижника и богослова святителя Григория Паламы, епископа Фессалонитского связано учение Церкви о познании Бога путем непрестанного молитвенного делания. На Соборе 1341 г. святитель Григорий защитил позицию афонских аскетов, которые утверждали, что в молитвенном подвиге и при очищенной душе человек способен достигать богоподобия и лицезреть нетварный свет, который видели апостолы на горе Фавор во время Преображения Господня. Лицезрение православными подвижниками нетварного света свидетельствовало о причастности их божественным энергиям — об обо́жении, незримом соединении с Богом.
Церковь молится о благодатном озарении всех тех, кто пребывает в посте и покаянии, соединяет внешнее воздержание и внутреннее очищение сердечных помышлений. Богослужебные тексты восхваляют пост как благотворное средство к познанию  спасительной благодати Христовой, которую можно принять только путем непрестанного молитвенного труда.


 

3-я седмица:  Крестопоклонная

✸ Пост третьей седмицы: в понедельник, среду и пятницу — сухоядение, в остальные дни — пища с растительным маслом.
✸ Литургия Преждеосвященных даров — в среду и пятницу (7 и 9 марта).
✸ В субботу 3-й седмицы (10 марта) — поминовение усопших.

Третья седмица поста носит название Крестопоклонной. На воскресном Всенощном бдении в церквах выносится для поклонения и прославления Честный Крест Господень. Святая Церковь, указывая в первые две седмицы поста на основание христианства — правую веру и молитвенное делание, — в следующую седмицу прославляет духовную силу, которой зиждется спасение человека, — Крест Господень. Синаксарь этой недели начинается стихами: «Кресту вся земля да поклоняется: имже познала Тебе покланятися, Слове».
Крест, на котором был распят Христос, образует насажденное в раю древо жизни, через него была дарована новая жизнь человечеству — Пасха. Крест предварил Воскресение Христово, стал знаменем победы над телесной смертью и диаволом. Так и крестоношение человека, когда он в покаянии распинает свою плоть со страстями и похотями, должно предшествовать его личному воскресению. В богослужебных текстах седмицы многократно приводится пример Господа, смирившего Себя до смерти Крестной, и проходящие поприще поста призываются к подражанию великому смирению Спасителя.


 

4-я седмица:  Преподобного Иоанна Лествичника

✸ Пост четвертой седмицы: в понедельник, среду и пятницу — сухоядение, в остальные дни — пища с растительным маслом.
✸ Литургия Преждеосвященных даров — в среду и пятницу.
✸ В субботу 4-й седмицы (17 марта) — поминовение усопших.

На четвертой седмице Великого поста Церковь призывает своих членов следовать духовному совершенству. Среди сонма подвижников равноангельного жития избран пример преподобного Иоанна Лествичника, именем которого названа четвертая седмица. Преподобный Иоанн, родом сирианин, жил в VI веке, подвизался в монашеском подвиге на горе Синайской. В течение сорока лет он пребывал в пустынничестве, почти не вкушая пищи и пребывая в непрестанной молитве и покаянном плаче. Некогда святой Иоанн был обложен немощью, но, как поется в его тропаре, «постом, бдением и молитвою сделался и в телеси яко Ангел» — достиг высочайшего духовного совершенства. Преподобный Иоанн известен написанием аскетического сочинения «Лествица», в котором он изложил опыт святых подвижников, восходивших по степеням духовной лествицы (всего им названо 30 степеней) на высоту богопознания.
По примеру преподобного Иоанна Лествичника и древних святых подвижников Церковь предлагает своей пастве последовать пути постнической жизни и сугубого покаяния, напоминая о лествице, «души возводящей от земли к небесной и пребывающей славе».


 

5-я седмица:  преподобной Марии Египетской

✸ Пост пятой седмицы: в понедельник, среду и пятницу — сухоядение, в остальные дни — пища с растительным маслом.
✸ Литургия Преждеосвященных даров — во вторник, среду, четверг и пятницу.
✸ 20 марта — память 40 мучеников Севастийских (переносится с 22 марта).
✸ На вечернем богослужении среды пятой седмицы (21 марта) — «Стояние Марии Египетской», на котором полностью прочитывается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Между песнями Великого канона читается житие преподобной Марии Египетской.
✸ В субботу 5-й седмицы  — Похвала Пресвятой Богородицы (суббота Акафиста). Накануне, на вечернем богослужении пятницы (23 марта) поется Акафист Пресвятой Богородице.

