Литургия Преждеосвященных Даров в пос. Лежнево. Память сщмч. Владимира Лежневского

3 апреля, в среду 3-й седмицы Великого поста, епископ Шуйский и Тейковский Иоанн совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери поселка Лежнево.

Его Преосвященству сослужили настоятель храма  иеромонах Иаков (Сандык),  протоиерей Валерий Преображенский (храм иконы Божией Матери «Знамение» п. Лежнево), игумен Серафим (Копнин) (храм Троицы Живоначальной с. Петровское), иеромонах Иосиф (Журавский) (храм Троицы Живоначальной с. Новые Горки), иерей Алексей Малкин (храм свт. Николая Чудотворца д. Воскресенское) , иерей Николай Кокарев (храм свт. Николая Чудотворца п. Лежнево), благочинный Южского района иерей Василий Смирнов.

За богослужением пел Архиерейский хор.

По окончании богослужения было совершено славление священномученику Владимиру Лежневскому. В этом году исполняется 155 лет со дня его рождения.

В книге «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века» игумена Дамаскина (Орловского) приводятся следующие сведения о священномученике Владимире:

«Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся в 1869 го­ду в го­ро­де Шуе Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Фе­до­ра Вве­ден­ско­го. В 1889 го­ду он окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся на де­ви­це Со­фии. Впо­след­ствии у них с же­ной ро­ди­лось чет­ве­ро де­тей. 10 мар­та 1891 го­да Вла­ди­мир Фе­до­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Рож­де­ствен­ской церк­ви в се­ле Леж­не­во Ков­ров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, в ко­то­рой он и про­слу­жил всю жизнь; с 1920 го­да он был в ней на­сто­я­те­лем. В пер­вый раз отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван в 1922 го­ду по де­лу о со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей, но вско­ре осво­бож­ден.В на­ча­ле 1930 го­да вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние о за­кры­тии Рож­де­ствен­ской церк­ви, но по­сколь­ку ни при­хо­жане, ни свя­щен­ни­ки не со­би­ра­лись доб­ро­воль­но от­ка­зы­вать­ся от бо­го­слу­же­ний, то за­крыть храм мож­но бы­ло лишь аре­сто­вав свя­щен­ни­ков. 4 фев­ра­ля 1930 го­да бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли, ко­то­рые по­ка­за­ли:«Вла­ди­мир Вве­ден­ский через цер­ковь и мо­леб­ны по до­мам раз­но­сит ан­ти­со­вет­скую за­ра­зу – свои ре­ли­ги­оз­ные суж­де­ния, ве­дет аги­та­цию про­тив кол­хо­зов, на­ло­гов и дру­гих ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти. С ам­во­на про­из­но­сит про­по­ве­ди по­чти по­сле каж­до­го бо­го­слу­же­ния, и глав­ным об­ра­зом у свя­щен­ни­ков про­ис­хо­дят со­бра­ния ве­ру­ю­щих по сво­е­му пла­ну, где они да­ют ин­струк­ции сей чер­ни».«Свя­щен­ник Вла­ди­мир Фе­до­ро­вич Вве­ден­ский очень осто­ро­жен и сво­их взгля­дов на со­вет­скую власть пря­мо не вы­ска­зы­ва­ет. Бы­вая с тре­ба­ми по до­мам, ино­гда го­во­рит, что, вот жмут пра­во­слав­ную ве­ру, это­го до­пус­кать не нуж­но».«Во­круг церк­ви по­сел­ка Леж­не­во груп­пи­ру­ют­ся ан­ти­со­вет­ские эле­мен­ты из быв­ших тор­гов­цев во гла­ве со свя­щен­ни­ком Вла­ди­ми­ром Вве­ден­ским, ко­то­рый до сих пор чи­та­ет про­по­ве­ди, по су­ще­ству, ан­ти­со­вет­ские». В тот же день отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван, все его иму­ще­ство пе­ре­пи­са­но, и жене бы­ло за­пре­ще­но про­да­вать или пе­ре­да­вать его ко­му-ли­бо. 5 фев­ра­ля 1930 го­да вла­сти до­про­си­ли свя­щен­ни­ка; от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, отец Вла­ди­мир ска­зал: «Лич­но я ве­ду свою жизнь за­мкну­то, ни­ка­ких по­се­ще­ний меж­ду на­ми, цер­ков­ным при­чтом, не бы­ва­ет и не бы­ло, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев ис­пол­не­ния ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов… У ме­ня ни­ко­гда ни с кем из при­хо­жан не бы­ло раз­го­во­ров о по­ли­ти­ке со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства в свя­зи с за­кры­ти­ем церк­ви, хо­зяй­ствен­ны­ми и дру­ги­ми во­про­са­ми».