Мудрость — корень целомудрия
Мы начинаем публиковать серию очерков педагога, писателя-публициста Татьяны Владимировны Грудкиной, посвященных житиям святых, а также проблемам православного воспитания детей. Татьяна Владимировна Грудкина — автор книги «Жизнь как жертва», два тома которой уже вышли в свет. В книге представлены очерки из жизни женщин — подвижниц благочестия, живших в разное время. В предисловии автор высказывает пожелание, чтобы «незабвенные русские героини стали и для наших современников высоким образцом не только для восхищения, но и для подражания».
Святая царица Пульхерия (399 – 453 гг.)
память †23 сентября (10 сентября по ст.ст.)
По словам св. Ефрема Сирина, «не пострижение и не одеяние делают монахом, но небесное желание и божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни». Родившаяся в роскоши и выросшая в неге византийская царевна Пульхерия славилась редкой красотой и выдающимся умом. Многие искали ее любви, но она поклялась навсегда остаться девой, чтобы своей чистой жизнью очистить и придворные нравы.
Старшая сестра
Благоверная Пульхерия родилась в семье византийского императора Аркадия и его супруги Евдоксии. От отца, который был «мужем кротким и миролюбивым», она унаследовала нелицемерное благочестие. От матери, в чьих жилах текла кровь воинственных франков, – отвагу и решительность. Но более всего походила на своего деда императора Феодосия I Великого. Тот же административный талант, та же энергичная готовность отстаивать чистоту веры.
Пульхерия жила во дворце, но счастливого детства не видела. В девять лет вместе с младшим братом Феодосием и сестрами – Мариной и Аркадией она осталась круглой сиротой. Ей пришлось рано повзрослеть, потому что заботу о младших она взяла на себя. Пульхерия имела особую склонность к наукам и усердно занималась историей, философией, богословием, риторикой. На несколько лет дворцовая библиотека стала ее желанным прибежищем.
Подрастая, она стала осознавать, насколько ядовиты сети интриг, которыми опутывают ее брата – императора Феодосия, малого годами и умом. Поэтому, как только ей исполнилось пятнадцать лет, Пульхерия решительно заняла место регента-соправителя. Она уже четко представляла себе, в чем состоит главная задача монарха и каковы трудности государственного служения. Поэтому сама составила для Феодосия учебную программу, пригласила лучших учителей и, главное, собственным примером стала учить добру и справедливости.
К сожалению, Феодосий не обладал ни высоким интеллектом, ни волевым характером. Больше всего на свете он любил каллиграфию и мог часами вырисовывать красивые древние буквицы. Он был благочестив, добр и милостив, но государственными делами интересовался мало. Даже важные документы часто подписывал, совершенно не читая. Так однажды Пульхерия решила его проучить. Она подсунула ему бумагу, по которой императрица объявлялась бесправной рабыней. Феодосий, подписал, как всегда – не глядя. Тогда старшая сестра объявила испуганному императору, что точно также он может однажды подписать и свой смертный приговор.
«Жить на земле по небесным законам»
Несмотря на официальное принятие христианства, византийский двор являл собой картину языческого буйства жизни. Пульхерия же сразу отказалась от роскоши, а все наличные деньги стала жертвовать храмам и монастырям. «С каким усердием исполняла Пульхерия дела благочестия, сколько выстроила великолепных храмов, сколько возвела домов для бедных и странных, а также монашеских обителей, назначив для содержания этих заведений постоянную сумму денег, а для живущих в них – известное количество хлеба, — перечислять все это было бы долго», – с восхищением писал хронограф. Особо почитая Божию Матерь, она построила в Константинополе несколько храмов в Ее честь[1]. В самый знаменитый из них, Влахернский, благочестивая царевна на своих руках внесла чудотворный образ Пресвятой Богородицы, написанный евангелистом Лукой[2].
Вынужденная жить в миру, но стремясь всей душой к иночеству, Пульхерия произнесла обет безбрачия. Для развращенного Константинополя это было делом неслыханным. Но в ее отказе от замужества скрывалась и политическая причина – Пульхерия опасалась возможного противостояния между будущим супругом и братом. Она принесла всю свою жизнь в жертву – Богу, императору и государству. И за свое целомудрие сподобилась от Господа редкого дара – великой мудрости.
Под влиянием сестры, Феодосий II осознал, что без горячей веры и личного благочестия всех членов царского дома править православной Византией невозможно. Так во дворце учинился порядок, подобный монастырскому – «император вставал рано утром и вместе со своими сестрами пел во славу Божию антифоны». В покои Пульхерии и ее сестер-девственниц, не смел входить ни один мужчина. Помощь больным, сиротам и вдовам приобрела системный характер. Феодосий перенес в Царьград мощи свт.Иоанна Златоуста и построил новую базилику на месте сгоревшей Святой Софии, а в Иерусалим отправил золотой крест для водружения на Голгофе.
