Приветственное слово епископа Шуйского и Тейковского Матфея участникам регионального этапа XXIX Международных Рождественских образовательных чтений
8 декабря епископ Матфей принял участие в региональном этапе XXIX Международных Рождественских образовательных чтений. Он обратился к слушателям с приветственным словом.
Возлюбленные о Господе отцы и братия, матери и сестры!
Приветствую вас на региональном этапе XXIX Международных Рождественских Образовательных чтений. Это событие стало уже в нашей епархии доброй традицией, которая способствует развитию диалога между Церковью и обществом и является ярким примером соработничества Церкви и государства. И тема, которой посвящены Рождественские чтения в этом году, предоставляет для этого замечательный повод. Александр Невский, 800-летие со дня рождения которого мы празднуем, был выдающимся правителем, государственным мужем, удостоенным церковного прославления в лике святых.
Все знают о военных подвигах святого Александра, о его победах над немцами, литовцами, шведами, которые он совершил в очень молодом возрасте. Однако мы призваны не только внимательно присмотреться к ратным победам святого князя, но увидеть сам образ его мышления, определивший его поступки. Именно те ценности, которые отстаивал Александр Невский, превозмогая какие-либо личные желания, и стали залогом его успеха – как в победах над латинянами, так и в его многотрудной дипломатической деятельности на Востоке. Благоверный князь необычайно чутко улавливал волю Божию, внимал ей во всей своей деятельности и свое беспримерное мужество соединял с богобоязненностью и глубочайшим смирением, которое заключалось в покорности им воле свыше. С одной стороны, воля Божия указывала ему бесстрашно встать с мечом на посягания папского Запада, но с другой – всецело покориться языческому Востоку, игу татарскому. Принять такое решение, стоившее ему многих страданий в течение всей его недолгой жизни, и стало главным подвигом его святой деятельности.
То, что мы сегодня называем дипломатией, в отношении политики святого Александра было не системой уступок и интриг, а дальновидным пониманием будущего Руси и его пламенной молитвой за вверенных ему людей и свое Отечество. Нам понятна, очевидна жертвенность на поле брани, но долгое и томительное ожидание покорности своего народа, который не приемлет смиренно воли Божией – более суровое испытание, которое можно приравнять к мученичеству. Возможно, что самый благородный поступок князя Александра состоял в том, что он принял всю тяжесть земного княжения без его внешнего блеска и величия. Придя в Орду, князь Александр увидел «честь и славу земного царства», какую обещал показать ему Батый. Но святой Александр этой славы не добивался. Он принял «царство» над русским народом в состоянии его униженной зависимости и пекся всю жизнь не о своем временном царствии, а о славе будущего, вечного Царствования, путь к которому лежал в истинном православном исповедании. Отвратив славу царства временного, он узрел славу Царства Небесного, став вечным победителем в вечном Царстве.
Последние годы в жизни Вселенской Церкви можно назвать годами соблазна веры. Мы все более и более остаемся в окружении недругов, в духовном отчуждении. На примере князя Александра мы видим, что жизнеспособность нашего государства в самый критический момент истории происходила из верности идеалам веры и Церкви, в отсутствии духовных компромиссов, в особой чуткости воле Божией. Твердое исповедание веры и есть главный меч, с которым изображают святого Александра на иконах. Именно благодаря стоянию в вере два подвига святого князя Александра – по определению Г.В. Вернадского, «подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке» – увенчались успехом: было воздвигнуто русское православное царство, а образ Александра Невского навсегда запечатлелся в исторической и культурной памяти русского народа.
Желаю всем участникам чтений Божиего благословения и плодотворной работы.
† Матфей,
епископ Шуйский и Тейковский
8 декабря 2020
Град Шуя