Сле­до­ва­тель спро­сил, как отец Вла­ди­мир от­но­сит­ся к об­нов­лен­че­ству: так как ОГПУ под­дер­жи­ва­ло об­нов­лен­цев, то и сле­до­ва­те­ля ин­те­ре­со­ва­ло от­но­ше­ние к ним свя­щен­ни­ка. Отец Вла­ди­мир от­ве­тил:«В пе­ри­од об­суж­де­ния во­про­са о пе­ре­хо­де в об­нов­лен­че­скую ори­ен­та­цию, ко­гда осо­бо в этом ини­ци­а­ти­ву про­яв­ля­ли чле­ны прич­та Смир­нов и Цвет­ков, я лич­но и осталь­ной цер­ков­ный при­чт бы­ли не со­глас­ны с этим, как на­при­мер в ча­сти хо­тя бы то­го, что мы, цер­ков­ные слу­жи­те­ли, при этом долж­ны бы­ли вы­пол­нять толь­ко ис­клю­чи­тель­но свои обя­зан­но­сти как бы “тех­ни­че­ски”… по­сле это­го строй цер­ков­ной служ­бы остал­ся преж­ний; сей­час этот Смир­нов вы­шел из церк­ви (в 1923 го­ду), а Цвет­ков слу­жит свя­щен­ни­ком в се­ле Хо­му­то­во Тей­ков­ско­го рай­о­на». 6 фев­ра­ля 1930 го­да вла­сти пе­ре­ве­ли от­ца Вла­ди­ми­ра в шуй­скую тюрь­му. Вме­сте с ним был аре­сто­ван при­чт хра­ма, чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та и мо­на­хи­ни, нес­шие в хра­ме по­слу­ша­ние ал­тар­ниц и пса­лом­щиц.11 фев­ра­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но. В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии сле­до­ва­тель на­пи­сал, что ан­ти­со­вет­ская груп­па в Леж­не­ве ве­ла «ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и про­па­ган­ду, на­прав­лен­ную к сры­ву про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий и воз­буж­де­нию кре­стьян и ра­бо­чих Леж­нев­ско­го рай­о­на про­тив со­вет­ской вла­сти. Груп­па спа­я­на на поч­ве един­ства ре­ли­ги­оз­ных воз­зре­ний и общ­но­сти по­ли­ти­че­ских ин­те­ре­сов… Встре­ча­ясь в церк­ви по­сле мо­ле­ний под ви­дом ре­ше­ния цер­ков­ных дел, раз­ре­ша­ли во­про­сы ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра».15 фев­ра­ля трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Вла­ди­ми­ра к трем го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре. 30 мар­та свя­щен­ник при­был в Со­ло­вец­кий ла­герь осо­бо­го на­зна­че­ния. Здесь он ра­бо­тал дне­валь­ным, су­шиль­щи­ком бе­лья, сбор­щи­ком утиль­сы­рья. На­чаль­ник ко­ман­ди­ров­ки пи­сал в ха­рак­те­ри­сти­ке на него: «Тру­до­лю­би­вый и ис­пол­ни­тель­ный ра­бот­ник, несмот­ря на свой пре­клон­ный воз­раст. Дис­ци­пли­ни­ро­ван и веж­лив. Взыс­ка­ни­ям и во­об­ще за­ме­ча­ни­ям не под­вер­гал­ся. В куль­тур­ной ра­бо­те не участ­ву­ет, как слу­жи­тель куль­та». Остав­ши­е­ся до­ма же­на свя­щен­ни­ка Со­фия Ни­ко­ла­ев­на, до­че­ри Ма­рия, Ан­на, Ве­ра и сын Ва­си­лий, как ли­шен­ные всех граж­дан­ских прав, бы­ли ли­ше­ны и средств к су­ще­ство­ва­нию5 мар­та 1931 го­да адми­ни­стра­ци­ей Со­ло­вец­ко­го конц­ла­ге­ря бы­ла со­став­ле­на ха­рак­те­ри­сти­ка на от­ца Вла­ди­ми­ра, в ко­то­рой о нем го­во­ри­лось как об ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­ном че­ло­ве­ке. 13 мар­та при ам­бу­ла­тор­ном об­сле­до­ва­нии свя­щен­ни­ку был по­став­лен ди­а­гноз: «Мио­кар­дит, ар­те­рио­скле­роз, ис­то­ще­ние и стар­че­ская сла­бость». В это вре­мя он на­хо­дил­ся в 4-м ла­ге­ре на ост­ро­ве Ан­зер на ко­ман­ди­ров­ке «Гол­го­фа». 26 мар­та в свя­зи с ухуд­ше­ни­ем со­сто­я­ния здо­ро­вья свя­щен­ник был по­ме­щен в ста­ци­о­нар, рас­по­ла­гав­ший­ся в Гол­го­фо-Рас­пят­ском ски­ту. Свя­щен­ник Вла­ди­мир Вве­ден­ский скон­чал­ся 3 ап­ре­ля 1931 го­да в по­ло­вине вось­мо­го ве­че­ра и 5 ап­ре­ля был по­гре­бен на клад­би­ще у Вос­кре­сен­ской церк­ви на ост­ро­ве Ан­зер».

В этот день епископ Иоанн провел встречу с главой Лежневского муниципального района Андреем Юрьевичем Ильичевым и первым заместителем главы Анной Николаевной Сазоновой. В числе прочих обсуждался вопрос о подготовке к фестивалю «Река времени».