РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ЕПИСКОПА ШУЙСКОГО И ТЕЙКОВСКОГО МАТФЕЯ пастырям, монашествующим и всем православным христианам Шуйской епархии
Возлюбленные о Господе пастыри Христовы, досточтимые игумены и игумении, насельники монастырей, прихожане святых храмов, все боголюбивые чада Шуйской епархии! Сердечно поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова!
Величайший христианский праздник, отмечаемый сегодня нами, необычайно сближает всех нас. Мы служим в одно и то же время, одним чином Богослужения, обращаемся ко Господу одним молитвенным устремлением. Господь обещал Своим ученикам: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), и Он незримо, таинственно является среди нас, освящает, животворит Свою Церковь. «Христос посреди нас», – так говорят служащие священники друг другу на литургии и отвечают: «И есть, и будет!» В Рождественскую ночь значение этого возгласа особенно глубоко. Святитель Иоанн Златоуст называет Рождество «митрополией всех праздников», поскольку оно является началом всех последующих событий земной жизни Спасителя – Крещения, Преображения, Воскресения. Как с рождением нового человека всех причастных к этому событию охватывает радость, так и с Рождеством Христовым в мир вошла новая, возвышеннейшая радость – в мир пришел «новый Адам», по слову апостола Павла, «дух животворящий» (1Кор. 15:45).
Мы сегодня мысленно переносимся в убогую вифлеемскую пещеру, где из-за склонившихся фигур праведного Иосифа и Приснодевы Марии сияет неземной свет от главы Божественного Младенца. Как сказано в одном предании, всё мироздание тогда на мгновение замерло – люди, животные, звезды на небе. Всё творение – живое и неживое – остановилось перед неизреченным Божественным присутствием: смиренный Бог возлежит в холодных яслях, и исходящий от Него неведомый мир касается душ всех присутствовавших. Так, скромно и сокровенно, началась новая история человечества.
Рождество Спасителя случилось ночью, в тишине, вдали от любопытных глаз и суетной молвы. Евангелие повествует, что очень немногие были посвящены в тайну Рождения Иисуса Христа, и Бог благоволил открыться лишь тем, кто ожидал Его пришествия и был чист в сердечных помышлениях. Господь пришел на Свою землю, к Своему избранному народу, но, отмеченный в римской переписи, Он был «вписан» и во всемирную историю. Евангельская история освятила общечеловеческую историю, дала ей особое внутреннее наполнение.
Вся история человечества обычно воспринимается как череда больших свершений: это – рождение и закат цивилизаций, масштабные войны и периоды мирного развития, это эпохи научных открытий и достижений в философской мысли. В этой череде событий наиболее обращают внимание на внешние, переломные рубежи, но всеобщая, глобальная цель самой истории для нас сокрыта. Нам даже трудно осознать, существует ли эта цель, какова она. Прошлый, наиболее стремительный в своем развитии век породил две страшные войны, унесшие десятки миллионов жизней, а также множество других локальных войн и конфликтов. А последние несколько десятилетий отмечены небывалой утратой человеческих ценностей и, скажем честно, деградацией нравственного состояния в обществе, несмотря на колоссальный техногенный прогресс. Мы можем сказать, что многие грандиозные эксперименты, которые осуществлялись в цивилизованных народах, в том числе, и в нашем государстве, были следствием забвения служения Богу, противлением Божественному замыслу. И мы не можем не ощущать на себе последствия всех этих трагических событий, не можем не видеть тех изменений, которые сказались на душах целых поколений.
Подлинно, Рождество Христово стало главным событием в истории, оно разделило бытие человечества на два периода – до Воплощения Господня и после него. После того, как Бог принял образ человеческий и стал во всем подобен нам, кроме греха, мы уже не можем сказать, что течение истории идет автономно, само по себе. Это новая история, в которой присутствуют Христос и Его Церковь. Бог явился в мир, чтобы мир спасти, освободить людей от греха и возвратить им цель, находящуюся за пределами этого мира – это вхождение в Царство Небесное, в Царство Божие. Для осуществления этой цели Господь и родился в грешном мире, чтобы принять на Себя все его тяготы и чтобы умереть за каждого из нас. Поэтому для нас Рождество Христово есть событие всемирное, общечеловеческое, непреходящее.
Нынешнее Рождество открывает год славного юбилея Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы продолжаем утверждать величайшую значимость этой Победы для всей нашей российской тысячелетней истории. Эта значимость заключается не только в победе русского оружия и народного духа, но и в духовном прозрении нашего народа, случившемся во время великой войны. Бог нам дал возможность через самые суровые испытания и многочисленные жертвы прийти к осознанию своей миссии, отойти от пропасти богоборчества, на краю которой мы стояли. Урок войны был и в том, что без помощи Божией все составляющие наших непомерных усилий могли и не осуществиться, не претвориться в великую Победу. Наш народ сильно изменился после войны, – мы победили страшного врага, и это дало силу нескольким поколениям, которые жили с сознанием победителей. Именно потомки войны – фронтовики, дети войны, дети детей войны – творили нашу последнюю историю. Как сильно контрастирует зловещий гул войны с тишиной Рождественской пещеры! Но нельзя не считать, что при всех ужасах того, что происходило три четверти века назад, мы смогли не только выжить и победить, но и сохранить человеческое лицо, и всё это случилось благодаря нашим христианским корням.
Рождество снова стало отмечаться как государственный праздник. Как известно, в этом году Шуя стала центром празднования «Русского Рождества». Шуя украсилась, осветилась и стала такой, какой мы ее еще не видели. Исторически в России самым важным зимним праздником было именно Рождество, которое ассоциировалось с семейными ценностями, домашним теплом, примирением. Нынешняя традиция празднования Нового года, доброго семейного праздника, во многом была заимствована из «Рождественских сказок», включая неизменные атрибуты праздника – елки, катания на санях, колядки. Хочу выразить признательность устроителям праздника и могу надеюсь, что эта традиция продолжится.
На всех призываю Божие благословение и желаю провести грядущие светлые дни Святок в проникновенном переживании Рождественского праздника и радости духовной, какой сподобились вифлеемские пастыри, первые свидетели Рождества.
«Христос рождается, славите!»
† Матфей,
епископ Шуйский и Тейковский
Рождество Христово 25 декабря 2019 / 7 января 2020 г.
Град Шуя