Архиерейское богослужение в монастыре Животворящего Креста Господня
22 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Божественную литургию в Покровском храме монастыря Животворящего Креста Господня с. Антушково.
Его Преосвященству сослужили наместник Николо-Шартомского монастыря архимандрит Филипп (Понамарчук), игумен монастыря Животворящего Креста Господня игумен Гавриил (Лысов) с братией обители в священном сане.
За богослужением пели Архиерейский хор и хор воспитанников детского творческого коллектива при монастыре Животворящего Креста Господня «Елюнино».
Епископ Матфей совершил рукоположение в иереи диакона Виктора Гринина.
По окончании богослужения епископ Матфей обратился к собравшимся с Архипастырским словом:
Поздравляю вас с Неделей Крестопоклонной и с памятью сорока мучеников Севастийских. Те праздники, которые связаны с Крестом Господним, являются престольными праздниками этого монастыря, потому что именно это место было освящено схождением Животворящего Креста, и с тех пор оно находится под особой благодатью Креста Господня. Сегодняшний день мы празднуем тоже Крестопоклонный праздник, Крест Господень выносится на середину в середине Четыредесятницы, чтобы укрепить наши немощные силы. Нет того человека, который бы нес Крест Господень, не изнемогая, и мы понимаем, что своими силами человек Крест Господень не донесет. Ему нужно всегда черпать силы у Господа, у Животворящего Креста Господня, тогда и личное крестоношение меняется, человек получает силы, чтобы продолжить свой жизненный спасительный путь.
Господь совершил тайну: освятил Крестное Древо, которое было позорным, и с тех пор Крест Христов стал Животворящим, он стал силой, которую мы даже понять не можем. Для иудеев это, по словам Апостола, соблазн, для эллинов — безумие. Никто не может вникнуть в тайну Креста Господня. Для спасаемых людей — это Сила Божия, которая человека-христианина встречает в этой жизни, сопровождает его по жизни, помогает ему в несении Креста и является печатью на могиле христианина.
Господь в сегодняшнем Евангелии говорит нам: «Возьми свой крест и следуй за мной». Этот призыв мы часто слышим в Евангелии, но он быстро нами забывается. Мы думаем, что мы несем сами, или не несем, или отрицаемся от Креста, или идем не за Господом, а совсем в другую сторону. Это напоминание еще раз говорит нам о том, что другого пути у человека нет.
Путь несения Креста, конечно, скорбный. Это всегда трудности, проблемы, тяжесть, болезни, скорби, беды, напасти, которые составляют наше крестоношение. Этого человеку не миновать. Все это мы должны пройти, и пройти не как неверующие люди, которые всего этого отрицаются. Когда какая-то тяжесть появляется, человек говорит: это не мое, я этим путем не пойду, это ущемляет мою волю, это портит мое здоровье, это раньше времени меня в могилу загонит, это перенапряжение скажется на моем здоровье. Всегда человек может оправдаться, всегда есть причина отказаться, сказать: «Не хочу, потому что это некомфортно, неудобно, неприятно». Человеку свойственно райское наслаждение. Будучи лишенным в этой юдоли плача рая, человек хочет заменить его чем-то в этой жизни, это свойственно человеческой природе. Она потеряла рай, лишилась блаженства. Мы понимаем, что обретение рая происходит в крестоношении, в терпении скорбей, напастей, всего того, что нам Господь говорит в Евангелии.
В Евангелии от Матфея сказано, что восстанет народ на народ, появятся военные слухи, катастрофы, моры, землетрясения по местам. И это не конец, но начало болезней. Когда мы читаем Евангелие, то никогда не применяем его к своему времени. Говорим, что это либо было, либо будет, оно не должно коснуться нас. Оно касалось наших предков и будет касаться наших внуков, но не нас. Почему мы заслужили войны, скорби, болезни? Но человек не может распоряжаться ни временем, ни промыслом Божиим — ничем. Все, что случается, течет и идет согласно Священному Писанию. Нет такой строки Священного Писания, которая не сбылась бы или не сбудется. Просто нам иногда не хочется, чтобы это с нами случалось, нам хочется, чтобы это было попозже и этот крест не лег на нас.
Но мы видим, насколько шаткий, неустойчивый этот мир. Когда нам говорят о временной жизни, мы так легко об этом думаем. Но она шаткая, здоровье у человека шаткое, его имущество, жилье сгорает, пропадает, его крадут воры. Последние события показали, насколько быстро можно убрать наличность, насколько быстро человека можно закрыть в его квартире, насколько быстро человек может умереть. Это нас вынуждает молиться. Не печалиться, унывать и тосковать, а молиться. Попущено что-то Богом — за наши грехи еще не то может быть попущено. Но Господь говорит, что в молитве все преодолевается, в молитве все можно преодолеть: любую заразу, любую беду, любую скорбь можно пережить. Человек быстро ко всему привыкает. Случается война. Месяц — и люди другие, они уже забыли ту жизнь, которая была до этого, спокойную, мирную и благостную. Человеку приходится и такой крест нести.
Сегодня мы собрались на этом месте, чтобы особо помолиться перед Животворящим Древом, чтобы страшные беды поменьше сказывались на нашем Отечестве, чтобы в нашей жизни все эти передряги проходили спокойно, без паники, без ступора, уныния, чтобы силой Креста Господня нам совершать движение и в этом Великом посту, и в жизни, и всегда знать, что мы можем принять эту силу, силу благодати, силу Креста Господня. Господь никого ее не лишает, дает каждому, кто просит и покоряется воли Божией и промыслу Божию. Потому что бывает, человек ведет себя непонятно. Он у Бога что-то просит. А когда Господь ему что-то говорит неудобоносимое, он отвечает: «Нет, Господи, это я не буду, Ты мне дай, а я Тебе не дам». Это самое важное. Когда человек живет волей Божией и промыслом Божиим, ему все дается, потому что он отдает, он может отдать все, что Господь скажет. А когда все идет в одну сторону, это самое страшное в жизни человека — когда верующий человек не может покориться воли Божией и промыслу Божию. У него свое я и свое мнение на первом месте. Вот этого нам надо бояться. Ведь тогда мы можем лишиться силы Господней, она может от нас отступить. Человек молится, причащается, а исполнить ничего не может и не хочет. Вот это страшная беда. Грех — самая страшная беда. Грех — самая страшная моровая язва, но о ней никто не говорит, ее безбожный мир не боится, потому что он живет во грехе и не хочет отделиться от него. А нам это нужно всегда чувствовать. Вот что самое страшное, вот чего нужно страшиться, а не каких-то там других зараз. Христианин всегда готовится, чтобы умереть, он всегда так должен жить. Бывает, мы это забываем, но нам постоянно Господь напоминает: жизнь шаткая, здоровье шаткое. Дай Бог нам укрепляться Силой Животворящего Креста, нести свой маленький крест без ропота и служить по мере возможности Богу!