Святитель Афанасий, епископ Ковровский
В 2012 году исполняется 50 лет со дня преставления (15/28 октября) и 125 лет со дня рождения (2/15 июля) святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника. По воспоминаниям современников, старец-епископ был одним из тех редчайших людей, которым хочется поклониться до земли и припасть к коленям, ища у них неоскудевающего мужества и неугасимого тепла. А поклониться можно было бы, даже если знать только внешние факты его жизни. Сам владыка вспоминал в конце 50-х годов об исповедническом периоде своей жизни, что он провел «на епархиальном служении 33 месяца; на свободе, не у дел — 32 месяца; в изгнании — 76, в узах и горьких работах — 252 месяца».
Святой Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии. Лишившись отца в раннем детстве, Сергей воспитывался матерью, желавшей видеть сына монахом. С детских лет он часто посещал богослужения и полюбил молитву, научился вышивать церковные облачения. В 1896-1902 годах юноша учился в Шуйском духовном училище, где написал свое первое литургическое сочинение — тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Шуйской-Смоленской иконы. Эту икону глубоко любили все жители Шуйской местности, особенно же она широко почиталась воспитанниками Шуйской духовной школы.
За образец для составления указанного песнопения будущий владыка избрал тропарь Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. Впоследствии святитель Афанасий вспоминал об этом так: «Помнится мне, когда я еще учился в Шуйском духовном училище, я, не удовлетворяясь общим тропарем Богородице, пытался приспособить тропарь Владимирской». Затем будущий владыка обучался во Владимирской семинарии и Московской Духовной академии, которую окончил в 1912 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной». Еще на студенческой скамье у Сергея Сахарова созрело твердое решение принять монашеский постриг, и по окончании курса Московской духовной академии он привел свое решение в исполнение. Пострижение его в монашество состоялось 12 октября 1912 года с наречением имени Афанасий. Через два дня он был рукоположен во иеродиакона, а 17 октября — во иеромонаха. В этом же году иеромонах Афанасий назначается на должность преподавателя пастырского богословия, гомилетики и литургики в Полтавскую духовную семинарию, а через год переводится во Владимирскую духовную семинарию, в которой преподает те же предметы до 1918 года. В январе 1918 года отец Афанасий вошел в состав членов Поместного Собора Русской Православной Церкви, приняв активное участие в подготовке Соборных решений. В 1920 он был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, а после его закрытия – настоятелем Боголюбского монастыря в Боголюбове.
10 июля (27 июня ст. ст.) 1921 г. состоялась хиротония архимандрита Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. С этого момента начался крестный путь святителя. Он мужественно пас Христово стадо, обличая гонителей Церкви и обновленцев, соглашателей с безбожной властью. Первый арест святителя произошел 30 марта 1922 года. Он положил начало многолетним тюремным мытарствам владыки Афанасия. Но, как это ни покажется странным, положение заключенного владыка считал более легким, чем положение тех, кто, оставаясь на воле, терпел бесчисленные притеснения от обновленцев. Он даже называл тюрьму «изолятором от обновленческой эпидемии». Путь владыки по тюрьмам и ссылкам был нескончаемым и изнурительным: владимирская тюрьма, Таганская в Москве, Зырянская, туруханская, лагеря: Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Онежский, Мариинские в Кемеровской области, Темниковские в Мордовии… У архиерея-исповедника в лагере была «любимая работа» — уборка отхожих мест и вывоз нечистот; он понимал это «послушание» лагерным властям как роднящее его с другим святым гимнографом Православной Церкви — преподобным Иоанном Дамаскиным.
В ссылке им был написан важный литургический труд — «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». После освобождения в 1955 году святитель Афанасий продолжал работать на благо Церкви. К этому времени относятся его письма духовным чадам с призывом к воссоединению с Московской Патриархией. Эти письма имели широкое хождение среди «непоминающих» и способствовали возвращению многих под омофор Московского Патриарха. Живя скромно, владыка почти не обращал внимания на внешность людей. Не любил славу и честь людскую, учил творить добро только во славу Божию, чтобы не лишиться будущего воздаяния. Наставлял, что таланты — это дар Божий и ими нельзя гордиться. Однажды на вопрос «Как спастись?» он ответил: «Самое главное — это вера. Без веры никакие самые лучшие дела не спасительны, потому что вера — фундамент всего. А второе — это покаяние. Третье — молитва, четвертое — добрые дела. И хуже всякого греха — отчаяние». К покаянию владыка учил прибегать как можно чаще, сразу, как только осознается грех, — очищать душу слезами покаяния.
Молитва заполняла всю жизнь святителя и была такой живой и сильной, что молящиеся с ним отрешались от всего земного. И многие по его молитве получали скорую помощь. Владыка часто говорил, что в трудных случаях жизни надо молитвенно прибегать к тому святому, чье имя ты носишь. Молитвенному обращению к нашим заступникам — святым Православной Церкви — он вообще придавал особое значение.
В 1956-1958 годах владыка возглавлял Богослужебно-календарную комиссию. Деятельность святителя была связана с восстановлением празднования в Русской Церкви памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Он отдал много сил работе по составлению точного месяцеслова, общецерковного календаря и Богослужебных указаний. В последние годы жизни владыка вел обширную переписку. Святитель Афанасий мирно отошел ко Господу 15/28 октября 1962 года.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000 году причислил святителя Афанасия к лику святых в чине священноисповедника. Знаток богослужения и ревностнейший исполнитель Устава Православной Церкви, он прожил поистине многотрудную и полную великой скорби жизнь.