Пятая седмица поста названа по имени преподобной Марии Египетской, жившей в V веке в Египте и подвизавшейся в долине Иордана. Житие великой подвижницы является примером неослабного покаянного труда и величайшего милосердия Божия, обращенного к сугубо кающимся грешникам. Преподобная Мария, будучи прежде страстной блудницей, в подвиге покаяния обратилась из глубины греховного падения к высоте святости.
Полное чтение Великого покаянного канона преп. Андрея Критского на службе, называемой «Мариино стояние», выражает мысль о непрестанном покаянии человечества на протяжении всего его существования. Синаксарь сего дня отмечает: «Этот канон толико есть широкий и сладкогласный, как и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнути, аще точно с сокрушенным сердцем и вниманием поется». Житие преподобной Марии Египетской, читаемое на службе, приводится как пример величайшего покаяния, которое может вместиться в одну жизнь.
Мариино стояние совершается в преполовение Четыредесятницы, и в текстах службы постящиеся призываются к ободрению, чтобы они, «преполовивше священный пощения путь, радостно текли к будущему воскресению».
Накануне субботы, называемой «Похвала Пресвятой Богородицы», на утрени поется Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы. Это пение совершается в памятование всегдашнего заступления Богородицы; оно было установлено в воспоминание о избавлении Божией Матери Константинополя от нашествия скифов, случившегося в VII веке в дни Великого поста.


 

6-я седмица:  Неделя ваий (цветоносная)

✸ Пост шестой седмицы: в понедельник, среду и пятницу — сухоядение, в остальные дни — пища с растительным маслом. В субботу разрешается вкушение рыбной икры. В воскресенье на трапезе разрешается рыба.
✸ Литургия Преждеосвященных даров — в среду и пятницу.
✸ Суббота недели Ваий (31 марта) — Лазарева суббота.
✸ В воскресенье (1 апреля) празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. На воскресном бдении (31-го вечером) освящаются вербы.

Лейтмотивом всей шестой седмицы является подготовка к встрече Недели ваий (ветвей), когда празднуется евангельское событие Вход Господня в Иерусалим. Каждый из дней седмицы имеет свое название: «понедельник ваий», «вторник ваий» и т.д.; богослужебные тексты седмицы побуждают христиан к глубокому переживанию грядущего события.
В пятницу шестой седмицы оканчиваются дни святой Четыредесятницы: «Душеполезную совершивше четыредесятницу и святую седмицу страсти Твоя просим видети …» (Страстная седмица в счет поста не входит.) В субботу седмицы ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря. Это событие было прообразом скорого Воскресения Христова. Лазарева суббота тесно соединяется по смыслу с последующим событием Входа Господня, у двух праздников общий тропарь. Вход Господень в Иерусалим на осляти, хотя и был торжественной встречей Христа, воскресившего Лазаря, но это событие ознаменовало также шествие Господа на предстоящие Ему страдания. Памятуя о том, что при встрече Господа ликующий народ постилал перед Ним пальмовые ветви (вайи), по обычаю христиане держали ветви за праздничным богослужением. В русской традиции пальмовые ветви заменены на ветви вербы (которые распускаются в этот день), отчего праздник называется Вербным воскресеньем.


 

7-я седмица:  Страстная

✸ Пост шестой седмицы: в понедельник, вторник, среду, и субботу — сухоядение, в четверг — пища с растительным маслом. В пятницу — строгий пост, по возможности воздержание от трапезы.
✸ Литургия Преждеосвященных даров — в понедельник, вторник и среду.
✸ В среду в последний раз читается молитва Ефрема Сирина и отменяются земные поклоны (за исключением поклонов при выносе Плащаницы в пятницу).
✸ Великий Четверток (5 апреля) — воспоминание Тайной Ве́чери, служится Литургия Василия Великого.
✸ Великий Пяток (6 апреля) — воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургии не положено.
✸ Великая Суббота (7 апреля) совпадает в этом году с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, служится Литургия Василия Великого. Строгий пост в этот день сохраняется (рыба и елей не разрешаются).

Дни Страстной седмицы посвящены последним дням земной жизни Спасителя. Каждый день седмицы именуется великим: «Великий Понедельник», «Великий Вторник» и т.д. Следуя евангельской хронологии, воспоминаются все главные события этих дней: предательство Иуды, Тайная Ве́черя, суд над Христом, страдания, смерть и погребение Господа Иисуса Христа. По словам святителя Иоанна Златоуста, «В эту Великую неделю разрушено долговременное царство дьявола, истреблена смерть, низложен сильный, расхищены его орудия, побежден грех, снято проклятие, отверст рай, небо сделалось доступно человекам».
Богослужение Страстной седмицы призывает христиан последовать Крестному пути Спасителя. В первые три дня на службе воспоминаются последние, пророческие слова Господа: притча о засохшей смоковнице, притча о десяти девах, беседа с иудеям о подати кесарю. В песнопениях Великой Среды воспевается жена-грешница, омывшая миром главу Спасителя, и осуждается предательство ученика Иуды. В Великий Четверток (5 апреля) воспоминается омовение ног ученикам на Тайной Вечери и установление Христом таинства Евхаристии. В четверг вечером совершается утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господних. В Великий Пяток, самый скорбный день в году, воспоминается распятие и смерть Спасителя; на вечерни, которая служится днем (около 15 часов) совершается чин изнесения Святой Плащаницы. Богослужение Великой Субботы есть благоговейное предстояние пред гробом Господним, чтение праздничных паремий (ветхозаветных пророчеств) предвозвещает скорое наступление Пасхи.