Сегодня – в фаворе, а завтра – в затворе
С пятнадцати лет благоверная Пульхерия вместе с братом стояла во главе Византийской империи. К изумлению современников, управляла «не с разумением жены, а с мудростью мужа, прекрасно и весьма благопричинно, делала хорошие распоряжения, скоро решала и излагала, что должно, старалась правильно говорить и писать на языках латинском и греческом, и славу всего, что делалось, относила к брату».
Ни одного дела царица не начинала без молитвы и разумного совета. Она прекрасно знала: если не окружить себя людьми умными, то неизбежно впадешь в руки хитрых. Поэтому приближала к себе только талантливых и мудрых. С их помощью укрепила армию и флот, наладила экономику и прекратила, наконец, гражданские беспорядки.
Когда Феодосию исполнилось 20 лет и встал вопрос о продолжении рода, Пульхерия подыскала брату достойную супругу. Дочь греческого философа Афинаида (в крещении – Евдокия) была совершенной красавицей – «с большими глазами, изящными чертами лица и стройным станом». Она была прекрасно образована, сочиняла оды и поэмы, переложила на стихи несколько книг Ветхого Завета. Феодосий был сражен наповал, и свадьба состоялась незамедлительно.
Известно, как трудно ужиться двум хозяйкам – не только на одной кухне, но и в одном дворце. Против Пульхерии неожиданно вспыхнул заговор, и ей пришлось покинуть дворец. Она по-христиански простила брату и снохе обиду и коварство, приняв эту скорбь смиренно, как из руки Божией. В монастыре, куда ее душа стремилась с малых лет, Пульхерия с воодушевлением предалась подвигам поста и молитвы и более о мирском уже не помышляла…
Но Константинополь, лишенный твердой правящей руки, сразу опрокинулся в хаос и смуту. Феодосий дважды отправлял посольство за сестрой, с великим трудом умолив ее вернуться.
В духе и истине
V век был временем нескончаемых богословских споров и прений, поэтому блаженной Пульхерии пришлось твердо отстаивать чистоту православного вероучения. Константинополь наводнили еретики, не понимавшие всей глубины и высоты учения Христа и потому искажавшие его. Их было множество: монтанисты и евномиане, гностики и валентиниане. Но более всего досаждали адепты ереси Нестория. Они отрицали таинство воплощения Бога-Слова, утверждали, что Иисус Христос – простой человек и называли Божию Матерь не Богородицей, а «Христородицей». Жесткое противостояние православных и несториан привело к необходимости созыва III Вселенского собора, на котором лжеучение Константинопольского архиепископа Нестория было осуждено[3].
Через несколько лет Пульхерии пришлось вновь вмешаться в церковные дела и созвать еще один – IV Вселенский собор. На нем была предана анафеме новая ересь – монофизитство, которая проповедовала, что во Христе присутствует только одна, Божественная, природа.
Святая чета
Тридцать пять лет Пульхерия управляла Византией – мудро и свято. Но в 450 г. император Феодосий скончался, не оставив наследника. И Сенат уговорил царевну выбрать себе супруга, а стране – императора. Это был очень сложный вопрос, учитывая обет безбрачия. Но мудрая дева его решила, связав своего избранника такими словами: «Я избираю тебя из всего Сената, как достойнейшего прочих. Дай мне слово, что ты уважишь девство мое, которое обещала я Богу, и я провозглашу тебя царем».
Сенатор Маркиан, действительно, был достоин императорского трона. Бесстрашный полководец, он выжил в плену у вандалов и спас Византию от кровожадного Аттилы-«бича Божия». Маркиан был незнатен, но мужествен и честен. К тому же, он был франком, как и мать Пульхерии.
Брак 51-летней Элии Пульхерии Августы и Флавия Маркиана, которому исполнилось 54 года, оказался настоящим Божиим благословением. Жившие в чистоте супруги во всем поддерживали друг друга, особенно, в делах милосердия. Учредили пешие крестные ходы, построили несколько храмов, больниц и приютов для бездомных. Для простого населения были снижены налоги, а при дворе запрещена продажа должностей. Над Византией поднялась заря будущего благоденствия… Однако блаженная Пульхерия неожиданно скончалась в 453 г., и никто до сих пор не знает, от чего. Последним желанием царицы было, чтобы все ее личное имущество раздали бедным.
Имя Пульхерия в переводе с греческого означает «прекрасная». В ней было все прекрасно: и лицо, и душа, и мысли, и поступки. Поэтому люди, встречавшие ее на своем земном пути, неизменно благословляли Господа, Сотворившего такую красоту.
Татьяна Владимировна Грудкина, педагог, писатель-публицист
[1] Августа Пульхерия построила в Константинополе три храма в честь Божией Матери – Одигитриевский, Влахернский (в нем хранилась Риза Богоматери), и Халкопратийский (в нем хранился Пояс Богоматери). Два последних названы по районам, в которых находились – Влахерны и Халкопратия. Ни один из храмов до нашего времени не сохранился. На месте Халкопратийского сейчас – мечеть и гостиница, на месте Влахернского – маленькая христианская часовня.
[2] Нам известна эта икона под названием – Смоленский образ Божией Матери.
[3] III Вселенский собор был созван в 431 г. в г. Эфес, IV Вселенский собор – в 451 г. в г.Халкидон.